Google I/O 2022 уже ушла в прошлое, оставив нам много новых продуктов. Но пока не остыла сцена, хотелось бы осудить кое-что, что прошло несколько незамеченным. Особенно важно, что это касается безопасности, что очень важно для каждого пользователя. Даже для того, кто ничего не знает о существовании Google Pixel, а просто пользуется поисковиком или смотрит ролики на YouTube. Безопасность, а точнее ее отсутствие, была одной их важных тем конференции. Конечно, компания не высказывалась о себе так резко, как это только что сделал я, а преподнесла это как новое слово в конфиденциальности, но давайте разберемся, научилась ли они понимать, что это такое на самом деле. Спойлер: мне кажется, что нет.
Где Google собирает данные
Наверняка вы знаете, что основным бизнесом Google остается продажа рекламы. Независимо от того, используете ли вы поиск, смотрите YouTube или выбираете приложения в Google Play, компания отслеживает ваши действия и создает персонализированный рекламный профиль. Он может использоваться для подготовки адресной рекламы для вас с максимальной эффективностью и, следовательно, доходом. Очевидно, такая практика никому не нравится, тем более, что по-настоящему контролировать и проверять собранные о нас данные практически невозможно. А еще многие неохотно принимают это как плату за «бесплатные» услуги.
На I/O 2022 Google представила свое последнее решение, призванное успокоить тех, кто заботится о конфиденциальности, — антиутопию под названием «Мой рекламный центр» (My Ad Center). В недалеком будущем пользователи Google получат новый пользовательский интерфейс и функции, с помощью которых они смогут настраивать свою рекламу. Только Google могла подумать, что кто-то захочет тратить драгоценные минуты своей жизни на то, чтобы определить, какие из «любимых брендов» могут отслеживать их данных.
Безопасность сборы данных
Новый инструмент в конечном итоге должен предоставить пользователям более детальный контроль над темами и типами данных, которыми они делятся с брендами и рекламными компаниями. Без преувеличения, такие шаги навстречу важны и приятны. Особенно, если это сделано для того, чтобы пользователи добровольно предоставляли данные, а не для чего-то еще. Однако элементы управления, необходимые пользователям, должны быть легко доступны и не скрыты в недрах непонятных меню.
Серьезным испытанием для My Ad Center, несомненно, станет то, что он сталкивается с теми же раздражающими подводными камнями, что и другие разочаровывающие и «заботящиеся о конфиденциальности» инициативы. Все эти всплывающие окна с непонятными для пользователя вопросами о разрешениях только вызывают раздражения. Особенно, когда нет возможности ответить отрицательно. Точнее, возможность есть, но сайт просто не откроется.
Кто собирает данных больше, Apple и Google
При том это все не приносит никакой пользы. Часто даже никак не влияет на то, что увидит конечный пользователь и на то, какие данные о нем будут собраны. В конечном счете пользователь не должен нести ответственность за то, чтобы выяснить, как входить и выходить из системы — сборщики данных должны отдавать приоритет конфиденциальности. Они должны понимать, что люди не хотят, чтобы все собиралось по умолчанию. К сожалению, Google еще не последовала примеру Apple, чтобы приложения запрашивали у пользователей разрешение и отключали отслеживание по умолчанию. Но это понятно. Для Apple бизнес не в сборе данных, а для Google именно в нем.
К чести Google, она демонстрирует первые признаки перехода от своего старого общего подхода к чуть более добровольной модели сбора данных. Компания хочет отказаться от стороннего веб-отслеживания на основе файлов cookie, заменив его своим Topics API. Так алгоритмам даже не нужно будет знать личность пользователя, чтобы показывать релевантную рекламу. Не будет и массового сбора данных. Вместо этого веб-сайтам назначаются темы, а релевантные объявления создаются на основе небольшого набора тем, с которыми пользователь хочет быть связанным.
«Мой рекламный центр» в сочетании с «Темами» предполагает, что Google начинает осознавать новую рекламную модель, но только время покажет, является ли это чем-то серьезным и по-настоящему новым. В конце концов, Google все еще пытается найти правильный баланс, не нарушая своей основной бизнес-модели. В любом случае Google оказывается зажатой между проблемами конфиденциальности своих пользователей и потребностями в сборе данных для своего основного рекламного бизнеса.
Утечки данных Google
Помимо My Ad Center, на Google I/O много времени говорили о важности конфиденциальности и безопасности сервисов компании. И это правильно. Google несет ответственность за многочисленные утечки пользовательских данных в предыдущие годы. Известные события включают ошибку Google+ в 2018 году, из-за которой были раскрыты данные 52,5 миллионов пользователей и почти 5 миллионов паролей Gmail, которые просочились в сеть в 2014 году.
А еще в 2018 суд наказал компанию штрафом в размере 170 миллионов долларов за отслеживание приватного браузера, а в 2019 году — за нарушение конфиденциальности данных детей с участием YouTube Kids. Так же был незаконный сбор данных в приложениях и многое другое. У Google ужасный послужной список, когда дело доходит до защиты и соблюдения конфиденциальности своих пользователей.
Присоединяйтесь к нам в Telegram!
Стоит ли повышать безопасность данных
Это, конечно, очень приятные улучшения, которые дают пользователям немного больше конфиденциальности и контроля над собранными о них данными. Но если бы компания действительно заботилась именно о нас с вами, то шаги были бы более решительными. Пока кажется, что компания не усвоила самый важный урок последнего десятилетия — единственный способ сохранить конфиденциальность данных — это вообще не собирать их.
Я считаю, что Google по-прежнему не обеспечивает конфиденциальность. Компания любит говорить о разрешениях приложений, зашифрованных данных и пользовательских переключателях, но суть в том, что она все еще машина для сбора данных. В конце концов это бизнес-модель Google и всегда будет внутренняя борьба за баланс между сбором данных и получением дохода. Чем больше данных, тем больше денег, и наоборот. Третьего не дано.