В Беларуси производятся одни из самых больших машин во всем мире — карьерные самосвалы БелАЗ. Их высота достигает 8 метров, а масса равна 840 тоннам, так что обычные автомобили рядом с этими гигантами кажутся ничтожно маленькими. Чтобы сесть на БелАЗ, рабочим приходится подниматься по длинным лестницам, а главная задача этих машин это перевозка грузов в глубоких карьерах при температуре от -50 до +50 градусов Цельсия. Однако, в мире существует машина гораздо больше — речь идет о немецком роторном экскаваторе Bagger 288, высота которого составляет 96 метров. По сути, это небоскреб, который способен рыть землю и даже преодолевать десятки километров при помощи огромных гусениц. Забавно, что этот гигант работает от розетки.
Самый большой экскаватор в мире — Bagger 288
Экскаватор Bagger 288 существует в единственном экземпляре и был произведен в 1978 году немецкой компанией Krupp. Высота конструкции составляет 96 метров — еще немного, и его можно было бы сравнить с самыми большими небоскребами в мире. Длина экскаватора Bagger 288 равняется 220 метрам, а масса конструкции составляет 13 500 тонн. Сразу же после появления на свет, немецкая машина попала в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой экскаватор в мире.
Стоимость экскаватора Bagger 288 — около 100 миллионов долларов.
Настолько огромная машина была создана для выполнения единственной задачи — рытья земли для добычи полезных ископаемых, преимущественно угля. Со своей работой она справляется превосходно, потому что оснащена ротором диаметром 21,6 метров. В ротор встроены 18 ковшей объемом 6,6 куба. За день экскаватор Bagger 288 извлекает 240 тысяч кубометров породы. В некоторых источниках говорится, что этого хватает, чтобы наполнить целый футбольный стадион 40-метровой «горкой». Ежегодно эта машина добывает 8,5 миллионов тонн угля в год.
Читайте также: 5 великих изобретений, которые сначала казались бесполезными и пугающими
Как работают экскаваторщики Bagger 288
Для управления самым большим экскаватором в мире требуется всего лишь четыре человека. Двумя из них являются регулярно сменяющие друг друга экскаваторщики, третий работает оператором ленточных конвейеров для поставки добытого угля в погрузчики, а четвертый — это начальник смены. Существует три команды рабочих, которые меняются три раза в день, благодаря чему экскаватор Bagger 288 способен работать круглосуточно.
Рабочее место экскаваторщиков находится на огромной «руке» с ротором — оттуда им открывается наилучший вид. Для управления ротором и движением всей конструкции у них есть небольшой джойстик. Со второй половины 20 века экскаватор Bagger 288 несколько раз улучшали: он получил системы навигации, камеры для наблюдения и встроенный компьютер, благодаря которому удалось довести многие процессы до автоматизма для предотвращения ошибок.
Оператор ленточных конвейеров ходит по конструкции следит за тем, чтобы все работало правильно — при необходимости он настраивает механизмы и чистит детали. Начальник смены руководит всем процессом и иногда прочищает машине путь.
Чтобы команде не приходилось спускаться вниз с почти 100-метровой высоты, Bagger 288 оснащен встроенным туалетом и кухней. Регулярно в него поднимают большой объем воды для питья и умывания.
Видео работы экскаватора Bagger 288
Как работает экскаватор Bagger 288
Ротор экскаватора Bagger 288 вращается плавно — ковши черпают породу, а потом высыпают ее на ленту транспортера. С первого транспортера порода передается во второй, который сваливает груз рядом с карьером. Чтобы получились аккуратные горки, используется отвалообразователь (абзетцер) — горное оборудование для складирования пород. При необходимости, к огромной конструкции можно добавить другую технику, все гибко настраивается.
Работа экскаватора Bagger 288 требует много времени и денег, поэтому его не применяют для выполнения мелких задач. Он вступает в работу только во время крупномасштабных горнодобывающих операциях.
Чтобы питать настолько большую конструкцию, не хватит даже самого мощного аккумулятора — не будет преувеличением если сказать, что экскаватор потребляет энергию как небольшой город. Источником его энергии является промышленная розетка, энергия от которой идет через кабель большого сечения длиной в 1 километр. Катушка с огромным кабелем находится сзади машины.
Читайте также: Самые дорогие электрические автомобили в мире
Как движется экскаватор Bagger 288
После своего появления в 1978 году, крупнейший экскаватор работал в карьере Гамбах (Hambach). После этого, в 2001 году, его решили использовать в карьере Гарцвайлер (Garzweiler), который находился на расстоянии 22 километров. Специалисты решили, что разборка и последующая сборка в другом месте обойдется в гораздо большую сумму, чем переезд машины на новое место своими силами.
До пункта назначения был проложен самый короткий путь через поля и даже реки. Пустые участки маршрута были заранее засеяны травой, чтобы почва смогла выдержать вес конструкции. Над автомобильными и железнодорожными путями был насыпан метровый слой смягчающего песка, речки засыпались камнями. Под линиями электропередач 90-метровая машина пройти не смогла, поэтому их разобрали и вернули только после прохождения пути — жители близлежащих поселений без света не остались, потому что их подключили к другим источникам.
Движение экскаватора Bagger 288
РОТОРНЫЙ ЭКСКАВАТОР BAGGER 288 ЕСТЬ В ВИДЕ КОНСТРУКТОРА LEGO. Заказать их можно через Aliexpress: вот вариант за 80 000, а вот — за 160 000 рублей. Да, цены очень сильно кусаются, но перейдите по ссылкам и посмотрите на эту красоту — кажется, такая стоимость вполне оправдана?
Переезд из Гамбаза в Гарцвайлер занял три недели. Из-за своих огромных размеров, экскаватор Bagger 288 двигался со скоростью около 1 километра в час. Благодаря наличию 12 гусениц шириной 3,8 метра, на поверхность земли оказывалось минимум давления — около 1,7 килограмма на квадратный сантиметр. Так что переезд хоть и был долгим, но прошел безо всяких серьезных проблем. Посмотреть на движение огромной конструкции приезжало много людей — зрелище было как в фантастическом фильме.
Гости Германии могут посмотреть на огромный Bagger 288 даже сегодня — нужно ехать в карьер Гарцвайлер. Но перед поездкой лучше уточнить информацию, ведь местоположение экскаватора может поменяться. Считается, что он может прослужить около 100 лет.
Если вам была интересна статья, загляните в наш Дзен-канал. Там вы найдете много всего интересного, будем рады всем!
Под конец стоит отметить, что у легендарного Bagger 288 есть новая версия — она называется Bagger 293 и была создана в 1995 году компанией TAKRAF. Ее высота так же составляет 96 метров, но по длине новая модель чуть больше описанного выше «Баггера». Так что, самым большим экскаватором на данный момент можно даже назвать Bagger 293, однако он не преодолевал большие расстояния, поэтому и не представляет настолько большого интереса как предшественник.