С момента появления контроллера NES общий дизайн геймпадов остается довольно статичным. Конечно, кнопки стали больше, были добавлены аналоговые джойстики, и с выходом Wii-mote даже кое-что пошатнулось, но проверенный геймпад остается де-факто средством для прыжков Марио, стрельбы Натана Дрейка или управления скоростью Соника от точки А в точку Б.
Это не означает, что бедные контроллеры не прошли через сумасшедшие переосмысления или дьявольские эксперименты в поисках идеального устройства. Хотя часть этих итераций и была успешна, есть несколько отклонений, которые либо не должны существовать, либо полезны только для одной игры. Следующие устройства, безусловно, попадают в эти категории.
15. 3rd Space Gaming Vest
3rd Space Gaming Vest был разработан компанией TN Games и Марком Омбрелларо, лицензированным доктором. Жилет привносит новый уровень физического погружения в компьютерные игры благодаря использованию многоцелевых медицинских технологий. В его конструкции предусмотрена усовершенствованная система сжатия воздуха и восемь пневматических ячеек, по четыре с каждой стороны. И все это ради беспрецедентной обратной связи!
Другими словами, 3rd Space Gaming Vest позволяет игрокам физически чувствовать удары, выстрелы и другие эффекты, наносимые им в игре. Восемь контактных точек выдают до 2 килограммов силы и могут быть настроены для стрельбы с различной скоростью и продолжительностью.
В 2007 году устройство не снискало популярности, хоть и поддерживалось такими известными играми как Call of Duty 4 и World of Warcraft. Возможно сейчас, с развитием VR технологий, изобретению стоит дать второй шанс?
14. Геймпад для игры Death Crimson
Высота: 2,2 м
Полная длина: 3,4 м
Вес: более 50 кг
Хорошие новости (или плохие, в зависимости от вашей точки зрения): этот контроллер так и не стал доступен обычному потребителю. Художник, влюбленный в Death Crimson, которая считается одной из худших игр Sega Saturn, создал этот контроллер специально для нее.
Этим гигантским крылатым инсектоидным/алиенским/демоническим существом действительно можно управлять. Геймпад установлен в задней части монстра. Для контроля надо сидеть или лежать на нем. Любой, кто там окажется, будет выглядеть как гигант, пытающийся освоить трехколесный велосипед Сатаны.
13. Удочка Dreamcast
На самом деле нет ничего странного в электронной удочке, если представить идею со стороны. Но это ровно до того момента, пока вы не сядете с ней в кресло перед телевизором и не задумаетесь о том, что вы сейчас делаете со своей жизнью…
Честно говоря, устройство даже хвалили при игре в Sega Bass Fishing. Но стоит кому-нибудь случайно пройти мимо вашей комнаты, и путевку в Кащенко уже не миновать.
12. Карманная танцевальная площадка
Многие из нас встречали игровые танцевальные площадки, но не всем хватало духу попробовать. Порой тяжело уложить в голове картину, где вы танцуете на какой-то детской штуке, а ваш пивной живот становится достопримечательностью всех окружающих.
Специально для таких людей была придумана карманная танцевальная площадка! Ее управление осуществляется с помощью больших пальцев. Если у вас есть ребенок и похожая игра, то вы убьете одним выстрелом сразу двух зайцев: сохраните нервы соседям снизу и составите компанию в «танце», не вставая с дивана. Не такая уж и бесполезная штука, если задуматься!
11. Atari Mindlink
Именно военные усовершенствовали технологию, которая позволяла человеческому разуму объединяться с компьютером, чтобы контролировать его со скоростью мысли. Atari Mindlink претендовал на звание идеального моста, соединяющего пожелания геймера с игровыми действиями. Устройство должно было считывать мысли и передавать их на экран в режиме реального времени.
Действительность передовой технологии заключалась в том, что устройство контролировало движения бровей и действовало соответствующим образом. На этапе тестирования геймеры жаловались на головные боли, связанные с необходимостью координировать движения бровей, чтобы согласовать их с процессами на экране. При этом технология 1980-х годов распознавала только самые явные движения в силу низкой чувствительности.
Прибор планировался к выпуску в 1984 году, но в итоге так и не добрался до релиза. Революции не случилось.
10. Wii Car Adapter
Для того чтобы скоротать время в долгой автомобильной поездке, ничто не сравнится аудиоплеером, планшетом, телефоном или просто захватывающей книгой. Размахивать руками и отвлекать водителя — не самое рекомендуемое занятие, но хорошие люди в Nintendo, похоже, думают, что машина — это идеальное место для консоли.
Еще хуже, если поиграть решит сам водитель. Только представьте ситуацию: задорный шофер подключил Wii и начал кривляться в Just Dance. Он побил мировой рекорд, но на следующий день его изуродованное тело нашли на асфальте, покрытом битым стеклом и кровью. Что такому человеку написать в эпитафии? Может — «он умер, взяв рекорд в Gangnam Style!»?
9. AlphaGrip AG-5
Нет, это не морская звезда. На самом деле это геймпад, который должен был решить проблему ввода текста в отсутствии клавиатуры. Любой, кто печатал на геймпаде знает, как это долго и неудобно.
Идея неплоха. Сейчас нечто похожее получилось реализовать в устройстве Razer Nostromo. Обычная игра на ПК требует в среднем 20 клавиш, в то время как создатели AlphaGrip переборщили и снабдили устройство 42 кнопками и одним трекболом. Причем 6 из них — клавиша Shift. Геймпад вышел на рынок в 2006 году.
8. The SEGA Activator
Предполагаемый предшественник Kinect, SEGA Activator позволяет вам стать персонажами, изображенными на экране. Каждое движение копируется — когда вы идете, пинаете или ударяете, ваши цифровые враги соответственно падают.
Пытаясь опередить свое время, снятие физического геймпада на данном этапе в 1993 году, возможно, было преждевременным, поскольку восемь квадрантов контроллера вместо того, чтобы реагировать на действия, требовали от вас выбросить руки в разные стороны и совершать круговые движения. Чтобы не мешать инфракрасным лучам, устройство нужно было использовать в комнате с идеально плоским потолком.
7. NES Power Glove
Эта футуристическая перчатка выглядит как мощное дополнение к любому арсеналу геймеров. Как и в вышеупомянутом SEGA Activator, в перчатке NES Power Glove использовались внутренние сенсоры, синхронизированные с 3 насадками на телевизор, которые требовали калибровки путем наведения пальцев на одно место в течение неприятно длительного периода времени.
Так называемое «пальцевое управление» либо не включалось вообще, либо работало постоянно, заставляя Марио прыгать перед Гумбами со всем инстинктом самосохранения Шона Бина.
6. CompuMate
Устройство от компании Spectravideo было разработано для Atari 2600 и выпущено в 1983 году. CompuMate — это такая мембранная клавиатура с компьютерными компонентами внутри, которая через провод подключается к портам джойстиков и слоту картриджа. С помощью нее можно было программировать на BASIC и создавать маленькие, базовые игры.
Для обычного геймера это была просто причудливая и эзотерическая периферия, причем определенно не та, что пригодится в игре. Если люди хотели научиться программировать, они просто покупали компьютер.
5. Кастомные Wii контроллеры
Консоль Nintendo Wii стала революцией в мире видеоигр, подарив нам ощущение движения в геймпадах и сделав видеоигры более социально приемлемыми и доступными для казуалов.
Одним из главных проектов стал Wii Sports, который позволял геймерам использовать Wii Remote для игры в теннис, гольф, бокс, бейсбол и множество других видов спорта. Успех проекта привлек многих сторонних производителей побрякушек и результатом стали глупые, бесполезные «геймпады», в которые можно поместить Wii Remote. По их представлению подобные устройства должны улучшать восприятие. Они никак не меняли игровой процесс и могли быть полезны разве что совсем старым людям, у которых в голове не укладывались современные технологии.
4. Nintendo Power Pad
Wii-Fit Balance Board доказала, что подобные периферийные устройства могут работать при соответствующем отношении и маркетинговой команде, которая знает, что делает. Но нынешний успех наступил буквально после десятилетий провалов, когда подобные периферийные устройства систематически не находили способа покорить рынок.
Одной из таких неудач послужил тренировочный мат Nintendo Power Pad, выпущенный в 1988 году. Это была первая попытка заставить геймера взаимодействовать с игрой, используя его тело, а именно ноги, которые должны применяться для управления в танцевальных проектах, связанных с бегом. Поскольку подходящих игр было мало, устройство быстро кануло в забвение.
Самой известной игрой, с которой работал коврик, была World Class Track Meet, но она получила много жалоб, поскольку ее легко обмануть; для прыжка ввысь достаточно прыгнуть в другое место, не приземляясь на контроллер — таким образом игра начисляла уйму очков, полагая, что человек еще в воздухе.
Кроме того, использование рук, а не ног, часто являлось намного более эффективным способом игры — потому что координировать руки куда легче, чем ноги.
3. Перчатки для геймеров от Champion
Как и Nintendo 64 Controller Glove, это устройство, претендующее на то, чтобы продавать себя как абсолютно нечто необходимое для следующего уровня игрового процесса, но однозначно терпит неудачу в этом квесте.
Их идея состоит в том, чтобы предотвратить судороги, образование волдырей и травмирование рук во время игры. У разработчиков даже появилась идея создать мягкую втулку для большого пальца.
Неужели геймпады так же травмоопасны, как занятие в спортзале с серьезными весами? По версии компании Champion — это так!
2. Video Jukebox от компании ASG Technologies
Вот изумительно бессмысленное периферийное устройство, которое разработано для богатых и ленивых игроков. Оно называется Video Jukebox и позволяет размещать шесть различных игр Mega Drive в своем отсеке, а при подключении к Mega Drive — переключаться между играми простым нажатием кнопки.
Стоит такая прелесть 50%, что по тем временам весьма прилично. Неудивительно, что проект не достиг впечатляющих продаж. Однако находились даже такие сумасшедшие, которые покупали сразу 6 устройств и подключали 36 игр одновременно. Потратили бы вы 300$ просто на то, чтобы не вставать с кровати ради смены картриджа?
1. Rez Trance Vibrator
Rez — это психоделический шутер, где геймплей тесно связан с ритмом музыки. Уничтожение врагов усиливает саундтрек и вызывает у игрока чувство синестезии, когда руки начинают невольно двигаться под ритм мелодии.
Rez Trance Vibrator подключается с помощью usb-порта и издает мощные вибрации в такт музыке. Чем больше врагов уничтожает игрок, тем интенсивней и сильней работает устройство. Это добавляет новые ощущения от геймплея самому игроку либо его партнеру, если вы понимаете, о чем я…
Создатель игры Тецуя Мидзугучи официально заявил, что прибор никогда не предназначался для сексуального опыта, но многочисленные видео, найденные в Интернете, это явно опровергают.
Устройства разные нужны, устройства разные важны. Но не всегда. Здорово, когда компания может позволить себе эксперимент — рискнуть, ничего особо не потеряв. Но иногда подобное может довести до беды: выход Wii U, где в качестве контроллера использовался планшет, стал настоящей катастрофой для Nintendo. Ее продажи составили всего 14 миллионов устройств, что невероятно мало для консольного рынка. Nintendo Switch восстановила положение, но повезет ли в следующий раз? Всем экспериментаторам остается лишь пожелать успеха.