Наверняка вы замечали, что расфасованные апельсины и мандарины продают в сетках обязательно красного или оранжевого цвета. Также подобная сетка используется для других овощей и фруктов, но цвет ее уже может быть другим. Например, капусту чаще всего фасуют в зеленые сетки, картофель и свеклу — в фиолетовые, а лимоны — в сетки желтого цвета. Конечно, бывают и исключения, но грамотные продавцы и особенно супермаркеты всегда уделяют много внимания цвету упаковки, так как она оказывает влияние на продаваемость продукта.
Зачем используют сетку для расфасовки овощей и фруктов
Само по себе использование сетки для расфасовки не вызывает вопросов, так как это действительно практичный вид упаковки. Прежде всего, сетка стоит дешево, поэтому она почти не влияет на себестоимость. В то же время она легкая, прочная и вместительная, а также в некоторой степени защищает фрукты и овощи от механических повреждений.
Кроме того, сетка продлевает срок хранения овощей и фруктов, так как позволяет им “дышать”. То есть она предотвращает накопление конденсации и влаги. Соответственно, продукты, которые хранятся в сетках, меньше подвержены процессу гниения. А еще сетка позволяет покупателю рассмотреть, что находится внутри, и в этом заключается главный ее секрет.
Почему цвет сетки имеет значение
Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда овощи или фрукты выглядели в сетке в супермаркете необычайно красиво. Их безупречный внешний вид вызвал у вас желание сделать покупку. Однако, принеся домой и достав из сетки продукты, вы наверняка обнаруживали, что в них не было ничего необычного — выглядели они точно так же, как и те фрукты и овощи, которые продавались рядом на развес в ящиках или коробках.
Секрет заключается оптической иллюзии, которую называют “иллюзией конфетти”. Ее смысл заключается в том, что восприятие цвета сильно зависит от окружающего “контекста”. Например, если взять шар белого или серого цвета и поместить в сетку с разноцветными линиями, то будет казаться что его цвет смешивается с цветом линий, которые оказались на переднем плане. Проще говоря, цвет сетки влияет на восприятие того, что находится внутри нее.
Красная или оранжевая пластиковая сетка вызывает впечатление того, что апельсиновая кожура имеет насыщенный оранжевый цвет. Плод кажется более спелым и сочным. Если же фрукт незрелый, цветная сетка скроет его зеленоватый оттенок. Поэтому покупатель может даже не заметить, что на самом деле приобретает незрелый фрукт.
Аналогичная ситуация и с любыми другими овощами и фруктами. Например, как уже было сказано выше, лимоны обычно кладут в желтые сетки, что тоже позволяет сделать их более яркими. Если бы их упаковали в мешки из-под апельсинов, они бы выглядели оранжевыми, то есть не естественными, а значит и менее привлекательными.
Именно с такой ситуацией столкнулся немецкий психолог Карл Р. Гегенфуртнер, сотрудник Гиссенского университета. Он привык покупать фрукты на рынке у знакомого продавца, но однажды апельсины показались ему слишком зелеными, что не удивительно в Германии летом. Позже он зашел в супермаркет и обнаружил там множество спелых апельсинов. Как вы уже наверняка догадались, они были упакованы в красную сетку. Дома же профессор обнаружил, что был обманут “эффектом конфетти” — в сетке оказались такие же зеленые апельсины, как и на рынке.
Чтобы подтвердить свои выводы о том, что сетка “изменила” цвет апельсинов, Карл Р. Гегенфуртнер сделал фотографии. Он снял апельсин сам по себе и в красной сетке из супермаркета, а также нанес красные линии поверх апельсина, сфотографированного без упаковки. Вы сами можете увидеть, насколько сильно меняется восприятие цвета.
Как пишет сам Карл Р. Гегенфуртнер, “ассимиляция цвета” превращает «зеленоватый оранжевый» в «красивый оранжевый». Нет сомнений в том, что продавцы овощей и фруктов поняли это очень давно. Именно поэтому продукты, как правило, упаковывают в сетки таких цветов, которые улучшают цвет продуктов.
Почему возникает иллюзия конфетти
В статье, опубликованной в журнале i-Perception, говорится, что иллюзия конфетти связана с особенностями работы мозга и его обработки периферического зрения и цветовосприятия. Мозг как бы “сглаживает” информацию, которую нам предоставляет, чтобы ее проще было понять.
В том числе зрительная система настроена так, чтобы картинка казалась более однородной, с плавными переходами. То есть, когда красная сетка оказывается поверх апельсина, мозг объединяет смежные цвета, чтобы упростить изображение. Правда, пока это только предположение, однако оно выглядит вполне логичным. Ведь все, что мы видим, это картинка созданная мозгом на основе сигналов, полученных от фоторецепторов, о чем можно подробнее почитать в статье о способности людей видеть ультрафиолетовый цвет.
Обязательно посетите наши каналы Дзен и Telegram, здесь вас ждут самые интересные новости из мира науки и последние открытия!
Учитывая все вышесказанное, использование сеток определенного цвета можно назвать в некоторой степени обманом. Правда, точно неизвестно, действительно ли этот трюк маркетологов существенно увеличивает продажи. Но, скорее всего он действительно эффективен, если даже ученый рассказал о том, как разочаровался, купив зеленые апельсины из-за их упаковки.