Мы настолько привыкли к контрольным точкам и сохранениям в любом месте, что можем позволить себе немного расслабиться во время прохождения игры. Но некоторые разработчики убирают эти функции, фактически делая каждый запуск последним. Когда вы умираете навсегда, вы начинаете с самого начала, что усиливает напряжение и заставляет вас все время быть предельно осторожным.
Такова сия суровая механика в действии, и разработчики частенько находят разные способы ее реализации. На примере давайте рассмотрим шесть игр!
Hades
Платформы: PC, PS5, XSX|S, PS4, X-One, Switch
Только для одного игрока
Игра Hades пользуется огромным успехом как у критиков, так и у игроков благодаря великолепному сюжету, экшену и отсылкам к греческой мифологии. В игре вам предстоит управлять Загреусом, сыном Аида, греческого бога подземного мира. Загреус должен выбраться из глубин подземного мира и выйти на поверхность, чтобы найти свою мать Персефону.
Hades — это игра в жанре «рогалик» и dungeon-crawler. Поэтому, когда Загреус умирает, он возвращается в начало (дом Аида) благодаря механике перманентной смерти. Как это типично для «рогаликов», уровни генерируются процедурно, то есть их планировка и расположение меняются с каждой смертью. Кроме того, после кончины Загреус теряет все золото, навыки, баффы и проклятия, полученные по пути.
Однако перманентная смерть не лишает вас всего, что дает вам ощущение прогресса. Например, вы можете сохранить оружие и все навыки, которые вы открыли для него. Вы также сохраняете кристаллы тьмы, которые можно использовать для приобретения пассивных баффов.
XCOM: Enemy Unknown
Платформы: PC, X360, PS3
Мультиплеер: 2
XCOM: Enemy Unknown — это стратегическая игра в реальном времени, в которой вы управляете силами Земли, сражающимися против вторгшихся могущественных инопланетян. Вы управляете отрядом из четырех человек, и когда один из них погибает, он навсегда исчезает из файла сохранения. К счастью, у вас есть несколько слотов сохранений, так что если миссия идет не очень хорошо, вы можете просто загрузить более раннее сохранение, чтобы вернуть потерянных членов отряда.
Однако все становится интереснее, когда вы устанавливаете режим Ironman в качестве настройки сложности. В режиме Ironman у вас будет один файл сохранения, и каждое ваше действие отменяет предыдущее сохранение. Таким образом, смерть каждого члена отряда становится действительно постоянной.
Deathloop
Платформы: PC, PS5
Мультиплеер: 2
В шутере от первого лица (FPS) Deathloop вы играете за Кольта Вана, человека, застрявшего на острове, который попал в петлю времени. Кольт хочет разорвать петлю, а для этого ему нужно уничтожить семь Видящих, которые являются хранителями петли. Плохая новость для Кольта заключается в том, что у него есть только один день, чтобы убить их всех, потому что в конце каждого дня петля сбрасывается.
День делится на утро, день и вечер. Когда Кольт умирает, день автоматически сбрасывается на утро. После смерти Кольт также теряет все собранные им предметы и способности, за исключением тех, которые он навсегда разблокировал, наполнив их энергией под названием Residuum.
Кроме того, все Видящие и обычные враги, которых вы убили, будут возрождаться каждый раз, когда цикл перезапускается. Есть четыре места, где в любое время суток могут находиться Видящие. Поэтому вам предстоит выяснить, в каком порядке их лучше убивать, прежде чем вы умрете или день возобновится, что в любом случае приведет к появлению механики перманентной смерти.
Rogue Legacy
Платформы: PC, PS4, PS Vita, XOne, Switch
Только для одного игрока
Rogue Legacy — это еще одна 2D-игра в жанре «рогалик» (этот жанр любит убивать вас навсегда!) и платформер. Вы играете за ночного героя с мечом, щитом и магическими способностями, который должен пройти через замок и победить финального босса.
Что интересно в механике перманентной смерти, так это то, что когда персонаж умирает, вы не можете использовать его снова. Вместо этого вы получаете возможность выбрать одного из трех потомков, которые затем пытаются завершить квест своих предков, начиная с самого начала. Загвоздка в том, что каждый потомок — это случайно сгенерированный персонаж, и вы никогда не знаете, кто вам достанется.
Помимо того, что каждый потомок обладает различными атрибутами и навыками, они также получают генетические особенности, такие как дальтонизм, карликовость или ОКР. Эти черты могут быть полезны в одних сценариях и вредны в других. Например, если персонаж с карликовостью может пробираться через небольшие пространства, спасаясь от врагов или исследуя замок, то ему придется прыгать выше, чтобы добраться до некоторых врагов, которых персонаж с нормальным ростом может легко поразить с земли.
Так что если вам посчастливилось приземлиться на понравившегося вам персонаже, смерть станет еще более душераздирающей, когда вы отправитесь на тот свет. Но в то же время очень весело гадать, кто станет вашим следующим потомком.
Risk of Rain 2
Платформы: PC, PS4, X-One, N-Switch
Мультиплеер: 4
В игре Risk of Rain 2 вы играете за выжившего на космическом корабле, который потерпел крушение на странной планете, полной враждебных существ. Это трехмерная ролевая игра, а вероятность смерти повышается тем больше, чем дольше вы остаетесь в живых. По пути вы повышаете уровень и получаете предметы и снаряжение, которые дают вам мощные бонусы.
Когда вы умираете в Risk of Rain 2, ваш персонаж начинает игру с самого начала. Кроме того, его уровень обнуляется, и он теряет все предметы и снаряжение. Вы не сможете ничего сохранить.
The Last of Us Part II
Платформы: PC, PS4
Только для одного игрока
The Last of Us Part II — это постапокалиптическая приключенческая игра, действие которой происходит в мире, где споры заразили или убили большую часть населения Земли. Вы играете за Элли, которая отправляется на поиски мести через всю Америку. Ей приходится сражаться как с людьми, так и с зараженными (которые теперь, по сути, являются безмозглыми зомби), чтобы заставить тех, кто причинил ей зло, заплатить.
Здесь перманентная смерть не обязательна и является частью настройки сложности. В этом режиме у вас есть один файл сохранения. Когда вы погибаете, игра стирает файл сохранения, и вы начинаете игру с самого начала. Вы потеряете абсолютно всё и смерть будет по-настоящему душераздирающей. Более того, в игре достаточно много моментов, где одна ошибка или неудачный прыжок будут стоить вам жизни.
Механика перманентной смерти невероятно усиливает напряжение. Многие современные игры, особенно «рогалики», реализуют её самыми интересными способами, которые могут заставить вас влюбиться в их жестокую механику смерти.
А когда вы, наконец, поймете игру и станете достаточно хороши, чтобы дойти до конца, это может принести огромное удовлетворение.