Этим летом Москва увидит уникальное шоу — концерт, где 1000 музыкантов исполнят мировые хиты The Beatles, Rolling Stones, Metallica, Nirvana, AC/DC и КИНО. Сотни гитар, ударных и голосов создадут грандиозное звучание. Как организовать такое событие и синхронизировать тысячу исполнителей? Звукорежиссер концерта «МЕГАРОК» Андрей Аксенов раскрывает подробности подготовки к значимому событию в мире рок-музыки.
Зимой «МЕГАРОК» запустил всероссийский кастинг артистов, и уже в первые выходные количество заявок оказалось настолько велико, что продюсерам и директору шоу пришлось помогать кастинг-отделу их обрабатывать. Энтузиазм участников был настолько сильным и искренним, что «МЕГАРОК» для многих из них превратился во что-то большее, чем просто концерт — это стало ключевым событием в их музыкальной карьере.
Спустя три месяца команда обработала более 2500 заявок и просмотрела около 1000 видео с кастинга, отправив на обучение 860 человек. Среди них оказались музыканты из популярных рок-групп, профессионалы с музыкальным образованием из Гнесинки, многие из которых уже играли в различных коллективах или даже преподавали музыку. Также в числе участников оказались талантливые любители, освоившие игру на инструментах с помощью уроков на YouTube.
Партии для профессионалов и любителей
Многие участники концерта уже играли композиции Nirvana или КИНО дома, во дворах, на концертах, в клубах и на фестивалях. Но уникальность нашего проекта в том, что никто из них ранее не выступал в таком масштабном рок-оркестре. Мы адаптировали партии инструментов, чтобы каждый мог освоить весь концертный репертуар. Для этого разработали систему дистанционного обучения с онлайн-репетициями, позволяющую музыкантам подготовиться к выступлению независимо друг от друга, достигая единого уровня мастерства и гармоничного звучания.
Музыканты «МЕГАРОКа» поделены на четыре категории: барабанщики, басисты, гитаристы и вокалисты. Каждый из них обучается в своей группе, получая доступ к нотам, партитурам, минусовкам и видеоурокам от наставников, которые показывают технику игры и разбирают партии. Также каждый артист должен предоставить видео с исполнением произведений из программы концерта. Наставники просматривают эти видео, корректируют исполнение и дают обратную связь. Разработка и управление этой образовательной системой стали большим вызовом для нас.
Большому концерту — серьезная команда
Можно было скопировать все организационные особенности у всемирно известного проекта Rockin’1000, который и вдохновил нас на организацию шоу. Но наш концерт пройдет на закрытой площадке и этим мы разительно отличаемся от глобального аналога. Первое и самое очевидное преимущество закрытой площадки — защита от непредсказуемой московской погоды. Внутри крытого помещения участники команды МЕГАРОКа не зависят от дождя, что гарантирует проведение мероприятия. Это значительное преимущество, особенно учитывая непредсказуемость погоды, которая может серьезно помешать организации и проведению шоу на открытой площадке.
С точки зрения акустики, закрытая площадка представляет больше сложностей. Отражения от крыши могут ухудшить качество звука, требуя дополнительных усилий по его настройке. В частности, для минимизации отражений было решено снизить высоту подвеса звукового оборудования, что помогает уменьшить нежелательные эффекты. Несмотря на эти трудности, команда МЕГАРОКА уверена в своей способности преодолеть их и обеспечить высокое качество звучания.
Наша техническая команда включает специалистов, работающих на фронт-оф-хаус позиции: звукорежиссер и системный инженер, а также специалистов, которые помогают собирать вокальные и гитарные стемы. Мониторная часть состоит из мониторного звукорежиссера и его помощника, который помогает собирать миксы от большого количества музыкантов.
Наши RF-менеджеры следят за стабильностью радиосигналов. Среди них есть специалисты по инфракрасным и классическим радиоканалам, отвечающие за радиомикрофоны, гитарные радиоканалы и IN-EAR системы. Команда бэклайнеров отвечает за расстановку микрофонов и коммутацию сценического оборудования.
«Стена звука» и визуал
Закрытая площадка также открывает новые возможности и для световых эффектов, которые сложно реализовать на открытых площадках из-за дневного света. Внутри крытого помещения можно использовать дым и световые лучи для создания впечатляющего зрелищного шоу. Этот аспект значительно улучшает визуальную составляющую мероприятия, делая его более ярким и запоминающимся для зрителей.
Разместить 1000 человек на сцене — сложная задача. Мы расположили барабанщиков в центре, чтобы их было видно со всех сторон, за ними — басисты и гитаристы, а впереди вокалисты. Принцип «стены звука», использованный Grateful Dead и симфоническими оркестрами, позволяет звуку формироваться на поле, а не только из порталов.
Нам удалось найти компромисс между режиссерской группой и звуковиками. Нам нужно было добиться классного звучания и отличной визуальной концепции. В результате расстановка тысячи артистов на сцене обеспечивает рассадку зрителей и комфортный просмотр шоу из любого сектора стадиона на 360 градусов. При этом, МЕГАРОК один из немногих концертов, на которых техническая команда интегрирована в сцену: мониторный пульт и звукорежиссер находятся в центре сцены, позволяя зрителям увидеть работу технической группы. Обычно мониторный звукорежиссер находятся за кулисами, но мы решили сделать его дополнительным элементом шоу.
Доставка сигнала и километры проводов
У нас будет много проводов. В команде есть отдельный специалист, который занимается всей дистрибуцией сигналов, так как используется несколько пультов и разные цифровые протоколы: Dante, AVB и MADI. Специальная команда продумывает все кабельные трассы, маршрутизацию, какие свитчи будут использоваться и куда что пойдет. Они также отвечают за потрековую запись и цифровые сплиты между мониторной системой и системой записи. Нам нужно управление всеми усилителями для мониторинга системы в реальном времени: чтобы порталы работали, усилители не перегревались и не было перегрузок.
По оптоволокну пойдет вся мониторная система и основной портальный сигнал. До микрофонов будет использоваться обычный XLR-кабель. Все это сведется в мультипиновые коробки и дальше — в пульты. Сплитование между FOH и монитором, скорее всего, будет по аналоговому сигналу для независимости FOH.
FOH (Front of House) — это зона управления звуком перед сценой, где инженер отвечает за микширование звучания для зрителей.
Концерт превращается в студию
Концертная и студийная работа стали похожи. Звукорежиссеры используют студийные плагины, чтобы обрабатывать звучание каналов и добавлять эффекты. Концертные пульты теперь цифровизированы и поддерживают эти плагины без дополнительных серверов.
Для нашего шоу в качестве основной консоли на FOH была выбрана система Avid s6l, из плагинов в первую очередь, буду использовать пак Oxford Sonnox, включая эквалайзер и ревербератор Oxford Reverb. На мониторной консоли будет Yamaha Rivage, для стем-миксинга Yamaha CL5.
Каждому из 1000 музыкантов нужен свой микс. Мы использовали инфракрасный ушной мониторинг и IN-EAR-системы Shure PSM 1000 для солистов и хедлайнеров. Четыре основных микса — для гитаристов, басистов, вокалистов и барабанщиков. В Москве применение Bluetooth-систем вызывают ряд сложностей, поэтому RF-менеджеры будут осуществлять постоянный мониторинг радиочастотной обстановки.
Часть барабанщиков будет использовать проводной мониторинг, остальные — беспроводные бодипаки. Два барабанщика на главной сцене получат IN-EAR мониторинг с индивидуальными миксами и собственным радиоканалом.
«МЕГАРОК» и 10 концертов «Короля и Шута»
Формирование стены звука пришло из симфонической музыки, и это действительно можно расценивать как очень большой рок-оркестр. По оснащению и формированию звука «МЕГАРОК» похож на 10 концертов «Короля и Шута» с оркестром, проходящих одновременно.
Но как бы не был спроектирован концерт технически, успех шоу сильно зависит от настроя музыкантов и зрителей. Энергетика всех участников работает как сообщающиеся сосуды: когда зрители наслаждаются, музыканты получают заряд энергии и играют с большим энтузиазмом. Такие вещи особенно заметны в долгих концертных турах: несмотря на усталость артистов от постоянных переездов, если публика принимает выступление восторженно, музыканты оживают и выступают мощнее, что еще больше заводит зрителей.
Техническая сторона, конечно, важна: звук, свет, оборудование. Но без правильной энергетики концерт не удастся. Важно, чтобы все — и музыканты, и техническая команда, и режиссеры — были на одной волне. Задача технической команды — сгладить все возможные трения и сделать так, чтобы каждый музыкант чувствовал себя важным и значимым на этой огромной сцене. С общим позитивным настроем, уверен, что все получится.