Главная / Наука и технологии / История советского реактивного поезда, который разгонялся до 250 километров в час

История советского реактивного поезда, который разгонялся до 250 километров в час

История советского реактивного поезда, который разгонялся до 250 километров в час. Советский турбореактивный поезд разгонялся до скорости в 250 км/ч. Источник фото: railtrain.pro. Фото.

Советский турбореактивный поезд разгонялся до скорости в 250 км/ч. Источник фото: railtrain.pro

Высокоскоростные поезда, способные разгоняться до скорости свыше 200 км/ч, появились в Европе впервые в 1981 году во Франции. Однако мало кто знает, что высокоскоростной поезд, способный разгоняться до 250 км/ч был построен в СССР еще в 1970 году. Он был оснащен двумя турбореактивными двигателями АИ-25, применявшимися на пассажирском самолёте Як-40. Аэровагон был экспериментальным и представлял собой передвижную лабораторию, предназначенную для изучения поведения системы “колесо — рельс” при высокоскоростном движении. Он был создан только в одном экземпляре, так как несмотря на успешные испытания, проект не получил дальнейшего развития.

Что такое аэровагон

Аэровагонами называются скоростные железнодорожные вагоны, которые приводятся в движение за счет воздушных (авиационных) двигателей. Первый такой вагон был построен в Германии еще в 1917 году. Он был оснащен двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом авиационного типа.

Затем аналогичный вагон, разработанный молодым инженером В. И. Абаковским, был построен в СССР в 1920 году. Идея заключалась в том, чтобы обеспечить быстрым железнодорожным транспортом правительство Советского Союза. Благодаря двухлопастному винту, аэровагон смог развивать скорость до 140 км/ч.

Что такое аэровагон. Советский аэровагон, в котором погиб революционер Артем. Источник фото: dzen.ru. Фото.

Советский аэровагон, в котором погиб революционер Артем. Источник фото: dzen.ru

Вагон прошел испытания и даже начал эксплуатироваться. Однако 24 июля 1921 года он сошел с рельс на скорости 80 км/ч. На борту в этот момент находились 22 пассажира. В итоге в железнодорожной катастрофе погибли семь человек, включая самого изобретателя Абаковского, а также знаменитого революционера Артема (Сергеева Ф. А) и ряд других большевиков. Все они были похоронены у кремлевской стены. С тех пор идея создания аэровагона в СССР была отложена на длительное время.

Позже еще один аэровагон был создан в Германии в 1931 году, который получил название “Рельсовый цеппелин”. Он установил мировой рекорд скорости, разогнавшись до 230,2 км/ч. Вагон вмещал в себя до 40 пассажиров. В движение его приводил двигатель BMW VI, развивавший мощность в 600 л.с. и четырехлопостной винт. Для уменьшения веса, корпус вагона был выполнен из алюминия.

Что такое аэровагон. Макет советского реактивного турбопоезда. Источник фото: wikipedia.org. Фото.

Макет советского реактивного турбопоезда. Источник фото: wikipedia.org

Советский реактивный турбопоезд СВЛ

В 70-е годы Советский Союз стремился создать самый быстрый поезд в мире в ответ на американский реактивный вагон M-497 «Black Beetle», который на испытаниях в 1966 году смог разогнаться до скорости в 295,81 км/ч. Это был мировой рекорд скорости, а сам поезд оставался самым быстрым в США до 2009 года. Правда, эксплуатировался он не долго – до 1984 года, после чего на смену ему пришли более современные и совершенные машины.

Советский проект получил название СВЛ, что означало “высокоскоростной вагон-лаборатория”. Он был построен на Калининском вагоностроительном заводе в Санкт-Петербурге на базе головного моторного вагона электропоезда ЭР22. Для улучшения аэродинамических свойств на серийный вагон были установлены обтекатели. Причем передний обтекатель смонтировали поверх штатной конструкции, поэтому вагон имел двойные стекла. Ходовая часть была закрыта панелями, что также позволило снизить аэродинамическое сопротивление.

Советский реактивный турбопоезд СВЛ. Испытания сверхскоростного поезда СВЛ проходили несколько лет. Источник фото: railtrain.pro. Фото.

Испытания сверхскоростного поезда СВЛ проходили несколько лет. Источник фото: railtrain.pro

Какие задачи решил реактивный турбопоезд СВЛ

Во время испытаний в 1971 году вагон смог разогнаться до скорости в 187 км/ч. Развить более высокую скорость ему не давали криволинейные участки железной дороги, на которой проходили испытания. В феврале 1972 года вагон разогнался по одним данным до 249 км/ч, по другим данным – до 274 км/ч. Таким образом была достигнута рекордная скорость для железных дорог с колеей 1520 мм.

Надо сказать, что поезд хоть и не смог побить рекорд, установленный американским M-497 «Black Beetle», он выполнил поставленные перед ним исследовательские задачи. Например, благодаря ему удалось выяснить, что скоростные поезда могут сохранять устойчивость на скоростях до 360 км/ч.

Какие задачи решил реактивный турбопоезд СВЛ. Американский аэровагон M-497 «Black Beetle», который установил мировой рекорд скорости. Источник фото: oldmachinepress.com. Фото.

Американский аэровагон M-497 «Black Beetle», который установил мировой рекорд скорости. Источник фото: oldmachinepress.com

Надо сказать, что инженеры надеялись, что экспериментальный вагон станет основной для железнодорожного транспорта нового поколения. Такие поезда могли бы быстро доставлять пассажиров в разные части СССР. Однако, несмотря на успешные испытания, проект не получил дальнейшего развития.

Почему в СССР отказались от высокоскоростных поездов

После успешных испытаний СВЛ был оставлен на подмосковной станции и заброшен, где постепенно ржавел и разрушался. От идеи использования высокоскоростных поездов было решено отказаться. Только в 2000-х годах о машине вспомнили, отреставрировали и установили на постамент у Тверского вагоностроительного завода.

Почему в СССР отказались от высокоскоростных поездов. Аэровагон СВЛ был заброшен на десятилетия. Источник фото: dzen.ru. Фото.

Аэровагон СВЛ был заброшен на десятилетия. Источник фото: dzen.ru

Причин, из-за которых было решено отказа от проекта, было несколько. В первую очередь, для эксплуатации такого поезда необходимо было строить новые железные дороги, адаптированные под высокоскоростной транспорт. Это требовало больших вложений средств. Кроме того, поезд был очень шумным, в результате чего создавал дискомфорт для людей, находившихся на прилегающей к железной дороге территории. Кроме того, инженерам необходимо было решить проблемы, связанные с устойчивостью и безопасностью при движении на больших скоростях, так как эти показатели оставляли желать лучшего.

Обязательно посетите наши каналы Дзен и Telegram, здесь вас ждут самые интересные новости из мира науки и последние открытия!

Напоследок отметим, что это не единственный проект инновационного пассажирского транспорта в СССР, который не получил развития. Аналогичная судьба постигла единственный в мире винтокрылый авиалайнер, созданный в 60-х годах в СССР.

Про Aleksiy77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика