Давно известно, что морские торговые связи в Средиземном море существовали между народами еще во доисторические времена. Они были налажены в эпоху неолита, известного еще как новый каменный век, который длился в период с 9 до 3 тысяч лет назад. Однако до последнего момента было очень мало информации о древних судах и том, как люди справлялись с дальними морскими путешествиями. Ответ на этот вопрос удалось получить археологам, которые и проанализировали пять каноэ возрастом около 7000 лет, обнаруженных в поселении, которое в настоящее время находится на дне озера. С удивлением для себя ученые обнаружили, что древние морские суда были похожи на современные, и имели некоторые конструктивные особенности, которые применяются по сей день. Качество и сложность конструкции древних лодок указывает на то, что несколько крупных достижений в области мореплавания было совершено еще в эпоху неолита.
Древние лодки каменного века
Место, где археологи обнаружили древние лодки, известно как Ла Мармотта. Примерно 7000 лет назад здесь находилось поселение людей. Это место находится в трехстах метрах от современной береговой линии озера Браччано, расположенного недалеко от Рима. Считается, что люди жили в данном поселении в период между 5700 и 5100 годами до нашей эры.
По мнению ученых, Ла Мармотта является самой древней неолитической прибрежной деревней в центральном Средиземноморье. Самое большое из пяти обнаруженных здесь древних каноэ, имеет длину почти 10,5 метра. Лодка была сделана из гигантского дубового ствола. Интересной ее особенностью являются четыре поперечных усиления, которые, очевидно, повышали прочность конструкции, а также улучшали управляемость лодки.
Древние моряки использовали паруса?
Еще более удивительным оказалось наличие трех Т-образных деревянных деталей на правом борту судна. Каждая из этих деталей имела несколько отверстий. Ученые не знают точно, какую функцию они выполняли, однако можно предположить, что их использовали для крепления веревок, которые привязывали к парусу.
Но эти детали также могли иметь и другое предназначение, например, для крепления стабилизатора или даже второй лодки, в результате чего получалось двойное судно в форме катамарана. Соединение двух лодок могло обеспечивать большую безопасность и стабильность на волнах, а также позволяло перевозить больше товаров или, например, животных на борту суден.
Но на этом интересные конструктивные особенности древних лодок не заканчиваются. Еще одно каноэ, выдолбленное из ствола ольхи, содержало деревянную деталь в форме гриба с одним отверстием. По мнению ученых, эта деталь напоминает современные кнехты — специальные элементы для фиксации канатов при швартовке или буксировке судна. Возможно, данную деталь для этих целей и использовали — фиксировали судно на случай подъема уровня воды.
Остальные три лодки были выполнены из ольхи, тополя и бука. По мнению авторов исследования, опубликованного в журнале PLOS ONE, использование разных пород деревьев для изготовления каноэ может свидетельствовать о том, что доисторические судостроители хорошо понимали различные свойства каждого из материалов. Например, дуб и бук могли обеспечивать долговечность изделия, а ольха привлекала своей легкостью и устойчивостью к растрескиванию.
Для чего древние люди использовали лодки
Несмотря на то, что лодки были обнаружены на дне озера Браччано, ученые предполагают, что они использовались для путешествий далеко за его пределами. Учитывая размеры лодок, древние моряки вполне могли плыть по реке Арроне, которая соединяет озеро со Средиземным морем, а затем отправлялись в путешествие в чужие земли.
Но насколько верна эта версия? По мнению ученых, ее подтверждают многочисленные экзотические артефакты, обнаруженные в Ла-Мармотте. К ним относится греческая и балтийская керамика, а также обсидиановые изделия, доставленные с островов Липари и Пальмарола. Более того, археологи-экспериментаторы построили копию подобного каноэ еще в 1998 году, и смогли попасть на нем из Италии в Португалию, преодолев 800 километров.
Переходите по ссылке на наш ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов, посвященных науке.
Лодки, обнаруженные на дне озера Браччано, являются самыми древними, обнаруженными в Средиземноморье. Они являются свидетельством того, что доисторические сельскохозяйственные и скотоводческие сообщества обладали навыками обработки дерева и умели строить сложные суда. Ну а напоследок предлагаем ознакомиться с другим, не менее интересным судном, которое было обнаружено у берегов Хорватии. Его возраст составляет около 3000 лет. Ученые работают над тем, чтобы его восстановить.