Activision Blizzard продолжает активно терять позиции: акции компании падают, игроки уходят, сотрудников ждут увольнения.
Близбои не верят, остальные приготовились попрощаться с той Blizzard, которую все мы знали долгие годы.
Аналитики хоронят Blizzard
Категорически уважаемое аналитическое агентство Bloombergподелилось данными, согласно которым Activision Blizzard проводит реструктуризацию, в ходе которой увольнения грозят как минимум сотне сотрудников.
По тем же данным, акции компании дешевеют, аудитория падает, а расставание с Bungie может сократить годовой доход на 400 миллионов долларов. Кроме того, из компании уходят известные фигуры, в числе которых можно отметить легендарного Майка Морхейма, геймдиректора Hearthstone Бена Броуда, финансового директора и оптимизатора Амриту Ахаджу, главу издательства Эрика Хиршберга и финансового директора Спенсера Ньюмана. Последнего сменил Денис Дюркин, сразу получив премию в $15 миллионов.
Что же происходит? Blizzard всегда специализировалась на выпуске качественных игр, на разработку которых уходили годы. Activision же неким образом уравновешивала годы молчания своей второй половины, ежегодно выпуская Call of Duty.
Что происходит в недрах Blizzard?
В прошлом году сотрудники Blizzard массово получали предложение Career Crossroads, которое заключается в добровольном увольнении в обмен на увеличенное выходное пособие и хорошие рекомендации. Ради карьерного роста, конечно.
Естественно, Career Crossroads – результат давления финансового отдела Activision и той самой пресловутой госпожи Ахаджи, настаивавшей на сокращении расходов, которое она поддержала личным примером, отвалившись в Square. Ходят слухи, что между менеджерами и разработчиками развернулась настоящая война за финансы.
Впрочем, до недавнего времени увольнения были не столь значительны, учитывая почти 10 тысяч работников. Blizzard сокращала технический отдел и поддержку, в то же время нанимая больше персонала, нужного в разработке новых игр в своих франшизах.
Понятно, что финансовые терки в такой огромной структуре дело обыденное. Да еще рынок видеоигр непонятен большинству аналитиков – то же агентство Bloomberg называет рынок неустойчивым, а потребителей видеоигр – непредсказуемыми. Так что даже самые опытные и изощренные разработчики не могут гарантировать успех игр, а в этом году многие игры продались ниже ожиданий.
Текущее состояние Blizzard
Какие игры есть у Blizzard? Starcraft, Warcraft, Hearthstone, Diablo, Overwatch. Со Starcraft и Diablo даже обсуждать ничего не надо – это мертвый груз, который Blizzard пинает то неадекватными решениями по развитию киберспорта, то добавлением странных режимов, то выпуском мобильных спин-офф.
А с серией Warcraft все серьезнее. Золотая корова World of Warcraft сильно сдала – новый аддон «Битва за Азерот» показал хороший старт, но вскоре онлайн значительно снизился. По факту, с 2010 года число игроков упало с 12 миллионов до 1,7 миллиона. В статистике не учитываются игроки из Китая.
Фанаты скажут, что несмотря на падение аудитории, даже два миллиона владельцев подписки за 15 баксов важны. Фанатам отвечу – топовые игроки бешено фармят золото, региональные цены могут быть ниже. Да и важна не цифра играющих, а рост. Если развития и роста не наблюдается, то игра не оправдывает ожидания инвесторов, показатели падают, акции падают, приходится увольнять сотрудников.
Какие игры еще подают признаки жизни?
У Hearthstone и Overwatch проблема схожа – еще в ноябре Blizzard сообщила об ухудшении показателей обеих игр и о стабильном оттоке игроков. Не помогло даже снижение цены Overwatch на тысячу рублей в начале года. Да и на нашем сайте заметно угасание интереса к этим играм.
Забавно, но многие опытные игроки средней руки действительно начинают волноваться из-за игровой зависимости. Если в Hearthstone можно зайти на полчаса и сыграть пару быстрых партий ради заданий, то Overwatch затягивает куда больше, заодно и портит характер играющих, как многие другие командные игры, рассчитанные на победу и требующие высокого уровня навыков.
Самое интересное, что за 3 года Overwatch попробовало около 40 миллионов игроков. Допустим, несколько миллионов зашли во время бесплатных выходных, но остальные – свежая аудитория, которой плевать на предыдущие заслуги Blizzard и ее манеру «When it’s done» для выпуска контента.
Перспективы
Три года – огромный срок для сессионного шутера, и как бы Blizzard ни пыталась развить сеттинг и добавить лора, фанатам бешеных прыжков по стенам он не нужен. Да и популярность набрали более медленные королевские битвы. Королевская битва для Overwatch? Потенциальный хит, о котором нет вестей.
К чему столько информации? К тому, что Blizzard в конце прошлого года почувствовала во время анонса Diablo Immortal свою зависимость от кучки потных стареющих дядек неопределенного возраста, чье разочарование выливается в падение акций.
Blizzard определенно требуется приток свежих игроков, но тем не менее этом банально смотрит на то, как та самая молодая аудитория стабильно утекает из медленно сдыхающей Overwatch в хайповые Fortnite и Apex. Или просто не может создать что-то новое и интересное американским школьникам?
В довесок упомянем провал Destiny 2: Отвергнутые, средние результаты Black Ops и смерть Heroes of the Storm, лишившейся 75% разработчиков. Старушка Activision Blizzard сыпется, команда бежит, проекты умирают.
Итого:
Да, у перечисленных игр тысячи преданных игроков. Но у каждой игры есть жизненный цикл. Проект растет, набирает массу и обеспечивает разработчиков. Наступает фаза стабильности, которая сменяется упадком и концом цикла, аналогично условной жизни звезды. Мертвая игра вредна – уже приносит не прибыль, а убытки. Activision Blizzard не может найти солнышко для обогрева тысяч работников, выхлоп даже от миллионной аудитории слишком низок и не соответствует аппетитам игрового гиганта.
Их еще долго будут доить, даже мертвых, но перспектив не видно – если бы Activision могла внезапно вытащить что-то уровня Apex, она бы давно так и сделала. Существующие проекты не прокормят десять тысяч сотрудников. RIP in Pepperoni.