Проблемный запуск Cyberpunk 2077 стал главным событием зимы 20-21. Но в истории были не менее яркие игры с куда большим количеством проблем.
Кажется, мы стали забывать о временах, когда разработчики выпускали игры без патчей первого дня, а игроки месяцами сидели на версии 0.9 или вообще наслаждались альфа-версиями, установленными с вполне лицензионных дисков.
За историю видеоигр случалось разное: игроки подавали в суд на издателей, призывали бойкотировать студии, уничтожали партии физических носителей. Но мы не будем раскапывать до времен E.T. the Extra-Terrestrial и скандалов с играми на Famicom, Atari или еще чем-то, чье название напоминает боевой клич самурая.
Мы постараемся найти более свежие и актуальные проекты, сопоставимые по уровню с Cyberpunk 2077. Далее посмотрим сопутствующие даты, потрогаем их за причины провала, на релизе огорчившие миллионы игроков и научившие нас не верить в обещания. То есть вас. Журналюгам дрессировка плохими играми дала понять, что можно любой игре поставить 10/10 и сослаться на грядущую поддержку. Все равно через 10-15 лет вырастут дети, для которых даже самая плохая игра может оказаться бережно любимым воспоминанием.
Но конкретным играм мы припомним все без розовых очков.
Любая часть The Elder Scrolls
Претензии: Треп про грязекрабов, отказ разработчиков от длительной поддержки
Тодд Говард был гением и гением остается. Если он тайно решит устроиться на другую работу, то каждый попавшийся ему на пути HR-менеджер обнаружит у себя в кармане не только лишнюю ручку, но и несколько копий Skyrim.
Несмотря на это, каждый релиз The Elder Scrolls – боль для игроков. Разработчики смело выкидывали обещанные фичи, игнорировали минимальные системные требования и даже мучили издателей консолей. Ведь не зря Daggerfall прозван в народе Baggerfall за изумительную полировку, а некоторые вырезанные из Skyrim функции оказались не вырезанными, а скрытыми от наших глаз за клубками багов.
От программных ошибок перейдем к аппаратным курьезам. Например, Morrowind не влезла в технические характеристики консолей и просто перезагружала Xbox во время загрузочных экранов. А ради Oblivion, под давлением Тодда, создатели Xbox 360 удвоили память. Игроки на ПК с картами без поддержки шейдеров 2.0 оказались за бортом. Ничего не напоминает?
О проблемах и прелестях The Elder Scrolls знают все, но каждая часть серии – великолепный пример того, как непродолжительными совместными усилиями разработчиков и крепкой любовью сообщества можно даже самую проблемную и амбициозную игру сделать бессмертной.
Assassin’s Creed Unity
Претензии: Провальный кооператив, сломанные микротранзакции, ужасная оптимизация
Если в 2014 году ваша карточка была хуже, чем GTX 970, то наслаждаться видами Парижа из AC: Unity вам точно пришлось с помощью обзорных роликов на Youtube, летсплеев или стримов.
Игра давала леща и ломала колени не только среднего уровня ПК, но и консолям. И даже качественное железо не гарантировало качественный игровой опыт. Купив игру за 60 баксов, игроки получали лаги, фризы, съеденные лица персонажей и все остальные прелести низкой оптимизации.
Над AC: Unity работали сразу несколько команд, явно случились промашки со стороны планирования и перекос в сторону демонстрации технологий. Лишь через полгода Ubisoft привела игру в порядок. Даже сейчас она выглядит отлично – нежелание создателей влезать в игольное ушко технических требований обеспечило игре долгую жизнь, пусть ценной неубедительного нарративного дизайна.
Последний абзац написан только для фанатов серии. Любые здравомыслящие игроки понимают, что AC: Unity разумно назвать фотогидом по Парижу с сюжетным обременением в духе третьесортных исторических европейских детективов, но уж точно не полноценной игрой. Не сообщайте фанатам про курсив – для них он невидим, что вполне укладывается в логику их любимых ассасинов.
Гений Вавры. Mafia: The City of Lost Heaven, Mafia II и Kingdom Come: Deliverance
Претензии: Ужасная оптимизация, критические баги, сломанные миссии, нелепые механики
Вне всяких сомнений, проекты от команд под руководством заслуженного чешского дизайнера Даниэля Вавры стали легендарными. Он один из тех разработчиков старого типа, кто создает живые и подробные миры с глубоким погружением и реализмом в механиках, а не в графике.
Творения Вавры справедливо взять примером того, как авторское виденье пересиливает любые законы рынка и аппетиты продаванов. К несчастью, каждое его творение страдает от авторских амбиций, а финальными тестерами становятся игроки.
Ни одна из игр из заголовка не работает как надо даже через много лет после релиза. Кое-что исправляют костыли от энтузиастов, кое-какие приемы можно найти в руководствах. И все же каждый проект оказался таким уникальным, что преданная фанбаза до сих пор тратит силы, исправляя баги пользовательскими фиксами и привлекая новых игроков.
Нелепые механики: Варва не упускает возможности глумления над казуалами. Думаете, миссия с гонками и отсутствие прицела у лука – ошибки, ставшие фичей?? Нет, это последовательное издевательство над игроком. И Cyberpunk 2077 Варва похвалил.
Battlefront II
Претензии: Читеры, микротранзакции, проблемы с серверами
Battlefront II от Electronic Arts на релизе взорвал задницы у миллионов игроков. Если предыдущие проекты оказались более-менее съедобными для привыкших ко всякому игроков, то в Battlefront II пришли поклонники вселенной, которая не ограничивается видеоиграми.
На релизе их встретили баги, плохая оптимизация, мизерное количество контента, нестабильные серверы и гигантское количество микротранзакций. Агрессивные менеджеры всунули в игру лутбоксы и награды, для открытия которых потребовались бы гигантские вливания денег и усилий – 2100 баксов на ускорители и 4528 часов на разблокировку контента.
Игроки устроили бунты, завертелась катавасия с запретом лутбоксов, Electronic Arts тихо сдала назад под давлением граждан с Reddit, судов и расследования от властей некоторых стран. А Battlefront II не вытащили даже поздние исправления: в игре полно читеров и недостаточно контента, ну и стабильного подключения тоже мало да редко. Игра закономерно провалила ожидания, отмучилась три года и попала на бесплатную раздачу Epic Store.
Alien Colonial Marines
Претензии: Существование игры, ложь на презентациях
Признайтесь, что забыли про эту игру. Нет, не забыли? А зря. Британскими учеными доказано, что стирание игрокам памяти о Alien Colonial Marines улучшает сон, сохраняет эмаль зубов и уменьшает количество песка в почках.
На релизе игра отличалась: кривым ИИ, плохой графикой, скучным геймплеем и тухлым сюжетом. А какие были обещания! А как ее хвалили журналисты за атмосферу, за полное погружение в мир Чужих, за качественную стрельбу, рукопашные схватки и умных противников.
Наевшиеся канапе на презентациях и набравшие коллекционных изданий журналисты подвели студию. Некоторые отказались выпускать обзоры на очевидно устаревшую игру, чья рекламная кампания оказалась фикцией. Другие разгромили игру, но уже после того, как игру раскупили фанаты серии. Незадачливые игроки, все в соплях после изнасилования на их глазах франшизы, подали в суд на Gearbox и Sega.
В августе 2014 года Sega и истцы достигли предварительного соглашения о выплате 1,25 миллиона долларов, большая часть которых должна была быть выплачена людям, купившим игру до 13 февраля 2013 года. Разработчик в лице Gearbox тактично из суда свалил. Что печально, так это итоговая качественная локализация на русский, которой игра просто не заслуживает.
Battlefield 4
Претензии: *натягиваем самое короткое платье и готовимся подпевать*
There’s nothing left to say
Сrash crash, crash crash
I’ve already spoken
Our love is broken
Baby crash crash
После шедеврального (моя бабуля была в полном восторге) релиза Battlefield 3, уровень ожидания к Electronic Arts поднялся выше Олимпа. Основной конкурент, Call of Duty, стал тиром с прикрученным к нему сетевым режимом, поэтому честь защищать престиж шутеров осталась полностью за Battlefield 4.
Да, Electronic Arts постаралась: были улучшены интерфейс, графика, стрельба, внедрены и развиты важные многие основы успеха Frostbite. Но вы когда-нибудь вылетали на рабочий стол столько раз, что вам хотелось подать в суд на разработчика? Если нет, то вы не играли в Battlefield 4 на релизе.
Ситуация уже знакомая по Cyberpunk 2077. Негодующие игроки собрались и стали искать поводы сделать издателю очень-очень больно. Они нашли нарушенные обещания, обман инвесторов и убытки в виде падения акций Electronic Arts из-за продаж в рождественский период – достаточно для угрозы суда.
Battlefield 4 попала на бесплатные раздачи и собрала вокруг себя культ, а Electronic Arts избежала проблем с законом и инвесторами. Впереди издателя ждал Battlefield V, но это уже совсем другая история.
Metal Gear Solid 2
Претензии: ЭТО НЕ METAL GEAR SOLID!
Не знаю как вы, но я заметил у списка тенденцию – от более-менее хороших игр, пусть и неровных технически, мы перешли к откровенным провалам, пусть даже ААА-уровня. Давайте отклонимся и вспомним что-то легендарное и горячо любимое фанатами, что можно сравнить со вселенной Cyberpunk.
Вечно копающиеся в старом нижнем белье игровые журналисты захотели бы вспомнить нарушенные обещания Питера Молиньё или злополучную Daikatana Джона Ромеро. Но где они теперь? Пора отпустить прошлое и простить их. Но есть один успешный геймдизайнер, взорвавший умы очень опасных людей.
Речь о Хидео Кодзиме. Многие знают, что фанаты собирались бойкотировать Metal Gear Solid 5 из-за увольнения Хидео. Но кто помнит, что культовая Metal Gear Solid 2 вызвала когда-то шквал ненависти? Игроки предлагали уничтожить игру, запретить ее и стереть из истории. Их бесили различия локализованных версий, запутанный сюжет, баги в пиратских версиях, новый герой Райден и внедренные Кодзимой инновации. Критики ее защищали и хвалили за амбициозность и свежесть поднятых тем.
Сейчас сложно представить, что кто-то считал Metal Gear Solid 2 ужасной игрой и не осознал совершенную ею революцию при помощи технологий PlayStation 2. Но в начале века не все смогли разглядеть потенциал новинки, и мы должны вынести из этого урок, на всякий случай называя любую игру Кодзимы гениальной. А сообщество вокруг Metal Gear Solid все еще бешеное, что удерживает Konami от ремейков.
Duke Nukem Forever
Претензии: Существование игры
Классика списков с худшими играми в истории и с худшими сиквелами. Забравшая 10 лет жизни разработчиков, Duke Nukem Forever не оправдала ожиданий нигде: игра оказалась бездарно срежиссированной, плохо оптимизированной и банально неинтересной.
Сейчас понятно, что устаревшую на середине разработки игру просто дотащили до релиза. Закрыли гештальт. Сняли с себя груз. Кто? Gearbox и 3D Realms. Освободившись от серии, которая по недоразумению пережила золотую эпоху боевиков со Шварцнеггером и Сталлоне, студии отправились в светлое будущее с новыми надеждами и проектами (нет).
Внезапно, но уже вторая связанная с Gearbox игра в списке. И до сих пор вокруг нее сплошные скандалы, суды и трения. Take-Two судилась против 3D Realms. Gearbox с композитором судились за музыку, потом Gearbox подала в суд на композитора. Разработчики против издателей, издатели против разработчиков.
Корсары 3
Претензии: «Самая глючная игра года», «недоразвитая жемчужина», «платный бета-тест»
«Пираты Карибского Моря» (Корсары 2) – крепкая игра про корабли, вдвойне чудесная из-за отечественного производства. Она доставляла мне массу неудобств и смущала тупым сюжетом, но зато это был самый простой и приятный симулятор корсара: циничного бандита, способного принять контракт на сопровождение торговца, но предать и разграбить его на половине пути. Условная же Sid Meier’s Pirates! казалась слишком романтизированной, слишком в ключе Купера, Сабатини, Майн Рида и т.д.
Корсары 3 ждали все. Манила перспектива открытого мира для морских путешествий, возможность наняться на службу к властям, в обмен на подвиги получая звания и престиж аки Фрэнсис Дрейк; возможность набрать подручных и создать собственное государство, как Генри Морган; исследование берегов далеких островов в поисках артефактов индейцев; и конкуренция с легендарными злодеями. И невероятно горячая рыжая красотка на промо-артах. Ой, похоже, я ждал «Космических рейнджеров», только еще более продвинутых и с фехтованием.
Знаете, что я получил на релизе? Поток поноса v0.99. Корсары 3 едва работала, крашилась каждые несколько минут и имела приблизительно 0,01 контента от обещанного. Разработчики выпустили на дисках тестовую версию! Характерная иллюстрация катастрофы: в игре можно было зажать кнопку ради струи из ядер по врагу. Приблизительно такую же струю разработчики пустили в игроков, навсегда похоронив репутацию отечественного геймдева. А 3/4 влажных фантазий были реализованы в Black Flag теми, кто помнил суть Sea Dogs – под этим названием зарубежные разработчики знают серию.
Даже после кучи патчей, Корсары 3 является ужасной игрой. Но что-то пошло не так: игру подхватили сторонние разработчики, выпустившие «Корсары: Возвращение легенды» и «Корсары: Город потерянных кораблей». К движку Storm Engine можно лишь крестик приложить, но мододелы выжали из него максимум, за что их заслуженно пригласили на разработку Корсары 4.
Печально известная конверсия GTA V в стиле прогрессивного ретрофутуризма
Претензии: Да какие могут быть претезии?
Теперь представьте, что наш топ 10 – всего лишь маленькая капля в море лжи и обмана, посредине которого торчит гигантский болт, положенный разработчиками и менеджерами на чувства игроков, а также на индустрию.
Где-то на этом острове корпоративного дзена и спокойствия расположилась маленькая независимая польская студия, которая вдохновилась на создание настоящего киберпанка. Вдохновлялась, правда, не киберпанком (что подметил отец жанра, писатель Уильям Гибсон) крутыми ролевыми играми, отсылками к массовой культуре и запросу от общества на пугающее нас будущее, где человечество одновременно невероятно быстрое развивается и уничтожает себя. Процесс не остановить, но можно выжать максимум из ситуации и добраться до вершины новой пищевой цепочки, стать новым кибергиперхищником. Хотя бы в цифровом мире.
Игра так амбициозна, что подобного рода проекты никто не слыхивал, кроме одной очень закрытой студии «Звездокамень». Технологии, которые применяются при создании игры, еще недостаточно отработаны. Игру такого уровня невозможно протестировать живыми людьми, поэтому нет смысла их нанимать. Так как делать с ней нечего, остается бросить всю силу на рекламу и маркетинг.
Реальный цикл разработки уложился в 2-3 года при заявленном периоде почти в 10 лет. Но итоговый результат таков, что материала хватило на целую документалку. Это капитальный успех, господа. Получившийся клон GTA удивительно живуч в чартах и в целом неплох для игры, которую начали разрабатывать пару лет назад и которая едва смогла пролезть через игольное ушко системных требований консолей. C другой стороны, ходят слухи, что за 2 года можно сделать Uncharted 4.
В отличие от других игр списка, в конкретной сложилось комбо: что есть – то сломано; то, что могло быть – разрушено; то, чего не было – забыто. Тем не менее, как и добрая половина списка, эта игра может стать культовой уже через 2-3 года, когда люди познают всю силу новых карточек от Nvidia или AMD. К счастью, в ней все-таки есть сюжет и миссии, за которые можно зацепиться ради 2-3 дней беспробудного гейминга.
Как мы поняли – никто не любит, когда рушатся ожидания и нарушаются обещания. Кстати, статья называется «Топ 10» или вроде того? Что же, добавим к слишком аккуратному топу еще несколько почти свежих игр, вызвавших у геймеров ярость и злость на релизе!
- ПК-версия Red Dead Redemption 2 – у нас есть даже отдельная статья о том, каким технически несовершенным оказался релиз. Патчи решили дело, хотя мультиплеер до сих пор остается полнейшим недоразумением.
- Prey – баги, краши, страдания, сырость и кашель. Безусловно яркая игра, но недостойная отдельного пункта.
- Bloodborne – владельцы старых консолей могли либо плакать, либо купить PRO. Сейчас вопрос о качестве игры уже неактуален.
- Metro Exodus – наверно, вы еще помните споры об оптимизации на релизе? Сейчас играбельна.
- Days Gone – плохая оптимизация для PS4 огорчает, когда PS4 еще и единственная платформа. Сейчас игра в порядке. Почти.
- Любая игра от Obsidian – приведу в пример Neverwinter Nights 2 – мне пришлось около пяти раз носить диск с игрой обратно в магазин. В конце концов, во время установки игры сломался ПК продавца, после чего он вернул деньги, попросил больше не покупать ничего и даже не появляться рядом с его крыльцом.