Процесс обучения в Mordhau – это тернистый путь с кучей извилистых дорог. Основная причина настолько высокой планки вхождения в игру заключается в том, что тут представлена сложная боевая система. С одной стороны, Mordhau – хорошая замена для тех, кто до этого играл в Chivalry: Medieval Warfare: приёмник обладает не менее достойной глубиной, свободой действий и проработанными механиками. Кроме того, игра всячески поощряет тех, кто вкладывает в неё огромное количество часов, повышая «скилл». А поскольку проект молодой, потолок роста отсутствует, поэтому можно будет расти дальше даже спустя тысячу часов. С другой стороны, новички здесь – это пушечное мясо, которое разрывают более опытные игроки буквально за секунды.
В связи с этим многие новобранцы из-за сильного раздражения и недостатка знаний забрасывают игру. Этот гайд предназначен для того, чтобы раскрыть ключевые особенности игры, которые связаны со сражениями. Полученные знания должны помочь преодолеть основные трудности по пути к долгожданной победе и первому месту в топе по убийствам.
1. Приёмы и их значение
По мере игры предстоит регулярно сталкиваться с кучей приёмов, значения которых, вполне возможно, вы можете и не знать. Из-за этого могут возникнуть разные проблемы, особенно когда сражаться приходится не в дуэли, а в группе. Да и в принципе о многих приёмах важно знать, чтобы лучше понимать игру, ведь это тоже сказывается на скилле.
Основные приёмы в Mordhau
- Парирование. Особенный приём, который позволяет заблокировать атаку оппонента. Для парирования нужно нажать на правую кнопку мыши, после чего направить свою кмеру туда, откуда будет идти атака. Кроме того, именно благодаря парированию можно сделать рипост, но парирование требует очков выносливости (об этом ниже).
- Рипост. Представляет собой быструю контратаку, которую возможно сделать лишь после того, как было проведено удачное парирование. Проще говоря – это контратака, прожатая во время блока. Благодаря рипосту можно активировать гипер-броню за выносливость. Однако рипост нельзя следом перевести в морф или же финт.
- Морф. Представляет собой перевод рубящего удара в колющий удар, ну или наоборот. На практике получается так, что вы якобы хотите сделать один удар, но по итогу меняете его на другой. Основная цель приёма – запутать противника, чтобы он совершил неправильное парирование или чембер. Вдобавок этот хитрый приём может стать частью комбинации: используется для финта, вместе с пинком и можно перевести в драг.
- Финт. Приём-обманка, ложный удар, отмена атаки – как удобней. Используется опять-таки для того, чтобы противник решил провести неуместное парирование. Единственная проблема приёма в том, что новичкам сложно овладеть им, поэтому лучше использовать на ранних этапах игры морф.
- Чембер. Ещё один тип контрудара, тесно связанный с парированием. Чембер – это когда вы блокируете удар противника своим ударом, то есть зеркальным. Приём можно переводить в морф или финт, но на это, как и на многие другие приёмы, расходуется выносливость.
- Драг и аксель. Две особенные атаки, построенные на замедлении и ускорении анимации атаки, благодаря поворотам вашей камеры. Драг – это долгий удар. Аксель – это быстрая атака.
- Паниш. Приём, который контрит финт. Паниш обычно используется тогда, когда удалось «прочитать» финт противника – в таком случае его можно смело наказать, напугать или прикончить.
- Флинч. Это любой удар или укол, достигший своей цели и нанёсший урон. Иными словами: атакуя и снижая здоровье противнику, вы тем самым «флинчите». Кроме того, на короткое время противник находится в ступоре, а ранее запланированное действие прерывается.
- Футворк. Термин, обозначающий попытку обмануть своего оппонента при помощи бега с ускорением или активной ходьбы рядом. Благодаря этому иногда можно уклониться от удара.
- Гамбл. Удар чисто наудачу, не используя никаких техник или приёмов. Обычно годится в качестве упрёка, мол, человек играет в «русскую рулетку», потому что исход, как правило, летальный.
- Тайминг. Важный элемент геймплея игры, описывающий ситуацию, когда вам удаётся заставить противника провести ненужное парирование. Многие буду парировать атаки, но не всегда удачно. Иногда по ошибке, а иногда просто испугавшись. В любом случае это приводит к короткому периоду, когда противник становится беззащитен, а значит, ему можно спокойно нанести удар, тем самым перехватив инициативу.
- Инициатива. Она будет на вашей стороне, если удалось провести удачное попадание по противнику. Инициатива – это темп драки, который всегда должны стараться задавать вы.
2. Важные нюансы боевой системы
В Mordhau существует две ключевые шкалы – здоровья (красная) и выносливости (жёлтая). Базовое значение двух показателей содержит 100 очков. Таким образом, у всех игроков одинаковое количество и здоровья, и выносливости. Однако существуют определённые нюансы. На количество получаемого урона влияет броня (лёгкая, средняя, тяжёлая), а на расход выносливости влияет оружие и приёмы, которые вы используете.
Потеря здоровья приведёт к смерти, а опустошённая выносливость – к потере оружия. При этом в игре есть механика регенерации, благодаря которой можно восстановить два показателя, но регенерация запускается только тогда, когда персонаж ходит, крадётся или просто стоит некоторое время.
Как расходуется выносливость?
- В случае если удалось попасть обычной атакой по противнику, выносливость не расходуется (получите + 10 очков стамины), но неудачные атаки, которые «ушли в молоко» (они считаются за промах), расходуют её. Соответственно, если будет два промаха, тогда персонаж потеряет в 2 раза больше очков выносливости.
- Обычную атаку можно совершить даже при отсутствии выносливости, но тогда вы рискуете потерять оружие, поскольку не получится провести парирование для защиты без стамины. Таким образом, персонаж окажется беззащитен.
- Парирование тратит разное количество выносливости (зависит от типа оружия), но удачный приём компенсирует затраты стамины (количество зависит от оружия оппонента).
- Выносливость будет тратиться и при использовании пинка, но в случае промаха расход стамины будет больше, чем при удачном попадании.
- Чембер использует 15 ОВ, прыжок – 12 ОВ, финт – 10 ОВ, морф – 7 ОВ.
Типы урона и атак
Информация в этой части поможет каждому новичку лучше понять боевую систему с технической стороны. С другой стороны, она, возможно, поможет и опытным игрокам, поскольку в Mordhau отсутствует явное проявление типа урона, как это было в игре Chivalry: Medieval Warfare.
Урон, грубо говоря, можно поделить на два основных типа – это удары и уколы. К ударам относятся рубящие, режущие, горизонтальные и вертикальные атаки, а к уколам – колющие, соответственно. Удары делятся на верхний, горизонтальный и нижний – всё это вариация направления.
С ударами на самом деле всё понятно на интуитивном уровне. Достаточно представить, что в руках находится меч, поэтому совершить удар можно лишь после замаха, а вот замах можно сделать сверху (верхний удар), сбоку (горизонтальный удар) или снизу (нижний удар).
С уколами всё сложнее, потому что они представляют собой более быстрые «тычки», требующие особой концентрации и точности. Кроме того, уколы опытные игроки часто называют «стабами», потому что они имеют шесть углов атаки, но, как правило, для простоты уколы делят просто на левую и правую ось.
Как правильно парировать удары противника?
Чтобы успешно парировать удар, необходимо первым делом учитывать три важные детали – угол, тайминг и дистанцию. Необходимо целиться своим оружием в ту сторону, откуда идёт удар. В случае если вы определили не точное время для парирования или же оружие стояло не под правильным углом, тогда противник нанесёт урон. Поэтому лучше стараться всегда держаться подальше от противника, а значение поля зрения довести до 101 единицы.
В идеале необходимо научиться парировать удар практически в последнюю секунду. Совет особенно актуален будет тогда, когда вы столкнётесь с противником, который пользуется драгами. В чём проблема? Проблема в том, что игрок, использующий драги, в случае слишком раннего парирования запросто сможет сделать финт.
Следующий нюанс – это скорость. Дело в том, что в процессе парирования персонаж теряет скорость. Поэтому при раннем парировании драг противника в любом случае закончится успехом.
- Целиться нужно на удар оппонента;
- Парировать нужно в процессе движения, но никак не в процессе замаха;
- Держаться нужно на расстоянии, чтобы обзор был больше (благодаря этому легче оценить траекторию удара).
Как бороться с финтами?
В идеале вы должны научиться «читать» финты на расстоянии. Благодаря этому вы сможете не только избежать ненужного парирования, но и ещё сохранить за собой инициативу. Изначально любой новичок обречён на страдания, поэтому следует придерживать одного эффективного совета: любой удар от финта можно отличить по характерному «рычанию» – это значит, что противник перешёл из фазы замаха к фазе движения.
3. Какое оружие лучше выбрать?
Игра Mordhau пользуется механикой начисления очков, которые можно впоследствии расходовать. Изначально у каждого персонажа в распоряжении имеется 16 очков – их можно будет потратить на оружие, броню и перки (о последних двух элементах ниже). На выбор игра предлагает внушительный ассортимент самых разных доспехов и оружия. И выбор тех или иных элементов напрямую связан со стилем игры.
Всего у персонажа есть три слота для оружия и других предметов. В первом слоте, как правило, находится основное оружие. Во втором – вторичное. В третьем – какое-нибудь специфичное, используемое в самых редких случаях.
Классификация оружия Mordhau
- Стоимость от 1 до 3 очков. Такое оружие представляет собой базовое или запасное. У такого оружия, как правило, маловато урона, но всё-таки оно полезно, когда необходимо добить противника с маленьким количеством HP. Вдобавок таким типом оружия можно будет нанести максимально быстрый удар.
- Стоимость от 3 до 5 очков. Такое оружие обладает средним радиусом поражения. В эту категорию входят: боевой топор, большой меч, секира и бердыш. Это оружие крайне эффективно показывает себя в любой ситуации.
- Стоимость от 8 очков и выше. Как правило, в эту категорию входят оружия поддержки. Поэтому больше пользы приносят в командных сражениях. К примеру, алебарда – это отличный вариант, если необходимо пробить защиту противников, которые отвлечены на союзников. То есть такие виды оружия изначально не предназначены для дуэлей, где нужно сражаться один на один.
Тупые виды оружия наносят больше урона по бронированным врагам, но за раз можно нанести один удар всего лишь одному врагу. Мечи вместе с копьями наносят больше урона небронированным противникам, а также врагам, которые облачены в лёгкие доспехи. При этом таким видам оружия характерна высокая скорость и возможность нанести удар сразу группе врагов рядом.
4. Какую броню лучше выбрать?
Всего в игре существует три доступных слота для экипировки: 1 – голова, 2 – туловище, 3 – ноги. Броня делится на три типа: лёгкая, средняя и тяжёлая. Выбор брони – второй важный этап. Поскольку броня влияет на тактику ведения боя и на количество получаемого урона по конкретным частям тела персонажа. Кроме этого, броня в игре разделена на четыре уровня (учитывая нулевой уровень). Логика тут простая: чем выше уровень, тем больше защита, но ниже скорость передвижения и тем неповоротливей становится персонаж. А вот броня с уровнем защиты 0 – это просто косметическая одежда, не предназначенная для защиты.
- Нулевой уровень – скорость передвижения 4 из 4, а защита 0 из 3.
- Первый уровень – скорость передвижения 3 из 4, а защита 1 из 3.
- Второй уровень – скорость передвижения 2 из 4, а защита 2 из 3.
- Третий уровень – скорость передвижения 1 из 4, а защита 3 из 3.
Таким образом, облачившись в тяжёлую броню, персонаж становится максимально медленным, но взамен обладает максимальной защитой. При этом следует знать, что в разных слотах можно иметь экипировку разного уровня. Именно поэтому многие опытные игроки в гайдах используют числовую формулу вроде «2/3/2», что значит: «голова 2-го уровня/туловище 3-го уровня/ноги 2-го уровня». К примеру, если вы полностью облачены в тяжёлую броню, тогда формула выглядит следующим образом – «3/3/3». Кроме того, экипировку можно комбинировать между собой по типу «2/3/2», но можно бегать и без брони на свой страх и риск – «0/0/0».
Что касается выбора брони, то тут нужно соответствовать своему стилю игры. К примеру, в доспехах 3/3/3 вы будете малоподвижной «черепахой». С другой стороны, можно облачиться в одежду 0/0/0 и придерживаться тактики «ударил-убежал». Опытные игроки чаще комбинируют броню, чтобы для себя отыскать некую «золотую середину».
- Не стоит использовать тяжёлое оружие вместе со слабой бронёй;
- На туловище лучше всего экипировать доспех 3-го уровня;
- Любому новичку обязательно следует надеть шлем, поскольку опытные игроки сразу определяют слабость и стараются целиться прямиком в голову, а это мгновенная смерть.
5. Какие перки лучше прокачать?
Ещё одно главное отличие Mordhau от игры Chivalry: Medieval Warfare заключается в том, что привычная формула средневекового слэшера была улучшена благодаря перкам. Свободные очки для прокачки можно вкладывать не только в покупку брони или оружия, но ещё и в специальные умения, которые повышают эффективность персонажа в бою.
В этой части гайда собраны наиболее полезные перки для тех игроков, которые понятия не имеют, что лучше прокачать. Разумеется, что в будущем, когда появится больше опыта, можно прокачивать перки по собственному усмотрению и тем самым создать собственный уникальный билд.
Перк «Второе дыхание»
Одно из лучших умений, особенно когда речь идёт о дуэлях, когда приходится сражаться с оппонентом 1 на 1. Благодаря этому перку каждый удар приносит 3 ОВ. Для прокачки необходимо 2 очка. Как правило, это умение прокачивают вместе с умением «Уклонение», чтобы поскорее восстановить потерянную выносливость сразу после того, как был совершён отскок назад. Таким образом, перк позволит держать запас выносливости на хорошем уровне.
Перк «Кровожадность»
Умение в несколько раз повысит шансы на выживание в ситуации, когда приходится сражаться сразу с несколькими целями. «Кровожадность» увеличивает запас здоровья на целых 50% после смерти врага. Для прокачки необходимо 5 очков. Хотя перк жутко дорогостоящий, он себя полностью окупает, поскольку отхил получается внушительный. Главное – не подпускать слишком близко к персонажу сразу всех врагов, а стараться расправляться со всеми постепенно.
Перк «Упорство»
Ещё один полезный перк, связанный со здоровьем, но в этом случае увеличивает скорость восстановления HP на 66%. И главное, что для прокачки умения потребуется всего лишь 1 очко. Простой и дешёвый перк, повышающий выживаемость в сражениях.
Перк «Егерь»
Перк существенно увеличивает наносимый урон по торсу или голове при помощи дальнобойного / метательного оружия по тем целям, которые на спине носят колчан. Для прокачки необходимо 2 очка. Хороший перк для лучников, хотя и существует ряд неприятных условий, которые мешают ему стать идеальным. И всё же является обязательным перком любого лучника.
Перк «Следопыт»
Умение на 15% повышает скорость передвижения персонажа в процессе стрельбы. Для прокачки необходимо 2 очка. Сразу отмечу, перк подойдёт только для стрелков. На первый взгляд, может показаться, что жалкие 15% ничем не помогут, но на практике стрелкам часто благодаря этому умению удаётся сбежать от здоровых лбов в броне и с топором наперевес.
Перк «Дружелюбие»
Благодаря этому умению урон, который персонаж будет получать от союзников или наносится им, снизится на 50%. Для прокачки необходимо 1 очко. Изначально, опять-таки, может показаться, что это умение полная ерунда. Однако на практике, особенно когда играешь в команде, получается, что плохой союзник намного хуже опытного противника. Потому что во время плотной мясорубки очень часто возникают такие ситуации, когда тяжело не попасть по союзнику, поэтому рубить начинают как врагов, так и своих. И это не упоминая лучников, случайно стреляющих в спину. Если и этого мало, тогда стоит отметить, что катапультисты и вовсе могут прикончить вас случайным попаданием камнем в голову.
Перк «Уклонение»
Мощное умение, дающее возможность уклониться в прыжке и в процессе передвижения. Для прокачки необходимо 4 очка. И вновь пусть цена и дорогая, но пользы перк сможет принести немерено, особенно если вы научились грамотно предугадывать момент для уклонения. Обязательно берётся, если собираетесь сражаться в дуэлях.
Перк «Ярость»
Благодаря этому умению за каждое убийство восстанавливается выносливость. Для прокачки необходимо 2 очка. Причины прокачки и польза от умения аналогичны умению «Второе дыхание» или «Кровожадность». Можно также успешно противостоять одновременно нескольким врагам.
Перк «Огнестойкость»
Умение снижает получаемый урон от огня на целых 80%. Для прокачки необходимо 1 очко. Опять-таки, это перк относится к той категории умений, которые, на первый взгляд, кажутся шлаком. Но опытные игроки берут этот перк, чтобы в сражениях бросать под себя бомбы и эффективно убивать врагов. И вы это быстро поймёте, когда столкнётесь с одним из таких самоубийц в дуэли.
6. Как выжить и победить в бою?
Начинать следует с малого
Вряд ли у вас получится сразу выйти на поле боя и стать героем войны, если вы новичок. В любом случае придётся, хотите вы того или нет, обучиться основам. Необходимо научиться не только правильно убивать врагов и уворачиваться от атак, но ещё и следить за всеми движениями оппонента + постараться научиться анализировать своего противника. И начать, пожалуй, следует с правильного парирования – это наиболее важный приём вначале, которым нужно постараться овладеть как можно раньше.
Сфокусируйтесь на финтах и морфах
Для повышения шансов на выживание необходимо подробно изучить финты и морфы. Сначала на пути к славе достаточно будет провести один простой финт, чтобы поймать глупого оппонента на ошибке, после чего убить. При помощи финтов можно будет прервать цепочку атак и блоков, сбив с толку противника, а удачный морф превратить в чембер. Но для этого нужно много практиковаться, поэтому не стесняйтесь отрабатывать приёмы в разных режимах – это только пойдёт вам на пользу.
Иногда нужно действовать агрессивно
Особенно когда сталкиваетесь с щитовиком – в идеале с ними нужно драться уверенно и агрессивно. В бою нужно стараться стоять к такому человеку как можно ближе (для удачного пинка). От пинка в бою зависит многое, поэтому нельзя допустить ошибку. В случае удачного пинка у него понизится выносливость, но если оплошаете, тогда серьёзного понизите выносливость себе. Если же пришлось сражаться с двумя противниками, но один из них со щитом, тогда приоритет следует отдать врагу без щита, поскольку щитовики, как правило, медленные и далеко не самые опытные. И напоследок следует отметить, что щитовика всегда можно обойти сзади или сбоку – часто подобное решение заканчивается приятной победой.
Радиус поражения оружия
Это в несколько раз повысит ваши шансы на победу. Благодаря таким знаниям вы не только сможете банально выживать и не «дохнуть» от случайного попадания, но и понимать, в какую именно долю секунды противник становится открытым для нанесения удара. В бою важно внимательно следить за радиусом поражения и сокращать дистанцию, когда это необходимо.
Правильная позиция
Всегда необходимо искать выгодное для себя место во время сражений. Этот совет, как правило, актуален тогда, когда противник пользуется размашистым оружием с огромным радиусом поражения. К примеру, когда враг пользуется мечом палача. В таких случаях местность, где он не может нормально сражаться, идём вам только на пользу. С другой стороны, если у вас в руках будет размашистое оружие, тогда нужно постараться сражаться на свободной местности, чтобы никакие объекты не мешали.
Выжить любой ценой
Никогда не сдавайтесь, потому что за убийство противника можно получить 25 очков HP, а с перком «Жажда крови» всю сотню. Вдобавок за каждое успешное попадание по оппоненту восстанавливается по 20 очков стамины. Но если не получается убить полностью здорового противника, осмотритесь и найдите раненного, чтобы за счёт его жизни похилиться. Обязательно убедитесь в том, что это не ваш союзник!
И помните, многое зависит от практики, поэтому тренируйтесь, оттачивайте мастерство в дуэлях и командных сражениях! В игре есть огромное количество самых разных нюансов, поэтому буду рад, если поделитесь своими полезными советами, билдами и тактиками в комментариях.