Главная / Игры / Будущее уже близко: нейрокомпьютерные интерфейсы в играх

Будущее уже близко: нейрокомпьютерные интерфейсы в играх

Будущее уже близко: нейрокомпьютерные интерфейсы в играх

Наверняка многие смотрели фильм «Матрица» и думали о том, что было бы круто и в реальной жизни иметь возможность погрузиться в виртуальный мир, сидя в удобном кресле у себя дома.

Оказывается, про такие вещи размышляют не только любители научной фантастики, но еще и такие серьезные ребята, как Илон Маск, Марк Цукерберг и Гейб Ньюэлл. Именно они начали предпринимать попытки подключить наш мозг к компьютеру. Сейчас разберемся, что же у них получилось на данный момент.

Играй в игры силой мысли

Будущее уже близко: нейрокомпьютерные интерфейсы в играх

Начнем с определения нейрокомпьютерного интерфейса (НКИ) или как его еще называют интерфейс «мозг-компьютер». Это специальный прибор, который дает возможность обмениваться информацией между вашим мозгом и компьютером. Впервые концепция такого прибора была описана еще в 1960 году Джозефом Ликлайдером, научная работа называлась «Симбиоз человека и компьютера». В те годы подобные теории были из рода фантастика, и до начала 2000-х никто не предпринимал попыток сделать что-то подобное.

На Tokyo Game Show в 2008 году компания NeuroSky впервые представила настольную игру, которая якобы управлялась силой мысли. К сожалению, до конца понять, работал ли их нейрокомпьютерный интерфейс или нет, сегодня невозможно. Многие решили, что игра просто создавала иллюзию контроля, а модный шлем в комплекте был не более чем стильной игрушкой.

В этом направлении было несколько наработок даже со стороны известной в игровой индустрии компании Square Enix, но они так и не увидели свет. Казалось бы, на интерфейсы такого рода все забили, но вот, 18 марта 2020 года основатель Valve – Гейб Ньюэлл дает интервью перед выходом Half-Life: Alyx и заявляет, что они активно ведут работу над нейрокомпьютерными интерфейсами, а игроки ближе к «Матрице» в реальной жизни, чем они думают.

Что уже удалось сделать Valve?

Будущее уже близко: нейрокомпьютерные интерфейсы в играх

Интервью Гейба было интересным, но про НКИ, он не рассказал никаких подробностей. При этом никто даже не заметил, что в 2019 году на Game Developers Conference по данной теме высказывался доктор Майк Эмбиндер, который работает в Valve психологом. Именно он и пролил свет на разработки компании.

Гейб Ньюэлл разложил как батя про все: про Artifact, Epic Games, Half-Life и Steam
Гейб Ньюэлл разложил как батя про все: про Artifact, Epic Games, Half-Life и Steam
Гейб Ньюэлл перед запуском Alyx выдал серию если не откровенных, то достаточно жестких интервью, затронув почти все темы, волнующие пользователей…

Valve пока не может создать полноценный прототип «Матрицы» в том виде, в котором она была представлена в фильме. То есть на данный момент у компании нет технологий, которые подключат ваш мозг к виртуальному миру напрямую, в этом направлении только начали вести теоретические исследования. Вместо этого, компания уже активно перешла к практическому применению специального шлема для электроэнцефалографии.

У такого решения есть заметные минусы в виде низкой пропускной способности и шумов во время использования. Например, Эмбиндер утверждает, что они протестировали прототип на World of Warcraft, и пропускная способность была всего 100 бит/минуту. Если что, это катастрофически мало – чтобы исследовать Азерот силой мысли придется потратить на это всю свою жизнь, а потом еще и детей напрячь, конечно, если во время такой продолжительной игровой сессии вы найдете время их сделать.

Такие проблемы с применением шлема для электроэнцефалографии вызваны тем, что сигналу приходится преодолевать кожу и кости, только после этого он попадает в мозг. Естественно, если бы можно было просто чипировать геймеров, то подобные интерфейсы можно было запускать в производство хоть завтра, но это из рода фантастики. Тем не менее сотрудник Valve утверждает, что текущие наработки можно усовершенствовать.

Уже сегодня шлем для электроэнцефалографии может:

  • Считывать самые частые движения игрока во время прохождения видеоигры и интенсивность реагирования на определенные события;
  • Понять, насколько человек сконцентрирован во время игровой сессии;
  • Предоставить информации о том, насколько геймер напряжен или расслаблен, когда проходит конкретные участки игры;
  • Определить, заскучал пользователь или максимально вовлечен в игровой процесс.

Этого уже довольно много, но исследования продолжаются, так что даже такой примитивный шлем в скором времени сможет получить из мозга куда больше информации.

С чего начнется погружение в Матрицу?

Будущее уже близко: нейрокомпьютерные интерфейсы в играх

Любые НКИ, которые существуют сегодня, используются лишь для получения обратной связи от игрока. Чтобы они стали доступны обычному геймеру, пройдут годы и, что самое важное, несколько этапов развития таких приборов.

Специалисты, которые ведут разработку в направлении интерфейсов «мозг-компьютер» уверены, что изначально шлемы будут использовать тестировщики игр.

Сегодня разработчики получают от них информацию с помощью обычных опросов, причем после того, как тестируемая игра пройдена и какие-то ее фрагменты человек уже забыл. С помощью НКИ тестеры смогут собственными эмоциями анализировать проекты, что в последствии поможет сделать их лучше. Только после этого НКИ перейдет на второй этап, на котором доступ к данным из мозга геймера получит игра.

На основе этой информации создатели видеоигр начнут динамически менять сложность. Например, если вы пришли после тяжелого рабочего дня и сели поиграть, то в игре вас будут ждать менее сложные битвы, а если вы сегодня полны энергии и готовы к разрушению, то ожидайте схватку с серьезным боссом, которая отнимет кучу времени. Также на эмоции игрока будут реагировать NPC и их поведение в каждой игровой сессии станет уникальным. Только после этого этапа вы сможете выкинуть на свалку свои мышки, клавиатуры, геймпады и VR-шлемы.

Давайте только не в мозг!

[embedded content]

Шлем – это, конечно, хорошо, но, согласитесь, не очень удобно. Так подумали и ребята из Facebook, которые в конце 2019 года выкупили компанию CTRL-labs, а она как раз занимается разработкой НКИ на основе браслета для электромиографии.

Дело в том, что наши мышцы во время своей активности генерируют более сильные сигналы, чем мозг. Таким образом, браслет на ходу может обучаться движениям, а затем реагировать от одной лишь мысли о них.

Владелец CTRL-labs утверждает, что уже сейчас их НКИ обучается в среднем за 90 секунд на примере различных мини-игр. Сразу пользователь нажимает кнопку, затем начинает имитировать нажатие с помощью мышц, пока движение не станет рефлекторным. Далее из этой цепочки исключаются мышцы, и геймеру достаточно подумать о движении, чтобы в игре что-то произошло.

Естественно, в будущем игры будут делаться таким образом, что вам не придется сразу записывать на браслет движение, а потом применять его силой мысли. Все будет гораздо проще – одел браслет и сразу начал раздавать команды виртуальному герою, подумав о каких-то действиях.

Сотрудники компании утверждают, что такой подход проще реализовать и он более безопасен для здорового человека. Шлем и импланты, безусловно, подойдут парализованным людям или тем, у кого есть различного рода проблемы с мышцами и опорно-двигательным аппаратом, но нет никакого смысла предлагать те же технологии здоровым, когда у них есть активно работающие мышцы, и для управления игрой достаточно будет одного браслета.

Будущее уже близко

Будущее уже близко: нейрокомпьютерные интерфейсы в играх

Майк Эмбиндер из Valve уверен, что после того, как НКИ поступят в массовое производство, не за горами тот момент, когда начнутся разработки полноценных имплантов, которые начнут вживлять в мозг. Причем в будущем это будет такой же обыденной штукой как операция по лазерной коррекции глаза. Сегодня создать для человечества что-то подобное хочет Илон Маск со своей компанией Neuralink. Имплант под названием N1 уже на финальной стадии разработки, первое тестирование на человеке хотят осуществить в этом году.

N1 разрабатывается в первую очередь для помощи парализованным людям. Сотрудники Neuralink хотят облегчить их жизнь с помощью таких имплантов или хотя бы позволить им проводить время в виртуальном мире, где они могут гулять, заниматься спортом и делать все, чего душа пожелает.

Сам Илон Маск заявляет, что вышеописанные возможности N1 – это только первый этап. Маск хочет создать интерфейс, который сделает возможным полноценный симбиоз человека с компьютером, но несмотря на свои «космические» амбиции, он прекрасно понимает, что пока это все из рода фантастики.

Неутешительные прогнозы

Будущее уже близко: нейрокомпьютерные интерфейсы в играх

В своем интервью Гэйб Ньюэлл поделился неутешительными прогнозами касательно НКИ от Valve. Он уверен, что в будущем эта технология будет активно использоваться в индустрии развлечений, но когда это произойдет, непонятно. К тому же он уверен, что уйдут годы только на то, чтобы правильно преподнести технологию людям. Если делать это сегодня, то это то же самое, что объяснять своей старенькой бабуле, что такое VR-шлем и зачем ты потратил кучу денег на эти новомодные очки, в которых даже на улицу выйти невозможно. Точно также про НКИ в играх молчит и Илон Маск, который пока позиционирует чип N1 как интерфейс исключительно для медицинских целей.

Единственным, кто хоть что-то говорит о сроках, и эта информация кажется реальной, стал глава CTRL-labs. Он утверждает, что их браслет точно не появится на рынке до 2024 года, так что еще минимум 4 года про билет в «Матрицу» можно забыть.


Несмотря на то что нейрокомпьютерные интерфейсы сейчас кажутся фантастикой, огромным корпорациям все же удалось надеть на нас VR-шлемы, про которые говорили то же самое. Мир не стоит на месте и постоянно развивается, поэтому и подобного рода контроллеры для видеоигр уже скоро станут обыденным для нас с вами делом.

А что вы думаете по поводу НКИ? И стоит ли вообще менять проверенные годами геймпады и клаво-мыши на подобные штуки?

Хитрый план Valve сработал – благодаря Half-Life: Alyx в Steam появился новый миллион VR-пользователей
Хитрый план Valve сработал – благодаря Half-Life: Alyx в Steam появился новый миллион VR-пользователей
Коварный Габен выпустил возмутительно шикарную игру для продвижения своего любимого VR-дурмана. Вот не негодяй ли он?…

Про Aleksiy77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика