Давно напрашиваешься сравнение – обе игры вызывают одинаковые эмоции восхищения и ненависти
Что Divinity: Original Sin 2, что Pathfinder: Kingmaker – игры для глубоко чувствующих, страстных поклонников жанра ролевых игр. Поверхностные люди редко могут осилить игру, в которой даже на легчайшем уровне сложности слишком множество деталей, механик и событий.
На высокой сложности на игроков накидывается не только громоздкий мир, но и сложнейшие системы связи предметов и способностей. Изучение боевых систем, классов и снаряжения приводит к экспериментам, перепрохождениям, соревнованиям в умениях считать урон по формулам и понимать игровые описания.
Такие игры очень хочется оценивать максимально субъективно и эмоционально. Обе – авторские игры, уникальные и с собственным лицом, открывающие игрокам новые стороны жанра. Обе ждут фактических сиквелов.
Как же их сравнить? К счастью, в 2020 году появилось множество методик и форм для сравнения: с галочками, плюсиками, смайликами и прочими понятными для геймеров методами оценок. Поэтому сравнение будет открытым и честным.
Общие положения битвы Divinity: Original Sin 2 против Pathfinder: Kingmaker
Divinity: Original Sin 2 – пошаговая партийная ролевая игра с возможностью играть в кооперативе до 4 игроков и сражаться на арене против игроков.
Является плодом многолетнего оттачивания стиля Larian во вселенной Divinity, которая основывается на костях настольной версии Dungeons & Dragons. История проста – отряд выдающихся персон, с хвостами и без, настоящих Избранных, попадает в тиски квеста по спасению мира.
Pathfinder: Kingmaker – реал-тайм партийная ролевая игра без кооператива и мультиплеера в принципе, но с возможностью управлять небольшим государством.
Сюжет еще проще: непонятно откуда взявшемуся герою дают право отбить замок у бандитов и стать правителем опасных приграничных земель. Но ему мешает непонятно откуда взявшаяся женщина и ее раболепные прихлебатели.
Что характерно, в обеих историях герои – уже заслуженные и опытные наемники, обретающие почти божественную мощь к концу игры, но бесконечно терзаемые злокозненными женщинами и богами.
Графика и движок
Что касается графики, нахожу ситуацию у обеих игр довольно печальной.
Divinity: Original Sin 2 использует Divinity Engine 2. Он в какой-то мере справляется с тем, чтобы быть понятным создателям пользовательских модификаций, то есть дает в руки набор хороших инструментов.
Графика в Original Sin 2 близка к реализму, уровни либо ярко освещены, либо сносно оформлены с помощью искусственных источников освещения.
Тени работают почти идеально, на уровнях и персонажах множество деталей. Физика в игре реализована с высокой точностью: вода тушит огонь, огонь сушит воду, образуется туман, бочки взрываются – это значительная часть геймплея, а не только наслаждение для глаза.
Впрочем, картинку можно найти перегруженной, даже мешающей восприятию. Столь детализированная реалистичность тяжелым грузом ложится на восприятие, что не очень хорошо для игры с видом сверху.
В Pathfinder: Kingmaker ничего этого нет. Используемый движок Unity позволяет реализовать простую, легко читаемую графику, облагороженную дизайнерами с мастерским пониманием различным художественных нюансов.
Физические явления не сочетаются, все действия происходят в одной плоскости, графика скорее пастельная. При этом персонажи перегружены деталями не меньше из-за сборной солянки артефактов, оружия и эффектов.
Минимализм против буйства реализма – тяжелый кейс для сравнения. Багов у обеих игр тоже достаточно. Но у Unity есть ужасная болезнь – сломанный трекинг пути.
Создатели Pathfinder: Kingmaker не осилили его исправления до уровня Homeworld, поэтому персонажи бессовестно застревают в дверях, предметах, ходят бог знает как через узкие промежутки и вообще теряются на уровнях.
Музыка
Музыка – важнейшая часть любой игры. Общий саундизайн не трогаем, ведь достаточно тяжело определять соотношение треска пламени с анимацией факела, звуки грома со вспышками молний и остальные элементы в стратегиях с видом сверху.
Поймите меня правильно: композиторская солянка из группы Dryante, Дмитрия Силантьева, Инона Зура и Михаила Котова своим многозвучием полностью опрокидывает абсолютно дженерик саундтрек от Борислава Славова.
Внимательное ухо, возможно, найдет в музыкальных узорах Pathfinder многовато стороннего материала и референсев на классику игровых саундтреков (особенно на Еремея Соула), но общая цель у всех композиций заключается в поддержке самой игры.
Борислав Славов же явно руководствовался современными трендами музыкального оформления, выбирая такие структуры, которые хорошо продаются, основательны и качественны по коммерческим меркам, скорее даже привычны и ожидаемы, показывая мастерство фоновой музыки.
Но взять все вышедшие за последние пять лет лет ролевые игры и экшены с уклоном в бои на мечах, набросать в них фильмы только тематики, смешать и сделать часовой микс, то уже через несколько минут слушатель запутается без возможности отличить музыку и завывающий вокализ Divinity от других треков, особенно от творчества сонма польских композиторов, занимавшихся Ведьмаком.
Сюжет
Одна из главных претензий к Divinity: Original Sin 2 – абсолютное неумение сценаристов из Larian писать крупные истории. Им отлично удаются маленькие зарисовки, поэтому каждый сторонний квест становится маленьким чудом.
Они и составляют основное наполнение игры: тут курицы дали квест, там мертвец выполз с того света и требует доказать ему метафизические понятия, на побережье можно найти растерзанное тело маленького мальч… душевно, короче.
Увы, к середине игры Divinity: Original Sin 2 избавляется от сайдквестов и становится плоским приключением с унылыми головоломками, провальными сюжетными поворотами и резко теряет в насыщенности.
Это было так заметно, что авторы даже переписали целую главу для Definitive Edition, похваставшись десятками тысяч слов текста. Но разве количеством слов может хвастаться хороший автор?
В целом у всей вселенной Divinity найдется очень рыхлый сюжет, пара запоминающихся персонажей, множество ярких мелких деталей и неубедительная космогония, сводящаяся к паре неуклюжих правил. Как оправдание – это созданный с нуля мир.
Pathfinder: Kingmaker – детище опытного дизайнера и настольщика Джейсона Булмана. Придуманный им мир прошел все степени оценки и редактуры в недрах Wizards of the Coast, крупной издательской компании.
Еще Pathfinder: Kingmaker имеет поддержку в виде великого и ужасного (уже в прямом смысле) Криса Авеллона, который засунул в игру всех своих демонов, включая проблемы с женщинами, детьми, мужчинами и обществом. Получилось внушительно и довольно глубоко.
Где-то по пути до игрока шедевр от Авеллона шлифанули наши русские редакторы, добавив приятные стилистические выверты. А весь текст подается в виде летописи коротышки-барда, поэтому многие описания и записи несут отпечаток качественного художественного произведения.
Правда, получили игроки результат не сразу – какое-то время перевод был неполным. Например: квест может указывать на реку Свирь, а карта – на Gudrin River. Но итоговая работа переводчиков великолепно дополняет игру, позволяя вжиться в шкуру жителя Голариона.
Чего не сказать про мир Ривеллон из Divinity. Ну плоский он, двумерный, сложенный из математики и логики там, где должен быть миф и сказка.
Модификации
У обеих игр достойный ассортимент всевозможных модификаций. Тут можно дать по очку каждому из участников.
Интерфейс
В Divinity: Original Sin 2 вы можете увидеть адекватный (стандартный) для ролевой игры интерфейс с большим количеством панелей, понятными кнопками и очевидными способами взаимодействия с миром на больших уровнях.
Pathfinder: Kingmaker два режима: пешкодрап с командой героев и стратегический режим карты, к которому приложен режим менеджера, включающий строительство, перемещения по миру и управления королевством.
Оба режима ужасны и сломаны, как будто взяты из 2005 года. Пользоваться ими больно, тяжело и неприятно. Несмотря на внешне приятный интерфейс, они не рассчитаны хоть на какое-либо удобство. Для олдфагов сойдет, но не для большинства геймеров.
Использовать зелья, свитки, строить здания, взаимодействовать с советниками, использовать способности – просто невыносимо даже в сравнении с Neverwinter Nights.
Отдельным провалом геймдизайна можно назвать последние два уровня игры. Кажется, весь раздел Steam заполнен ненавистью и недоумением к уровням, которые просто высасывают из игрока время и жизнь на скучные и бесполезные занятия.
Мало того, игра подсовывает игроку врагов, которые являются антиподами всего, что было ранее кинуто против него. Подготовиться на первом прохождении к этому невозможно.
В итоге многие игроки ощущают, что их 50-100 часов игрового времени были потрачены впустую. В каком-то смысле это соответствует сюжету и задумке игры, но реализована невероятно плохо – как NG+, только без NG+.
Думаю, к геймдизайнерским промашкам отнести добавить неуклюжие интерфейсы управление отрядом и настроек его поведения в бою. Отметки на карте, панель очереди действий? Костыли для слабых духом, видимо. Поэтому игра не нашла в себе причину добавлять банальные удобные функции.
Сообщество
Оба игровые сообщества хороши: горят своими играми, страдают от багов, готовы покупать отдельные издания с чуть меньшим количеством багов.
Они терпеливо ждали перевода, патчей, до сих делятся сборками и способами прохождений. Возможно, сообщество Divinity чуть более активно из-за легендарного статуса игры и поддержки мультиплеера, но у Pathfinder нашлись не менее преданны фаны.
Мультиплеер
Он есть только в Original Sin 2. Отличный кооператив, за который игра регулярно попадает в списки лучших кооперативных игр.
Причем реализовано как обычное прохождение, так и с мастером игры. Не всегда удобно зависеть от чужих сохранений, но это лучше, чем ничего.
Персонажи
Что уж сказать – обе игры требуют невероятного погружения. Так как мы вроде бы люди, основу погружения для нас составляет не только локация, но и общество в ней.
Обе игры ставят игрока во главе отряда разношерстных изгоев. Изгнанные принцы, жестокие убийцы, ожившие скелеты, немертвые эльфийки, безумные жрецы, белки-рыцари и прочие существа окружают главного героя на переднем плане.
Все они живые, разговорчивые, отыгрывают заданный характер и вмешивается в линию сюжета. Но в Pathfinder их просто больше! Да и персонажи на фоне не такие однообразно утомительные, как в Divinity.
Что насчет главного героя? В Original Sin 2 это изгой-колдун с летающим кораблем, собирающий по всей планете груды мусора. Корабль почти пуст, а население не очень стремится работать с командой судна, состоящей из неприятных типов. Да еще странные боги постоянно вмешиваются в дела.
В Pathfinder: Kingmaker герой – барон, король-воитель и вдохновляющий лидер. К нему стекаются таланты со всего мира: поэты, барды, рыцари, бандиты, наемники и прочие профессионалы из разных сфер. Вместо обшарпанного судна – целый город с умеющими кланяться жителями, а вокруг кипит политическая жизнь.
Патчи
Larian до сих пор поддерживает Divinity: Original Sin 2, добавляя в игру новые квесты и предметы.
Обновление Divinity: Original Sin 2 исправило несколько десятков багов и добавило новые квесты, доспехи и врагов
Owlcat Games смогла пофиксить где-то половину основных багов, выпустила несколько дополнений и могла бы положить на Pathfinder болт. Но студия продолжает выпускать новые патчи и билды, в том числе с переводом на пошаговую систему для консолей.
Геймплей
Этот пункт можно расписывать бесконечно, но он решающий, поэтому пойдем в обратную сторону.
У Divinity: Original Sin 2 – удивительная интерактивность, куча мелких внезапных дел, разветвленность заданий, есть крафт, пошаговая система в бою, нет упоротой системы добра и зла.
Pathfinder: Kingmaker – вместо крафта появилась куцая готовка еды, герои устают, есть ход времени, боевая система основывается на реальном времени, существует поверхностное управление королевством и все бонусы классической ролевой системы от Dungeons and Dragons.
Разнообразие классов-ярлыков Pathfinder: Kingmaker едва ли может потягаться с гибкостью персонажей из Divinity: Original Sin 2, несмотря на кости, метамагию, проклятия, болезни и прочие забавные настольные изыски.
Зато в Divinity: Original Sin 2 нет секса, а владыка из Pathfinder: Kingmaker может не только удовлетворять алчность, гордыню, чревоугодию, гнев и другие грехи, но и активно блудить, особенно в DLC.
И тут бы Divinity: Original Sin 2 с треском проиграла, но снова о костях. Броски игровых костей Pathfinder: Kingmaker уничтожают геймплей до уровня «либо перезагружайся, либо терпи».
Итог
Победитель определен простым подсчетом баллов, которые распределены по этому тексту после каждого пункта. Лично мне Pathfinder нравится больше именно из-за литературной составляющей, в которой Larian традиционно слаба.
Но после изучения деталей стало понятно, что Divinity: Original Sin 2 вытаскивает за счет опыта создателей, более богатых возможностей и создания песочницы для всех типов игроков, а не только для любителей качественного фэнтази.
Итоговый счет
Divinity: Original Sin 2 побеждает, набрав 7 очков против с 6 очков у Pathfinder: Kingmaker
Если несогласны, пишите об этом в комментариях – такие игры все видят по-своему, поэтому легко пропустить какие-то маленькие, но очень важные моменты, трогающие за душу.