Игры в жанре метроидвания радуют геймеров еще с середины 80-х. При этом в те годы игровая индустрия только начинала развиваться, и никто особо не думал над тем, чтобы выделять какие-то жанры в видеоиграх и подробно описывать их особенности. Разработчики просто делали проекты с интересными механиками в надежде, что они понравятся людям.
Понятие метроидвания в смысле «видеоигровой жанр» появилось гораздо позже, когда базовые механики легендарных проектов вроде Metroid и Castlevania: Symphony of the Night начали активно использовать в самых разных играх. Сегодня поговорим о том, что из себя представляет жанр метроидвания, какими ключевыми особенностями он обладает и как повлиял на игровую индустрию в целом.
Экскурс в историю
Вообще, метроидванию сегодня принято называть именно поджанром приключенческих боевиков, которые сочетают в себе определенные игровые механики. А в 80-х такого понятия даже не было, но именно оттуда она берет свое начало. Метроидвания появилась благодаря на тот момент неизвестной японской студии, которая хотела сделать игру с очень запутанными уровнями и по-настоящему высокой сложностью. То, что изначально было просто фишкой проекта, спустя несколько лет превратилось в целый жанр и продолжает развиваться по сей день.
Первым и самым ярким представителем метроидвании стала, как ни странно, игра Metroid от Nintendo, которая вышла в 1986 году. Проект предлагает несколько нелинейных уровней и прокачку главного героя, которая давала ему возможность справляться с более сложными противниками ближе к финалу игры. В дальнейшем идеи Metroid позаимствовали разработчики из Konami и на их основе сделали свою Castlevania: Symphony of the Night. При этом серия начала развивать жанр в немного другом направлении, делая упор больше на экшен составляющую. В те годы обе серии обзавелись огромной фанатской базой и параллельно друг от друга активно продвигали поджанр метроидвания в массы.
К слову, даже само название является словослиянием. Это когда после объединения двух слов появляется новое. Возможно, кто-то по сей день ломал голову, почему именно метроидвания, но теперь, как несложно догадаться, – это сочетание слова «Metroid» и последних букв «Castlevania». Это еще раз подтверждает тот факт, что родоначальниками жанра стали именно 2 игры, а не одно лишь творение Nintendo.
Ключевые особенности поджанра
Пожалуй, главный элемент любой метроидвании – это наличие большого мира, который состоит из множества отдельных помещений, закрытых комнат и даже секретных областей, по которым вы можете перемещаться, как вам захочется. То есть у игрока есть возможность проходить такую игру в любой последовательности. При этом сложность прохождения любой метроидвании всегда растет нелинейно, что часто приводит к ситуациям, когда в самом начале игрок может столкнуться с непосильным ему препятствием. В итоге ему приходится идти другим путем, прокачиваться и затем возвращаться в самое начало, чтобы преодолеть преграду.
Второстепенной особенностью метроидвании принято считать разнообразные секреты и возможность открывать дополнительные пути для прохождения. Например, возможность сломать в определенной комнате стену и попасть в другую комнату или тщательно спрятанный секретный вход в помещение с каким-то секретом, который заметит только самый внимательный. Все это является своего рода наградой для тех, кому нравится «зачищать» каждую область в метроидвании.
Некоторым не нравится, что в подобных играх необходимо постоянно возвращаться назад и исследовать каждый угол, обычно в играх это называют бэктрекингом. Но в метроидвании он является одним из главных элементов игрового процесса, потому что дает возможность понять, что в игре есть большой открытый мир и множество путей для его исследования. Без этого метроидвания попросту бы не работала так, как это хотели разработчики Metroid и Castlevania.
Как метроидвания повлияла на игровую индустрию?
Первые попытки сделать что-то похожее на родоначальников поджанра начались еще в середине 2000-х. Правда, вышло буквально 2-3 игры, которые действительно можно было назвать метроидваниями. По-настоящему возродиться метроидвания сумела только в 2010-х, когда мир увидел потрясающие проекты вроде Sundered, Axiom Verge, Owlboy, Chasm, Ori and the Blind Forest и другие. Каждый из этих проектов сделан в поджанре видеоигр метроидвания, но при этом добавляет в него еще и что-то свое, что помогает ему выделиться на фоне конкурентов.
Помимо того, что метроидвании удалось стать отдельным поджанром и породить массу крутых игр, она еще и повлияла на игры других жанров. Яркий пример – Dark Souls, да и все другие творения FromSoftware. Разработчики точно вдохновлялись Metroid, потому что в их проектах есть большой открытый мир, нелинейное увеличение сложности и возможность исследовать локации различными способами. К тому же именно в Dark Souls можно найти множество секретных комнат, различных областей с сокровищами или, например, магические барьеры, которые каким-то образом нужно снять, чтобы получить приз.
Несмотря на то что классические метроидвании делали в основном в формате платформеров, некоторые элементы этого поджанра отлично себя показывают в RPG и приключенческих экшенах. И ведь правда, без такого обилия секретов и возможности нелинейно исследовать мир, не факт, что Dark Souls и другим творениям From Software удалось обрести популярность.
Еще одним ярким примером является Dead Cells, которая является самым настоящим «рогаликом», но при этом умудрилась вобрать в себя все самое лучшее из метроидвании. В последнее время такие проекты вообще можно выделять в новый поджанр, у которого пока еще нет своего названия.
Как видите, метроидвания – это стиль, который постепенно развивается и проникает в другие жанры. Если в 80-х даже не существовало названия для такой категории игр, то уже в 2010-х можно было смело сказать, что это один из тех поджанров, которые оказали самое большое влияние на игровую индустрию. И я даже не сомневаюсь, что в будущем мы увидим еще немало интерпретаций, которые подарят нам десятки потрясающих игр.
На этом наш материал о том, что такое метроидвания и как этот поджанр повлиял на игровую индустрию, подошел к концу. Надеюсь, статья оказалась для вас полезной. Ну а если вы любите этот поджанр, то напишите в комментариях свои любимые метроидвании и почему они вам так нравятся.