Artifact – плод сотрудничества легендарного Ричарда Гарфилда и Valve, в котором обещается глубокий геймплей и почти натуральные ощущения традиционной коллекционной карточной игры.
Комьюнити действительно глубоко зашла игра – оценка 2 на metacritic. Почему?
Что такое стандартный обзор карточной игры? Это обязательно обрюзгший мужик в давно не стиранной футболке с логотипом древней рок-группы среднего уровня паршивости, раскладывающий на залепленном козявками столе наборы карт.
Сидит описанный аскетыч в подвале дома, шея у него небрита, волосы блестят от сала, краснеют фурункулы в пучках бороды, а из-под усов льются мудрые речи обо всех аспектах рассматриваемой игры для относительно узкого круга лиц.
В чем связь между Artifact и неухоженным гиком без штанов? В аудитории настолько узкой, что ее почти нет.
Artifact пытается быть лучше
Тони Роббинс
Любая современная карточная игра пытается соединить в себе все лучшее из других карточных игр. Все разработчики честно говорят об этом. Лучшим всегда считается то, что успешно, пускай даже в частном случае, больше неповторимом. Спроси марксистов – они знаю толк в неработающих идеях.
Впрочем, Artifact можно назвать инновационной игрой – легендарные геймдизанеры из Valve объединились c легендарным Ричардом Гарфилдом, чтобы создать нечто новое для рынка популярных карточных игр.
Artifact, вероятно, первая игра подобного масштаба, где реализованы, пусть и частично, правила настоящей спортивной карточной интеллектуальной игры. Вист, преферанс, бридж, Hearthstone – у всех любителей перекидываться картонками со временем возникают претензии к роли удачи в настольных играх.
Решается это достаточно простым способом: игровые ситуации разыгрываются на разных столах. Именно это мы и видим в упрощенном варианте в форме трех линий, на которых игроки занимаются прямо-таки стандартными вещами для поклонников интеллектуальных игр: покупают артефакты, управляют героями и используют карты.
Очевидно, что использование карт – основная механика игры, и каждое использование карты требует затрат маны на линии. Максимальный запас маны растет с каждым раундом, который состоит их трех ходов, во время которых игрок распределяет ресурсы по линии, руководствуясь выбранной стратегией и ситуацией на поле боя.
После завершения хода герои и существа игроков сталкиваются, после чего определяется выжившие карты. За уничтоженные карты игроки получают золото, которое могут потратить между раундами на нужные предметы. Три линии, три столкновения, три хода – один раунд.
Вне боя игроки собирают колоды от 40 карт, в которую обязательно должны попасть некоторое минимальное количество героев и предметов. Предметы позже попадут в секретную лавку вместе со случайными предметами, которые могут и не находится в вашей колоде. Все карты, как уже привычно, делятся на цвета и редкость.
Карты делятся по редкости на обычные, необычные и редкие, что влияет на их стоимость и востребованность на Торговой площадке. А вот что не удивительно, так это разделение по цветам/классам: Красный, Синий, Зеленый, Черный. Все карты с русскими названиями доступны по ссылке.
Гарфилд не смог отказаться от традиционной ролевой триады в игре с героями, поэтому цвета стойко ассоциируются с воинами, магами, друидами/призывателями и разбойниками. Все цвета отличаются стилем ведения боя, предлагаемым игроку, а также ограничены в синергии между собой.
Местами игра напоминает настоящую пошаговую стратегию, так как карты выстраиваются рядами и атакую друг друга, но если подытожить, что ничего нового, кроме поля боя, игра не предлагает. Цветные колоды, два режима, жалкое разнообразие механик и ограниченный набор карт.
Банкротство ума
Артур Шопенгауэр
Теперь к главному – почему игру так захейтили? Это тяжело объяснять, и мне тем более не хочется анализировать комментарии о душащем донате и подпивасниках, которые зря обливают игру помоями.
Я уже долгое время играю в другую карточную игру, в которой прошел все стадии развития: паладина с суммонами 1/2, охотника с могильщиками, фростмага, хендлока, отквоина и много чего еще.
За все это время мой максимум в этой игре – топ 4000 легенды, что нельзя назвать впечатляющим результатом. Поэтому я обратился к своим знакомым, которые в разное время входили или в топ 200, либо даже в топ 100, а также к имеющим высокие позиции Гвинте или в некоторых версиях MTG. Все они высказывают неподдельный интерес к Artifact.
И им очень тяжело играть. Не только им, даже профессионалы международного уровня, такие как Naiman, заявляют о высокой сложности игры. И если мне мои боевые товарищи говорят, что я слишком туп для этой игры, я соглашаюсь и немедленно причисляю себя к пресловутым подпивасникам.
Что выделяет Artifact среди подобных? Огромные требование к личности игрока. Вам нужно сочетать интеллект Алехина, напор Каспарова, хладнокровие и скорость Карлсена, потому что игра не прощает ошибок. Зато результат неясен до самого конца, что может как выматывать игрока, так и поддерживать в нем интерес. Но понимание собственных ошибок всегда бьет сильнее.
Никакой удачи – для победы при равных условиях вам нужна логика, знание игры и хорошая колода. 40 минут собираете колоду, сорок минут играете. Увы, но при таком раскладе в поединке равных противников побеждает тот, кто задонатил больше чьи карты сильнее. Мой самый любимый пример – известный аналитик и дотер, Артур Костенко, овнит карточных киберкотлет за счет более сильных карт. Добавить нечего.
Картонки и баланс
Valve на пятый день выкатила информацию, что на торговой площадке Steam продано уже свыше 6 миллионов карт.
Карты стоят от 0,04$ до 20,80$. Не считая бабки, потраченные на паки карт, 15% от каждой покупки, туда-сюда… Так, подождите. Игра, которую все ненавидят, приносит доход в районе 110 000$ в сутки!
Гарфилд снова умудрился сделать игру, для которой нашлась донатоспособная аудитория! Организовал маленькой инди-студии Valve еще одну игру-сервис!
Но вот в чем проблема – Artifact не очень балансная игра. В топ-10 карт по стоимости входят сильнейшие герои и карты: Акс, Дроу-стражница, Канна, Механик и Лич, Посланница света, Пора свершений, Истребление, Выкопанные секреты и Рог вожак. Выпавший Акс окупает игру.
Со временем Valve исправит игру. Иначе быть не может. Выйдут дополнения, еще больше карт, начнутся турниры за миллионы долларов. Игра себя точно окупит.
А почему оценка 2? Все дело в маркетинге. Зайдите на страницу Artifact в магазине. Прочитайте описание. Нашли что-то конкретное? Кроме условия возврата денег за игру? То-то же.
Никто не заставлял покупать игру людей, которым она не понравилась. Просто с каждого миллиметра Steam льется реклама Artifact, она атакует игроков в клиенте Dota 2, ключевые стримеры и игроки получили инвайты на закрытую бету.
Каковы главные ценности в современном обществе? Образование, доход, престиж и власть. Допустим, что стримеров не подкупали и не привлекали к партнерским программам. Так что многие из них работали за престиж: ограниченные инвайты, обещания огромных призовых, элитный эксклюзивный контент. Либо сами купились на рекламу из любого источника.
Когда уважаемые люди целый месяц рассказывают о том, какая игра крутая, при этом сохраняя интригу и не показывая ее, тысячи людей им верят и покупают прорекламированный товар. И выпускают действительно неплохую игру, настоящую нишевую ККИ, в которой трудно и неприятно разбираться, но относительно интересно играть.
В этом ноябре многие компании не только агрессивно вели маркетинговые кампании, но еще и выпустили отвратительные со всех сторон игры, чем сильно обидели игровое сообщество, после чего та самая Valve тоже проводит невнятную рекламу продукта, обещает миллионы призовых и интересный геймплей для всех своих поклонников, а выдает серьезную интеллектуальную игру для сверхразумов. И, что характерно, в игре уже очень много китайцев. Никаких стереотипов. Просто показательный факт.
Итог
Графика
☑ Отвратительная
Геймплей
☑ Для шахматистов
Сюжет и лор
☑ Скуднее, чем в порно
Саундтрек
☑ В наличии
Аудитория
☑ Члены ФИДЕ
Системные требования
☑ Запустить Steam
Донат
☑ Обязателен
Artifact – единственная качественная многопользовательская игра этого ноября и при этом на голову выше MTG-подобных конкурентов. Она заслуживает внимания, и если вы уверены в себе, тогда вложения окупятся по всем статьям.
Душит донат? Начните выигрывать! Не хватает на билеты? Пылите карты! Не хватает карт? Покупайте билеты и выигрывайте!