Самый реалистичный авиасимулятор, счастливое советское детство и тихий огонек души. Главные игры отечественных разработчиков.
На сегодняшний день отечественный игропром уже совсем не тот, что был раньше. Наиболее активными направлениями наших профессионалов являются мобильные и онлайн игры. Но когда-то российские разработчики показывали потенциал, достойный современного и технологического рынка. Были даже такие проекты, которые опередили время и прошумели на весь мир. Расскажем, как это было.
В список вошли игры отечественных разработчиков, которые считаются культовыми, влиятельными и предназначены для тех, кто заинтересован в классике.
10. Петька и Василий Иванович спасают галактику
Платформы: ПК, Android, iOS
Карикатурный квест о Василии Ивановиче Чапаеве и его ординарце Петьке. В народе название серии часто сокращают до «Петька и Вич». Проект создан российской компанией S.K.I.F. Спустя две игры за разработку взялась студия Сатурн-плюс, которая была закрыта в мае 2016 года. За это время появилось 9 выпусков.
Чем герои только не занимались: покоряли Рим, возвращали Аляску и даже спасали Галактику. Для продвижения по сюжету протагонистам необходимо решать головоломки. Преодоление задач требует немалой смекалки и чувства юмора.
Игра полна аллюзий на советское время и его кинематограф. Например, можно встретить отсылки на культовый мультфильм «Жил-был Пес». Многие персонажи близки к популярным анекдотам — героями сюжетов становятся алкаши или даже московские бомжи.
В 1998 году вышла самая первая часть серии — «Петька и Василий Иванович спасают галактику». Игра сразу же стала хитом и разошлась огромным по тем временам тиражом — более 100 тысяч копий.
9. Дальнобойщики
Платформы: ПК
Если вам нравится романтика дорог — не пропустите Дальнобойщиков! Из названия несложно догадаться, что суть игры состоит в грузоперевозке. Как это выглядит: покупаете доступный груз, везете туда, где его можно продать дешевле, следите за ПДД, соперничаете с другими водителями, прокачиваете машину.
Создателям игры было чем похвастаться — продумали физику большегрузных авто, внедрили систему изменения погоды в реальном времени и заполучили музыкальную группу «Ария» для саундтрека (причем две композиции написаны специально для игры!).
Первая часть вышла в 1998 году силами новосибирцев из студии СофтЛаб-НСК. Издателями выступили компании Бука и 1С. Можно сказать, что дальнобойщик в нашей огромной стране — действительно культовая профессия. Вышедший в 2001 году сериал с Владиславом Галкиным и Владимиром Гостюхиным положительно способствовал популярности серии.
8. Братья Пилоты
Платформы: ПК, Android, iOS
Братья Пилоты — веселый квест про частных сыщиков по мотивам пародии на Шерлока Холмса. По сюжету первой игры главные герои Шеф и Коллега расследуют исчезновение полосатого слона по имени Балдахин. В приключении вам предстоит решать головоломки, переживать погони и всячески выходить сухим из воды после очередной комичной ситуации.
Персонажи придуманы известным советским и российским детским писателем Эдуардом Успенским. Первое появление героев состоялось в книге «Похищение Белого Слона», а второе — в мультике Александра Татарского «Следствие ведут колобки». Когда компания Пилот получила права на персонажей, они обрели соответствующее наименование в честь студии.
Игра вышла в 1997 году. До 2007 появилось еще 7 частей, две из которых в жанре аркады.
7. Аллоды
Платформы: ПК
Первый российский игровой проект, который завоевал популярность за рубежом. Шествие началось в 1992-1998 годах двумя выпусками — «Печать тайны» и «Повелитель душ». Разработчики Аллодов использовали вид сверху и простенькую графику, но удивили уникальным, разнообразным геймплеем.
По сюжету мир распался в следствии магических опытов. Каждый оставшийся осколок — аллод. Между ними можно путешествовать с помощью телепортации. После катастрофы началась новая точка временного отсчета, которую называют «Катаклизмом». Жители вселенной активно пользуются колдовством, используют магические свитки и добывают сказочные материалы вроде мифрила. В общем, полноценная фэнтези-вселенная.
В игре можно выполнять квесты, собирать таинственные артефакты, путешествовать по расколотому миру и всячески кастомизировать персонажа с помощью очков характеристик и умений. Многие задания и сюжетные моменты зависят от героя, которым вы играете.
Дополнительно Аллоды обрели широкую известность c выходом MMORPG от Nival.
6. Блицкриг
Платформы: ПК
Кем бы были россияне, не показав миру игру про Великую Отечественную войну? К счастью, не опозорились и выпустили достойную стратегию в реальном времени. Блицкриг создан в 2003 году силами профессионалов из студии Nival. Это ей вдохновлялись разработчики Company of Heroes.
Блицкриг почти полностью сосредоточен на бою, а не на управлении ресурсами. С более 200 реально существующими транспортными средствами и 40 различными образцами пехоты тактика и стратегия чувствуют себя почти безграничными. Всего представлено три основные кампании — за Советский Союз, нацистскую Германию и за Союзников.
В начале миссии игроку под командование переходит определенное количество боевых юнитов. С помощью них необходимо выполнять задания, многие из которых основаны на реальных исторических событиях.
Всего на свет вышло 3 части Блицкриг.
Блицкриг 3 вышел в раннем доступе, мультиплеер и шквал критики
5. Ил-2 Штурмовик
Платформы: ПК
Проект, который можно назвать одним из (если не) лучших авиасимуляторов всех времен. События вновь развиваются на советско-германском фронте. За основу взяты 32 модели самолетов, воссозданные по реальным чертежам. Причем внимание к деталям просто невероятное: повреждение небольших участков не только меняет то, как летит самолет, но и изменяет звук, а иногда и графические эффекты.
Помимо реалистичной лётной модели, разработчики из студии 1С добавили смену времени суток, погоды и не забыли про сетевой режим с участием до восьмидесяти игроков. Чудеса происходили не только в небе, но и на земле: местность была покрыта трехмерными постройками и моделями техники.
Ил-2 Штурмовик получил высокие отзывы от критиков за рубежом (там ее издали Ubisoft) и назвали игру лучшим представителям в жанре. В основном хвалили ее историческую достоверность и технологичность.
ИЛ-2 Штурмовик: Битва за Британию BLITZ
4. Корсары
Платформы: ПК
Корсары — культовая серия ролевых игр о пиратах семнадцатого века. События происходят как в вымышленной части Карибского моря, так и на реальных территориях и островах в уже поздних выпусках.
Премьера первой части состоялась 24 ноября 2000 года. Разработчики вдохновлялись Sid Meier’s Pirates!, но использовали передовую по тем временам 3D-графику. Тут можно, к примеру, плавать на собственном корабле, бороться с непогодой, искать сокровища и схватиться в бою с вражеским флотом. При этом игровой процесс не ограничивался водным пространством. На суше можно сделать многое: сражаться на шпагах, играть в карты и нанимать новых членов экипажа. При этом Корсары насыщены традиционными ролевыми элементами, экономическим менеджментом.
Проект создан студией Акелла. Компания основана в 1993 году и с тех пор была частью многих игровых разработок. Наиболее заметными из них являются серии Postal и Пираты Карибского Моря (2003). Акелла также была одним из первых разработчиков ПК, использовавших многопоточные процессоры.
Игра Корсары удивительно глубока и наполнена скрытыми сюжетными линиями и квестами. Можно взять на себя роль торговца, рейдера, капитана линейного корабля или даже приобрести участок земли.
3. Бесконечное Лето
Платформы: ПК, Android, iOS
Покажите эту визуальную новеллу тому, кто говорит, что на имиджбордах сидят одни бездельники. Бесконечное Лето — полностью бесплатная игра, которую можно скачать в Steam. Разработка стартовала весной 2008 и продлилась более пяти лет. Команда состоит из посетителей имиджборда Ычан, где и зародилась идея. Существует две версии игры — с цензурой и без.
Это пронзительный рассказ о советском детстве и юношестве, о котором старшее поколение так часто ностальгирует. Главный герой в самом начале повествования отправляется на встречу выпускников. По дороге он засыпает в автобусе. Проснувшись, Семен (так зовут протагониста) просыпается у ворот летнего пионерлагеря «Совёнок». Парень попал в прошлое. Далее начинается классическое изложение визуальных новелл: герой встречает множество товарищей, большинство которых состоит из красивых девушек, развивает отношения, заводит дружбу и все в таком духе. Одним словом — гаремник!
Авторам удалось надавить на нотки ностальгии и вызвать множество эмоций по ходу прохождения. История придется по душе каждому, а не только поколению, которое родилось в СССР. Прежде всего это рассказ о беззаботном детстве, о времени, где все казалось простым и наполненным радостью. Каким-то совершенно невероятным образом разработчикам удалось вызвать меланхолию, ностальгию и приятную тоску о прошлом.
Бесконечное Лето получила хвалебные отзывы как от простых игроков, так и от критиков. При этом проект настолько полюбился китайцам, что они своими силами перевели игру на родной язык.
2. Космические Рейнджеры
Платформы: ПК
События происходят в XXXI веке, в глубоком космосе. Пять разумных рас сражаются за господство с синтетическими агрессорами. Проект представляет собой смесь ролевой игры и стратегии. В Космических Рейнджерах можно торговать, выполнять квесты, прокачивать свой корабль, воевать и решать, на какой путь вступить — законопослушного пилота или пирата.
Интересно тут то, что вы каждую минуту чувствуете, как мир постоянно находится в движении. Все встреченные пилоты-NPC живут своей жизнью: перевозят грузы, ругаются, соперничают за лидерство и торгуют с захватчиками. Некоторые задания выполнены в стиле визуальной новеллы. Для прохождения таких квестов придется внимательно читать текст и подключать смекалку.
В 2004 году вышло продолжение, которое добавило сражения на поверхности. Первая часть получила российское признание, а вторая — мировое.
1. Тетрис
Платформы: почти все игровые системы
Тетрис — это сложная стратегическая игра, идея которой куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. В основу концепции заложена философия смерти и реинкарнации. С каждой недолгой жизнью игрок контролирует судьбу своей следующей. Забыть прошлое, чтобы освободить место для будущего — вот в чем смысл.
Алексей Пажитнов создал тетрис в 1984 году, когда работал в Академии наук СССР в качестве исследователя искусственного интеллекта. Пажитнов передал права советскому правительству и не получал гонорары до 1996 года, пока не создал компанию Tetris. Он также разработал малоизвестное продолжение под названием Welltris.
Тетрис произвел огромное влияние на мир. Не будет преувеличением сказать, что игра породила целый жанр, пользующийся популярностью по сей день. Более того, группа ученых из Оксфорда доказала, что Тетрис помогает бороться со стрессом и травматическим шоком — игра эффективна в блокировании негативных воспоминаний.
Не будет преувеличением утверждать, что Тетрис — национальное достояние России.
Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что конец девяностых, начало нулевых — золотой век российского геймдева. Это было время не бизнесменов, а мечтателей. Люди не имели представления касательно геймерских трендов, не проводили большие рекламные кампании и не подвергались массивному давлению со стороны прессы. Российские разработчики просто любили делать игры — это чувствовалось в каждом их проекте.