С недавних пор о технологии HDR начали говорить все чаще, особенно если речь идет о видеоиграх. Дело в том, что расширенный динамический диапазон наконец-то стал новым стандартом при производстве свежих моделей мониторов и телевизоров. Кто-то скажет, что видел эти странные три буквы еще в настройках старушки Half-Life 2, и будет прав. Тем не менее в те годы это был совершенно другой HDR и он не имеет ничего общего с современным, который начинает использоваться повсеместно.
Что это такое, где его можно найти и зачем он в играх, сейчас разберемся.
Да кто такой этот ваш HDR?
High Dynamic Range (HDR) — это объединяющее понятие, которое описывает набор технологий для работы с видео и изображением, где диапазон яркости превышает стандартные показатели. Многие ошибочно думают, что добиться отличного качества картинки помогает только высокое разрешение, но это не так. Когда необходимый показатель разрешения достигнут, в игру вступает яркость, контрастность и насыщенность. Именно HDR и занимается улучшением этих параметров, чтобы сделать картинку более реалистичной.
За счет этого, например, в играх картинка становится в разы реалистичнее и при этом эти преобразования со стороны HDR никак не сказываются на производительности. Именно из-за такого принципа работы технологию и начали активно использовать в производстве мониторов и телевизоров. С каждым годом моделей с поддержкой HDR выходит все больше и больше.
Также стоит отметить, что HDR улучшает еще и цветопередачу, потому что работает только с 10-12 бит на канал цветности. В свою очередь, большинство ПК предлагают только 6-8 бит на канал, поскольку все еще работают со стандартом sRGB. Тем не менее на современных операционных системах HDR есть, и программные инструменты помогают без проблем достичь нужного количества бит при определенных настройках.
Разновидности технологии
На сегодняшний день HDR существует в двух форматах: Dolby Vision, которая предлагает 12-битный цвет и динамические метаданные, а также HDR-10, которая поддерживает 10-битный цвет и работает со статичными метаданными. Первый вариант до сих пор считается очень дорогим и применяется крайне редко. Второй оказался наиболее выгодным и повсеместно используется в мире, в том числе на консолях от Microsoft и Sony.
Такое положение дел вряд ли кого-то удивит, ведь на рынке всегда стараются обращать внимание на более дешевые «заменители», чтобы сделать их доступными для массового потребителя. При этом стоит отметить, что HDR-10 не совместим с Dolby Vision. Это значит, что в будущем нас ждет постепенный переход, и это уже заметно по некоторым играм от тех же Microsoft. За последний год они добавили поддержку Dolby Vision во многие свои игры, только вот у людей до сих пор нет бесплатного доступа к технологии, и с поддержкой этого стандарта все еще выпускают немного мониторов и телевизоров.
Как прикоснуться к HDR?
Что касается консольных игр, то в этом случае познакомиться с HDR можно только при наличии телевизора с поддержкой данной технологии. К счастью, последние несколько лет моделей с HDR выходит довольно много, и даже цены на них постепенно становятся приемлемыми. Например, линейки от Samsung можно считать одними из самых доступных на рынке, потому что именно эта компания когда-то была первопроходцем в создании телевизоров с поддержкой HDR.
Если вы хотите наслаждаться геймингом с реалистичной графикой, то раскошелиться на такое устройство точно придется. При этом вместе с реалистичной картинкой в играх вы еще и сможете смотреть кино в улучшенном качестве. Так что, как говорится, одной покупкой — двух зайцев.
С ПК геймингом в принципе уже проблем тоже нет, и все это результат жесткой конкуренции таких гигантов, как AMD и Nvidia. Именно они начали создавать видеокарты с поддержкой HDR, чтобы геймеры наконец-то смогли увидеть «графику будущего». AMD выпускает видеокарты с расширенным динамическим диапазоном начиная с модели 390X и целой линейки Polaris. В свою очередь, Nvidia добавила поддержку HDR начиная с 900-й серии и продолжает ее активно использовать. В общем, вся эта роскошь сегодня доступа почти всем, был бы подходящий монитор.
А что там с играми?
Вот мы наконец-то и добрались до игр, а если точнее, до особенностей внедрения HDR в проекты. Начнем с того, что уже сейчас выходит немало проектов, которые изначально поддерживают HDR. Из самых известных можно выделить Shadow of the Tomb Raider, Age of Empire 4, Halo Infinite, Cyberpunk 2077 и God of War. Тем не менее далеко не все понимают, что будет со старыми играми. К счастью, HDR — это такая технология, которую можно внедрить программно. В случае с видеоиграми достаточно просто выпустить патч, который откроет доступ к поддержке HDR, и картинка даже игры 5 летней давности заиграет новыми красками.
Отличный пример — вторая часть серии перезапуска похождений Лары Крофт. Rise of the Tomb Raider одна из первых игр, в которой поддержку HDR добавили с помощью патча. Результат оказался даже лучше, чем думали разработчики. Картинка стала более насыщенной, а различные элементы на локациях получили внушительную глубину. В некоторых участках игры ее можно запросто спутать с каким-то приключенческим фильмом, вот настолько HDR преобразил самую известную в мире расхитительницу гробниц.
Почему улучшить графику в играх так просто? Дело в том, что разработчикам достаточно расширить цветовую палитру SDR до диапазона HDR и все. Это не занимает много времени, да и не требует каких-то сверхъестественных усилий. Другой вопрос, захотят ли все студии выпускать патчи для своих старых игр? Конечно, нет. Разработчики хотят зарабатывать деньги, а не давать геймерам что-то бесплатно. Таким образом, распространение HDR в мире стало одной из причин появления огромного количества ремейков и ремастеров в последние годы. В некоторых случаях разработчики тупо улучшили текстуры с помощью HDR, не внося в игру больше никаких изменений, и продают ее как новинку за фулпрайс. Ой не о такой революции в графике мы мечтали, не о такой…
Примеры самых красивых игр с HDR
Наверняка вы не захотите искать список всех игр, которые поддерживают HDR, а потом еще и пытаться найти среди них проекты с самой лучшей реализации и увлекательным геймплеем. Чтобы вы наконец-то поняли, какие именно преимущества у расширенного динамического диапазона и где можно посмотреть на самые лучшие примеры его реализации, мы решили привести несколько примеров.
На сегодняшний день лучшая реализация HDR в Forza Horizon 5. С применением данной технологии в этой аркадной гонке реализовано все окружение и погодные условия. При этом разработчики еще и отлично поработали с деталями, поэтому играя в Forza Horizon 5, вы частенько будете ловить себя на мысли, что это не игра, а какой-то документальный фильм про Мексику. Вот настолько HDR сделал проект красивее, и он просто поражает своими видами. Ну а еще это одна из лучших игр 2021 года и я рекомендую поиграть даже тем, кто прохладно относится к гонкам. До знакомства с серией Forza Horizon я тоже был таким, а теперь жить не могу без этих сумасшедших заездов на дорогих тачках.
Еще один проект от Microsoft, который словно создавался как масштабная демонстрация возможностей HDR. Я говорю о Microsoft Flight Simulator 2020, который дает возможность посмотреть на весь мир с невероятно реалистичной графикой. Здесь вы сможете даже полетать вокруг своего дома, так как игровая карта — это точная копия планеты Земля. При этом HDR как раз лучше всего показывает себя в играх, где события происходят в реальном мире, без всей этой магии или лазерных пушек. Так что обязательно зацените реализацию технологии в Microsoft Flight Simulator 2020. Именно на ПК это, пожалуй, самая красивая игра на сегодняшний день.
Также обязательно обратите внимание на ПК версию Death Stranding. Дело в том, что на PS4 выходила версия без использования HDR, а после порта на компьютеры Кодзима решил, что их мощности помогут ему удивить игроков более реалистичной картинкой, и не прогадал. Достаточно посмотреть сравнение графики на YouTube, и вы будете очень удивлены тому, насколько лучше игра выглядит с HDR. Так что тем, кто любит игры за их «внешность», рекомендую проходить Death Stranding исключительно на ПК.
И напоследок я бы выделил еще Hellblade: Senua’s Sacrifice. Во-первых, это одна из первых попыток реализации HDR в видеоигре, а во-вторых, это лучший пример того, как нужно делать туман, дым, погодные условия и, конечно же, закаты. Ох, какие же здесь крутые закаты, вы точно должны это увидеть. Разработчики игр по-разному используют HDR и его возможности, и именно в Hellblade: Senua’s Sacrifice можно посмотреть, как технология справляется с созданием реалистичных погодных эффектов. Примера лучше вы просто не найдете. А еще это отличная игра с точки зрения геймплея и скоро должно выйти продолжение, так что поводов для того, чтобы познакомиться с оригиналом, более чем достаточно.
Что дальше?
Очевидно, что HDR еще долгое время не покинет игровую индустрию и гарантировано будет оставаться ее ключевой составляющей. Разработчики регулярно пытаются нас чем-то удивлять, и именно графикой с каждым годом это становится делать все сложнее и сложнее. Картинка в играх уже дошла до какого-то запредельного уровня реализма, и только такие технологии, как HDR, дают возможность что-то изменить.
В будущем развитие графики будет направлено в активное использование Dolby Vision, а, возможно, и каких-то более продвинутых технологий. Тем не менее ждать чего-то революционно стоит не раньше выхода следующего поколения консолей.
Пишите в комментариях, насколько графика для вас важна в играх и видите вы вообще разницу между использованием и отсутствием HDR в любимых проектах? А у меня на этом все, надеюсь, наш материал поможет вам понять суть данной технологии и почему сегодня разработчики все чаще делают акцент на том, что их игры поддерживают HDR.