Heroes of the Storm – совершенно лишняя в этом мире игра, которую принципиальные разработчики тащили три года.
И бросили, как только возникла угроза финансовому состоянию.
Происхождение
Во всем виновата Dota 2. Вообще во всем. Ее успех заразил другие игры ключами, лутбоксами, игровыми рулетками, боевыми пропусками и бесполезными скинами. До нее лишь некоторые игры использовали схему с образами, да и то многие из них были откровенно презираемы массой игроков за выдавливание соков из своей полуовощной аудитории.
После успеха Dota 2 разработчики начали клепать бесконечные копии, игнорируя, что уже существующие проекты либо не успешны, либо с неготовой к переходу аудиторией.
Все знают про истоки Dota 2. Удивительно, но и Blizzard сообразила, что является причиной существования дьявольской игрушки. И даже приняла попытки отобрать у Valve название игры, в чем эпично проиграла, но смогла добиться изменения названий некоторых героев. Кстати, в ходе неудачной тяжбы Blizzard добавила в лицензионное соглашение пункт о том, что все права на модификации принадлежат компании.
Итак, с 2010 пошли первые слухи о Blizzard DotA. Потом появилась Blizzard All-Stars, благодаря выкупу прав на DotA-Allstars. Но название Dota осталось за Valve. Что сделать? Украсть название у другой игры для узнаваемости. Heroes of Nexus? Слишком очевидно, добавим еще одну букву.
Вот так и началась история Heroes of the Storm. Ну и чего хорошего ждать от проекта, единственная причина существование которого – лишь желание подгадить сопернику и исправить невнимательность, желание снизить урон от собственной недальновидности? Заплатка, временная пломба, аварийная мера. Не игра.
Рост
Рост не является признаком жизни. Минералы растут, сосульки, как и мусорные пятна в океане. Вот и Heroes of the Storm начала расти в 2013 году. Ради нее отменили почти готовый шутер Titan.
23 марта 2014 года началось техническое альфа-тестирование. Как один из участников, могу отметить, что бо́льшая часть тестеров была из Dota 2. Это была лучшее время: десяток героев, десятки багов и никаких микротранзакций.
Последовавшая бета-версия вскрыла главные недостатки Heroes of the Storm: в игре недостаточно героев, очень плохо реализован подбор игроков, дегенеративная система прокачки профиля, мало играбельных билдов и скучные карты. Среди очевидных плюсов оказались знакомые персонажи, относительно приятная графика и интересная механика без золота.
После релиза ситуация улучшилась: многие новички просто не понимали, что им делать на карте. Всем нравилось просто бегать по карте и бесконечно драться с противником, но оказалось, что карты куда сложнее. Когда отдать голема и пойти за нейтральными наемниками? Когда лучше собирать монеты? Когда собираться за даром? На эти вопросы дать адекватный ответ и сейчас могут лишь опытные игроки.
Окей, разработчики стали менять игру. За короткое время они убрали многие бесполезные способности, изменили систему скиллов, убрали блокировку прокачки способностей для персонажей низкого уровня и стали регулярно выпускать новых героев. Некоторых из них можно назвать уникальными шедеврами геймдизайнерской мысли.
Таких героев вы вряд ли где-то встретите: Мурчаль, Чо’галл, Викинги. Мурчаль постоянно умирает и становится сильнее, Викинги представляют собой трех независимых героев с разными способностями, Чо’галлом управляют два игрока. Настоящий полет гениальности. А как же карты с задачами, благодаря которым можно перевернуть игру грамотным подходом?
Но потом что-то пошло не так. Киберспорт, в который повалили малоизвестные спортсмены из других дисциплин, начал вскрывать проблемы не только баланса карт, но и меты. Два хила в команде превращают каждую стычку в десятиминутную разборку. Ануб’арак через жуков в одиночку уничтожает команду противника и смысл рейтингового матчмейкинга. В команду к отличному игроку с высоким рангом попадают люди, не понимающие основ игры. Отличное разнообразие в игре, прекрасный баланс – мастера Дастин Броудер и Девид Ким за любимым делом. Наметилось очень много проблем, если можно так сказать.
Казуальная?
Кстати, многие юзеры сайта называют Heroes of the Storm казуальной игрой. Но это, мягко говоря, поверхностное мнение людей, которые игру совершенно не оценили. Она еще требовательнее к игрокам, чем та же Dota, а из LoL заимствует не только систему с магазином героев, но и динамику.
В ней приходится давать очень много информации товарищам по команде, чувствовать тайминги, экономить ультимативные способности и постоянно следить за экономикой/опытом. Не вовремя использованная способность может порушить игру. Опоздавший к нейтралам игрок ломает тактику и проигрывает. Взять любую из четырех способностей по вкусу? Нет, только одну, которая максимально эффективна. Две ульты на выбор? Бросьте придуриваться – вариантов развития у героев очень мало.
Неее, ребят, лучше в хардкорной игре десять минут добивать собственных крипов или с опозданием выходить из леса на помощь АДК. В других играх хотя бы есть деление на дивизионы. Имморталы или челленджеры тоже могут «тильтануть» из-за пропущенного тайминга, но масса обычных игроков на 2к и в бронзе смело может игнорировать тонкости игры.
Так вот, заходит в казуальный бой Heroes of the Storm расслабленный человек, выбирает любимого Артаса и заходит в «квикос», где с ходу может отключить чат с игроками одним кликом. Ему очень приятно: матч проходит быстро, дикие замесы начинаются с первой минуты, фармить не надо. К 6 уровню нужно идти к какому-то колесу – пусть идут, дядя хочет драться. Ура оказуаливанию механик!
Через 10 минут дядя проигрывает со статистикой 22/5/10. И еще несколько матчей подряд.
Аналогичная ситуация у тети, польстившейся на жопку Гендзи. Она прыгает, потеет, уворачивается, кидает сюрикены, юзает казуальные скилшоты, уворачивается, выживает, по-казуальному возвращается на фонтан без свитка, садится на лошадь, возвращается в замес, уворачивается, выхватывает по лицу, отходит к колодцу, возвращается. И проигрывает по опыту несколько уровней, в итоге проигрывая всю игру.
Знаете, слишком уж развитого мышления требует казуальная игра от простого игрока. И хитрые механики героев, и сложные обжективы, и все прочие переменные, от которых зависит победа, огромным грузом давят на голову человека, зашедшего ради, ммм, форм любимой героини. Ну как зашел, так и вышел.
Герои тонут
Но нельзя просто так закрыть и оставить неудачную игру, ради которой закрыли другую и потом все-таки выпустили. Это не в стиле Blizzard. Загибающийся проект освежил выход в 2017 году Heroes of the Storm 2.0.
Радикально освежил. Все, что было уникального в игре, порезали. Теперь весь смысл игрового процесса – заработок средств для покупки новых персонажей, образов, граффити и флагов. Почему? Да потому что основная масса игроков – те самые поклонники задниц персонажей. И я тоже, мне приносит удовольствие возможность играть за любимых персонажей, среди которых Рейнор, Артас, Алекстраза, а не сомнительные достижения в игре.
И изначальная идея собрать всех героев в одном проекте работает. Игроки готовы покупать сундуки и вытаскивать необычные сеты для героев, анонсеров и все прочее. Ну кто не рад увидеть Иллидана с зеленой бородой? А зараженного зергами Тайкуса? А Мурчаля в доспехах пехотинца? Демоническую Тиранд, предателя Малфуриона, карликового Рагнароса?
Тут игра стала скатывать в откровенную порнуху*. Выпущена мечта педофила Вайтмейн от художницы из РФ. Появились откровенные костюмы для женских и мужских персонажей, суровое доспешное порно для персонажей, неспособных пускать зайчики боковыми частями груди. Начались нелепые подобия летних событий из Лиги. Ситуацию добили откровенный фансервис и странные кроссоверы.
*Порнуха здесь понимается как образы, предназначенные для исключительно эстетического услаждения взора. Mapporn, gunporn, coilporn. Типа того.
Конец
У каждой игры есть сообщество. У некоторых игр оно настолько развито, что создает собственную культуру. Мемчики, термины, отличные от игровых, известные личности авторитеты. Они соревнуются между собой, обмениваются колкостями, сидят на определенных фанатских форумах. Учитывая предыдущие пункты, такого сообщества у Heroes of the Storm просто нет. Есть отряды токсиков из других игр, есть созерцатели ягодиц Алекстразы, есть немногочисленные активисты, довольные отсутствием конкуренции.
Загляните на сабреддит Heroes of the Storm – да форумы полумертвых донатных браузерок выглядят более активными или даже подфорумы HotS на русскоязычных форумах по Dota 2.
Произошли неприятные события, из-за которых Blizzard почувствовала, что больше не может содержать убыточные проекты или устаревшие. А таких много: Diablo 3, Starcraft и Warcraft 3.
Пока у компании дела шли хорошо, она начала интересоваться некоторыми старыми проектами, выпускать внезапные патчи, ориентируясь на киберспортсменов. Корпорации уже понимают, что жизнь любой соревновательной игры заключается в киберспортивной составляющей, ведь с ее помощью можно продавать боевые пропуски, билеты и прочий мусор даже тем, кто не теряет голову при виде новых блестящих скинов.
Но год оказался крайне паршивым (даже годы), да еще финансовому директору Blizzard прилетел огромный подарок в $15 миллионов. Надо закрывать убыточные проекты.
Но закрытие идет против главного принципа Blizzard – выпускать только готовые продукты. Огромное количество идей и проектов так и не дошло до пользователей, а те, что вышли, до сих пор считаются эталонами. HotS в их ряду может считаться только эталоном галереи для просмотра скинчиков.
Ну так и что? Игру закрывают, оставляя нелепый фешн-симулятор для остатков игроков. Тиер 2 игроки в буйстве, профессионалам перекрыли доход. Правда, все известные организации уже давным-давно избавились от составов в этой дисциплине, согнав с зарплат бездарей. А ведь некоторые получали по $4000 в месяц!
Мало того – заявление о прекращении активной разработки, переводе ресурсов на другие проекты (рисовать скины для очень медленно скатывающейся Overwatch). Очень резкое. Буквально месяц назад геймдизайнеры рассказывали, что у них полно концептов, идей и задумок.
Но если нет киберспорта – нет адекватной реакции на геймплейные проблемы. Пока что патчи еще похожи на патчи, но игроков подменяют боты, ускоряющие подбор. В матчах опытных игроков стали попадаться игроки с отрицательным рейтингом – те самые скинолюбы.
Что это? Смерть и неформальное закрытие Heroes of the Storm? Конечно, нет. Игра уже была мертва. Ее существование – нонсенс. Она не смогла создать сообщество, которое бы действительно поддерживало игру, не организовала жизнеспособный фан-культ. У нее нет собственного стиля. Ее механики заданий усложняют жизнь и отравляют удовольствие у ньюфагов, которые должны сменить токсичных олдфагов.
Да, официально игру не закрыли, а сервера еще не отключены. Но они выкинули на мороз 200+ профессиональных игроков, сколько-то кастеров и обслуги. Серьезный шаг усилил отток игроков. Сможет ли небольшая группа преданных разработчиков выпустить HotS 3.0? Нет. И единственная перспектива – звание первой официально закрытой игры, первого признания провала Blizzard. А пока что – звание наименее успешной из игр студии.
Кое-кто, опровергая мертвое состояние игры, приводил в пример внушительные вливания в HGC как пример активной жизни. Действительно, многие игроки активно ее обсуждали и создавали видимость шевеления. Но теперь лиги нет, а игра все еще мертва.