В 30-х и 40-х годах прошлого столетия Малкольм Кэмпбелл был не меньше известен, чем, например, короли, президенты и министры крупных держав. Причина в том, что этот человек был буквально одержим скоростью и установил мировые рекорды на земле и воде. Но самое интересное, что потомки Малкольма Кэмпбелла пошли по его стопам, и продолжили устанавливать новые рекорды. Дональд Кэмпбелл, один из его сыновей, закончил свою жизнь трагически, пытаясь преодолеть собственное достижение на воде на озере Конистон в 1967. Тело пилота удалось найти и извлечь из воды только спустя более 30 лет.
“Синяя птица” Малкольм Кэмпбелла
Малкольм Кэмпбелл родился 11 марта 1885 года в Британии, городе Чизлхерсте. Во время обучения в Германии он стал активно интересоваться мотоциклами и мотогонками. Поэтому спустя несколько лет по возвращении в Англию, он полностью посвятил себя мотоспорту. В 1906—1908 годах Кэмпбелл выиграл три гонки на мотоциклах London to Lands End Trials.
Однако уже в 1910 году он переключился на гонки на автомобилях, а свой первый гоночный автомобиль назвал “Синей птицей”. С тех пор он и его потомки давали это название всем своим гоночным автомобилям и водным глиссерам. При этом сами машины они окрашивали в синий цвет. Такое название Малкольмом Кэмпбеллом было придумано под впечатлением от одноименной пьесы Мориса Метерлинка “Синяя птица”, которую он посмотрел в театре.
С началом Первой мировой войны Малкольм Кэмпбелл был призван в качестве военного мотоциклиста и участвовал в битве при Монсе в августе 1914 года. Затем его перевели в Королевский авиакорпус. Еще до войны он имел некоторый опыт полетов на различных самолетах, в том числе и на созданном собственноручно.
Рекорды скорости Малкольма Кэмпбелла в 20-х годах
В 20-х годах Малкольмом Кэмпбелл приобрел спортивную машину Sunbeam, которая позволила ему разогнаться до рекордной скорости в 226 километров в час. После ремонта, обслуживания и перекраски, “Синяя птица” отправилась на остров Фаноэ в Дании, смогла развить еще большую скорость — 234 километра в час. Однако этот рекорд не получил международного признания.
Но Кэмпбелла это не остановило. После настройки автомобиля и нескольких неудачных попыток, он разогнался до 235,22 километра в час, в результате чего побил официальный рекорд, установленный ранее на автомобиле Fiat во Франции. На этот раз его достижение было зафиксировано и общепризнано.
Когда до Малкольма Кэмпбелла дошли слухи, что его рекорд собирается побить Джон Годфри Пэрри Томас, он совершил еще один заезд, и смог разогнать свой автомобиль до 242 километров в час, в результате чего стал первым водителем, преодолевшим скорость в 150 миль в час. В честь этого события он создал несколько машин Sunbeam с 350-сильным двигателем объемом 18,3 литра. Два из них сохранились по сей день.
Однако рекорд продержался не долго. Уже в следующем году максимальную скорость преодолел Генри Сигрейв на автомобиле с мотором в тысячу лошадиных сил. Разумеется, это подтолкнуло Малкольма Кэмпбелла к новым достижениям. В течение последующих десяти лет он готовился к новому рекорду.
В начале 27-го года для этого был создан Napier-Campbell Blue Bird, то есть третья версия Blue Bird с двенадцатицилиндровым мотором Napier Lion мощностью около 450 лошадиных сил без наддува и объемом 22,3 литра. К слову, аналогичным мотором был оснащен гидросамолет Supermarine S.5.
На этом автомобиле Малкольм Кэмпбелл разогнался до 314 километров в час. Однако гонщик Генри Сигрейва вскоре на автомобиле Sunbeam с 1000-сильным мотором достиг скорости в 320 километров в час. Тогда Кэмпбелл перестроил свой автомобиль, и установил новый, более мощный двигатель, на котором в феврале 28-го года разогнался до 333 км/ч. Но и этот рекорд оставался непобитым около двух месяцев.
В 29-ом году гонщик решил подыскать более подходящую трассу для новых достижений, так как песчаный пляж, на котором были установлены предыдущие рекорды, по его мнению был недостаточно предсказуемым. В результате в качестве трассы он выбрал дно высохшего озера Вернойкпан.
Новые рекорды и последние достижения гонщика
На свой день рождения, когда Малкольму Кэмпбеллу исполнилось 44 года, он узнал, что его рекорд побил Генри Сигрейв, который на автомобиле Golden Arrow разогнался до 372,47 км/ч. На новой же африканской трассе Blue Bird не смог добиться такого же результата. Правда, установил мировые рекорды на дистанции в пять и десять миль, проехав их со скоростью 341 км/ч.
Однако вскоре Генри Сигрейв, главный соперник Кэмпбелла, погиб. Трагедия произошла летом 30-го года при попытке установить очередной рекорд на воде, пока сам Кэмпбелл работал над преодолением рекорда на земле в Африке. Несмотря на соперничество между двумя гонщиками, Кэмпбелл тяжело перенес гибель своего коллеги.
Также, обеспокоенный тем, что новый рекорд могут побить американцы (Генри Сигрейв был Британцем), Малкольм Кэмпбелл разогнался до 396 км/ч, а год спустя достиг скорости в 404 км/ч. Эти события получили большой отклик в прессе, а сам гонщик был посвящен в рыцари, и стал сэром Малкольмом Кэмпбеллом.
Для новых рекордов Малкольм Кэмпбелл использовал автомобиль Campbell-Napier-Railton Blue Bird IV 1931 года имел обновленный мотор Napier Lion VIID, развивавший мощность в 1350 лошадиных сил. Это был первый мотор с наддувом, которые когда-либо использовали в подобных автомобилях. Кроме того, на машине впервые был установлен аэродинамический стабилизатор.
Blue Bird V с секретным двигателем Rolls-Royce R
В 33 году Кэмпбеллу необходим был новый мощный мотор, поэтому он обратился в Министерство авиации, и получил разрешение на использование секретного мотора Rolls-Royce R, который устанавливался на гидросамолеты Supermarine S.6. Его мощность составляла 2300 л.с, а объем двигателя — 36,7 литров. Мотор работал на специально разработанном для него топливе в виде смеси бензола, метанола, ацетона и тетраэтилсвинца. Форма кузова нового автомобиля была на этот раз тоже сильно изменена.
Первый рекорд на этом автомобиле, установленный в феврале 1933 года, составил 438 км/ч. Однако во время заезда была выявлена проблема — пробуксовка задних колес, что приводило к потере скорости. Спустя два года, после доработки конструкции, Кэмпбелл улучшил свой показатель до 445,5 киллометров в час. А в сентябре 35-го разогнал свой автомобиль до 489 км/ч. Это был последний его рекорд на суще.
Рекорд скорости Малкольма Кэмпбелла на воде
Добившись немалых успехов на земле, гонщик решил добиться аналогичных успехов на воде и превзойти американцев. Глиссер Blue Bird K3 был построен на базе того же двигателя Rolls-Royce R весом более 700 кг. Длина судна составляла 7 метров, а ширина 2,9 метров. Это позволило обеспечить необходимое водоизмещение в 2243 кг.
Глиссер имел корпус с одним килем и плоское днище. Корпус был фанерным, а на случай крушения конструкторы предусмотрели несколько десятков тысяч шаров от пинг-понга, зашитые в мешки. Такие поплавки обеспечивали запас плавучести.
Однако своим скоростным показателем в 130 миль в час Кэмпбелл не был удовлетворен, в результате чего приступил к строительству нового глиссера. В отличие от прошлого аппарата, новая лодка имела трехточечную гидродинамическую схему и три киля. На максимальной скорости катер соприкасался с водой только в 3 точках. Таким образом было уменьшено гидродинамическое сопротивление.
Под днищем же глиссера возникала подъемная сила, которая стремилась оторвать лодку от воды. Однако в случае отрыва полет становился хаотичным и был чреват аварией.
На новом глиссере Blue Bird K4 Малкольм Кэмпбелл добился своей цели — поставил абсолютный рекорд, разогнавшись до 141 мили/час на озере Конистон. Это произошло летом 39-го года. На этом карьера гонщика завершилась. Он прожил еще 9 лет и умер в 1948 году в возрасте 64 года от болезней.
Достижения скорости на воде Дональда Кэмпбелла
Вопреки воле своего отца, Дональд Кэмпбелл пошел по его стопам. Летом 1949 года на лодке Малкольма Кэмпбела Blue Bird K4 решил побить рекорд, установленный отцом. Правда, сделать этого ему не удалось, он лишь близко подошел к заветной скорости. Но на этом он не остановился.
После модификации Bluebird K4, в сентябре 1951 года Кэмпбеллу младшему удалось разогнать свой гидроплан до 270 км/ч. Правда этот рекорд привел к разрушению лодки. Кроме того, уже в следующем году американцем Стэнли Сейресом рекорд был поднят до 286 км/ч.
Надо сказать, что в это время другой британский гонщик Джон Кобб испытывал свой реактивный гидроплан Crusader. Однако в 1952 во время испытаний он погиб. Кэмпбелл младший был расстроен этим событием, но решил вернуть планку первенства Британии, и построил новый гидроплан Bluebird K7 с реактивным двигателем. На этой лодке он смог побить 7 мировых рекордов в период с 55-го по 64-ый год включительно. Последний рекорд составил 444,71 км/ч.
Рекорды Дональда Кэмпбелла на суше
Добившись успеха на воде, в 1956 году Дональд Кэмпбелл занялся строительством нового автомобиля. К своему проекту он привлек сразу несколько компаний, таких как Dunlop, BP, Lucas Automotive, Smiths Industries, Rubery Owen и прочие. В результате к весне 1960 года появилась машина Bluebird-Proteus CN7. Испытания проходили на соляных равнинах в Бонневилле.
Во время одного из заездов гонщик потерял управление и разбился на скорости 360 миль в час. Однако благодаря особой конструкции машины, он не погиб, хотя и был госпитализирован с травмой черепа. Компания Rubery Owen взялась за восстановление автомобиля и успешно справилась с задачей.
После долгого выбора трассы, Дональд Кэмпбелл решил воспользоваться равниной на одном из высохших озер Австралии. В результате к концу 62-го года восстановленный Bluebird CN7 отправили в Австралию. Правда, заезд не состоялся из-за погоды.
Весной 64-го года Дональд Кэмпбелл опять отправился в Австралию, однако из-за того, что трасса была все еще мокрой, только в середине июля он совершил заезд и установил рекорд скорости, который составил 648,73 км/ч.
Гибель Дональда Кэмпбелла
Дональд Кэмпбелл поставил перед собой цель — установить рекорд скорости на воде и на суше в один год. Последний раз ему это удавалось в 1964 году. Чтобы добиться цели, он приступил к строительству нового гидроплана Blue Bird K7, на котором планировал установить сверхзвуковой рекорд скорости.
Глиссер был достаточно компактный, и оснащенный ракетными реактивными двигателями Bristol Siddeley BS.605, которые использовались в военных самолетах. Весной 66-го Кэмпбелл приступил к преодоления нового рекорда, однако из-за плохой погоды провести испытания не удалось — в воздухозаборники и в двигатель попало много мусора.
В декабре, когда погода наладилась, он совершил несколько заездов со скоростью выше 400 км/ч, но его такой результат не устраивал. Лодка была модифицирована, и
4 января 1967 года начались новые тестовые заезды. В первом из них Кэмпбелл проехал со скоростью около 459 км/ч.
Во время второго заезда гонщик достиг скорости в 480 км/ч, однако из-за изменившейся погоды либо волны, катер оторвался от воды и разбился. Спасатели быстро прибыли на место крушения, однако не смогли найти ни тело гонщика, ни сам катер. На поверхности остался только искореженный поплавок.
Лишь 8 марта 2001 года удалось найти и поднять со дна озера деформированный остов лодки, а еще спустя два месяца были найдены и останки самого Дональда Кэмпбелла. В результате он был захоронен 12 сентября 2001 года. Лодка же Blue Bird K7 была восстановлена из обломков и в настоящее время находится в музее.
Обязательно подпишитесь на наши каналы в Дзен и Telegram. Так вы всегда будете в курсе новых научных открытий!
Впоследствии Джина Кэмпбелл, дочь Дональда Кэмпбелла, побила рекорд на воде среди женщин. В 1984 году на лодке Agfa Bluebird она развила скорость до 122,86 миль в час. А племянник Кэмпбелла установил рекорд скорости на электромобиле. Напоследок отметим, что погоня за скоростью продолжается — спортсмены устанавливают новые рекорды на земле и воде, хотя и не так часто, как это было полвека назад. Например, в 1997 году был установлен рекорд скорости в 1227 километров в час на земле, и который по сей день не удалось побить.