В первый месяц жизни каждый из нас взаимодействовал с окружающим миром только при помощи громкого плача. Постепенно наша речь становилась все более развитой — уже в 9-месячном возрасте многие умели повторять одинаковые слоги и говорили «мама» и «папа». Со временем, примерно в 2 года, наш словарный запас состоял из 200 слов — в этом возрасте мы уже могли строить предложения из 2-3 частей. Научно доказано, что младенцы учатся говорить, слушая разговоры взрослых. Именно поэтому, каким бы маленьким ни был ребенок, с ним необходимо беседовать. Недавно был проведен эксперимент, который доказал, что лучше всего детям говорить не простые словечки, а читать детские стихотворения. Оказывается, это может помочь избежать проблем в будущем.
Как дети учатся говорить
Согласно результатам нового исследования, которые были опубликованы в научном журнале Nature Communications, дети в возрасте нескольких месяцев лучше изучают речь, если слушают ритмичные стихотворения. Это значит, что вместо болтовни вроде «агу-агу» маленьким детям лучше давать слушать стихи, а лучше — рассказывать их самим.
Причина этому заключается в особенностях работы головного мозга человека. Когда мы находимся в младенческом возрасте, нам необходимо изучать человеческую речь. Лучше всего она осваивается во время прослушивания ритмичных стихотворений. Они помогают нам понять, как заканчиваются одни слова и начинаются другие — в этот своеобразный каркас, впоследствии, в будущем проще вставлять слова, из которых выстраиваются целые предложения.
Читайте также: Почему дети воспринимают голосовых помощников как живых существ?
Как работает мозг младенца
К такому выводу ученые пришли, проведя научный эксперимент. В его рамках авторы научной работы собрали группу из 50 детей в возрасте 4, 7 и 11 месяцев. Младенцам было включено видео, в котором учитель начальной школы рассказывает детские стихи. Во время просмотра, ученые тщательно следили за активностью головного мозга детей — они хотели узнать, на что больше всего они обращают внимание.
Оказалось, что до 7-месячного возраста головной мозг младенцев больше всего реагирует на ритм стихотворений, а также на повышение и понижения тона голоса. Ученые посчитали, что такой результат похож на вывод исследования, проведенного в 2022 году — тогда ученые тоже пришли к выводу, что изучение человеческой речи начинается с ритма. И только потом младенцы начинают обращать внимание на отдельные звуки.
По словам нейробиолога Ушы Госвами, запоминая ритмику стихотворений, младенцы будто бы выстраивают в своей голове скелет, к которому впоследствии можно будет добавлять слова. Например, они могут на базовом уровне понять, как в том или ином языке ставятся ударения на словах. К тому же, они понимают, как заканчиваются одни и начинаются другие выражения.
Вам будет интересно: На каких сказках растут дети России и США?
Как научить ребенка говорить
Исходя из всего этого, ученые пришли к выводу, что родители должны как можно чаще общаться со своим детьми — в идеале, им нужно рассказывать детские стихотворения и петь простые песни. Кому-то это может показаться занятием, необходимым только чтобы отвлечь ребенка или помочь ему заснуть. Но когда родитель занимается этим, в голове младенца идет серьезная работа, от которой зависят его успехи в будущем. Если же не общаться с детьми, в будущем у них могут возникнуть проблемы с речью.
Например, у некоторых детей может развиться дислексия. Так называется появление серьезных сложностей во время овладения навыками письма и чтения. Люди с этим диагнозом не испытывают проблем с общей способностью к обучению, однако часто путают буквы и не могут разделить слова на составные элементы — в результате, они пропускают некоторые буквы в словах или добавляют новые, а также читают выражения не полностью, а по буквам.
Оставайтесь в курсе новостей науки и технологий, просто подпишитесь на наш Дзен-канал. Также не забывайте, что мы есть в Telegram!
Более взрослым детям ученые рекомендуют читать сказки. Благодаря сказочным рассказам, им можно ненавязчиво объяснить разницу между добром и злом, а также привить полезные привычки. Но это еще не все — в 2021 году исследователи провели эксперимент, который показал, что после прослушивания сказок дети становятся более доверчивыми и спокойными. Такой эффект был замечен не только в ходе наблюдения за поведением — у детей увеличился уровень гормона любви окситоцина и уменьшилась концентрация гормона стресса кортизола. Подробнее обо всем этом вы можете почитать в нашей статье «Есть ли польза от чтения детям сказок?».