Последние новости
Главная / Наука и технологии / Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

2019-й стал настоящим годом подписок – крупнейшие компании успешно внедряют всё новые виды сервисов, соревнуясь между собой за ваши 300 рублей/месяц. Зло или добро? Выясняем, анализируем и прогнозируем перспективы явления, способного навсегда изменить гейминг.

Если вы читали прошлую статью похожей тематики (рекомендуется для прочтения), то наверняка согласитесь, что многие разработчики плюют на ваши права и пытаются вывести компьютерные игры из сферы товаров в сферу услуг. Они уже придумали игры-сервисы, но аппетиты возросли, началось продвижение подписок на игры.

Вы не будете владеть играми, но сможете играть в них за условные двадцать баксов в месяц. Мрачное будущее? Но описанная схема выгодна всем участникам игрового бизнеса. А может ли она стать выгодной нам, игрокам?

Наивная и прямодушная предыстория

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

После грандиозного успеха Netflix не осталось сомнений в том, что сериалы и даже кино станут для нас очередной графой расходов в графе «подписки». Музыка, интернет, сотовая связь, книги, журналы, программы, приложения, курсы – все вокруг требует подписок. Похожую схему продвигает каршеринг, антикафе, лофты, автоплатежи. Периодические услуги – основная цель нынешних воротил.

Не будем углубляться в причины расцвета этого вида услуг. Их слишком много: невнимательность людей при работе с кредитными картами; очень умные люди, умеющие четко посчитать прибыль и сделать выгодное предложение с помощью маркетологов; еще десятки факторов.

Великомудрые эксперты игрового дела иногда указывают на вину удивительного роста ценных бумаг у компаний, которые умудряются завести клиентов, регулярно платящих за подписки. Экспертам верят инвесторы, вкладывая деньги в игры и студии.

Но стоит уточнить, что перед нами не настоящие подписки из привычного словаря русского человека, а своеобразные абонементы, как в спортзал или кино, но связанные даже не с дополнениями или аддонами, а с непосредственным доступом к играм.

Предтечами современных подписок стали абонементы в многопользовательских играх. Великолепнейшая система до сих пор живет и работает в World of Warcraft. Для доступа к официальному серверу приходится оплатить месяц подписки и, опционально, докупить последнее вышедшее дополнение.

«Плати 500 рублей за месяц и играй в одну игру сколько хочешь». Звучит как-то не особо выгодно. А если заплатить 500 рублей издателю и получить неограниченный доступ к целой библиотеке игр? Вот это круто, почти как в зале компьютерного клуба, только с домашней атмосферой и без наглых админов за спиной.

Частичный провал первых подписок

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

К несчастью для издателей, очевидная идея зашла только на консолях и вылилась в современный сервис PSN от Sony для PlayStation. И только, несмотря на пониженные цены у конкурентов.

Корень проблемы на поверхности: абонементы-подписки взлетели во времена PlayStation 4, а схожее предложение Xbox провалилось из-за сокрушительного поражения от Sony в плане продаж консолей.

Помешкав, в подписочное дело влетела EA. Стало еще потешнее и страшнее. Последовавшие миллионы попыток заставить игроков покупать подписки на ограниченный ассортимент провалились.

Стало очевидно, что принципы потокового мультимедиа нельзя применять к обычным игровым подпискам. Но все равно гиганты геймдева и держатели крупных платформ стараются привить игрокам привычку пользоваться собственными новыми сервисами. Среди новичков замечены Apple, Google, Verizon и Ubisoft. Почти у всех в наличии огромные деньги для вливания, но практически отсутствует ассортимент игр. Поэтому мы до сих пор не видим игровые сервисы от Amazon и Facebook.

Но в действительности есть один незаметный подписочный сервис, которым мы давно привыкли пользоваться. С него и начнем перечень существующих и грядущих сервисов.

Да, Steam тоже основан на подписках

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

По-крайней мере так утверждают представители Steam. Где? Да в судах, куда их вызывают за нарушения европейских законов о цифровых товарах. В ЕС игры и программное обеспечение (товары) могут быть свободно перепроданы, чего, разумеется, невозможно сделать в Steam.

Позиция Steam проста и немного задевает чувства фанатов: сервис предоставляет ограниченную лицензию на аренду игр. Мало того, что когда-нибудь магазин может поменять условия или просто схлопнуться, он еще может отказать в праве пользования игр из-за смены региона проживания. И лишь в последнем случае есть шанс доказать переезд и предоставить подтверждение покупок для восстановления в правах.

Немного не очевидное положение, но в абсурдном юридическом мире Steam регулярно сталкивается с судами и иногда доказывает, что продает подписки, а не товар, то есть полноценные копии игр.

Вернемся к Origin

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

У первопроходца ПК-подписок все грустно. Оригинальный абонемент Origin Access просто ужасен.

Сейчас он разбит на дешевую Basic (250 рублей) и достаточно дорогую версию Premier, которая за 1000 рублей позволяет запустить новинки EA на несколько дней раньше остальных пользователей, а также попользоваться эксклюзивными играми, временно недоступными в Basic.

Кроме того, существует EA Access, действующая на некоторых консолях. Впрочем, если у кого-то хватило денег на консоль и консольные игры, то дополнительная подписка такого игрока вряд ли сильно озаботит, особенно учитывая приятную цену на возможность поиграть в игры золотого века EA на современной консоли.

Помните абзац про потоковое мультимедиа? В будущем Electronic Arts планирует запуск собственного сервиса для стриминга игр, который пока известен как Project Atlas, поэтому будущее для Origin Access играет всеми цветами радуги. Цветами перспективы получить десятки вариантов FIFA и Madden.

Ubisoft и Uplay+

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

С сентября 2019 вы можете зайти в Uplay и для чего-то купить Uplay+. За 999 рублей в месяц вам дадут право пользоваться библиотекой в 110 игр от Ubisoft и посмотреть ранний доступ некоторых игр.

Стоит ли доверять сервису, который требует у вас всю приватную информацию, номер карточки, даже адрес, чтобы заставить оплатить полную стоимость пропуска для проверки работоспособности банковской карты?

Фанатам ассасинов и прочих изобретений беспокойных французов точно хватит усидчивости и доблести на многочасовые посиделки за однотипными играми-баблососами. А у остальных слишком много поводов сказать Uplay+ твердое «Нет» из-за неприятного лаунчера, странной политики и редких крупных релизов.

Xbox Game Pass и PS Now

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Много лет игроки не верили в Xbox и подписки для нее, но сейчас поводов для удовольствия хоть отбавляй. Проблемы c последней Xbox One, из-за которых Microsoft прикрыла публикацию статистики по консолям, привели к внедрению равного доступа к играм как на ПК, так и на Xbox.

Качество сервиса сильно возросло после того, как Microsoft купила пару десятков отличных игровых студий (и даже самого Тима Шейфера перекупила!), чьи игры тоже окажутся в сервисе, и договорилась о сотрудничестве с EGS.

Xbox Game Pass, вероятно, единственная на данный подписка, которая стоит своих денег для ПК-геймеров – но не стоит возни с Windows 10 – всего 600 рублей в месяц за обычную версию. А порой и дешевле у перекупщиков.

А успевшая переселиться на персональные компьютеры PS Now пока не очень радует набором игр, предпочтя количество качество – около шестиста игр за 20 баксов.

Но сомнений нет – оба сервиса скоро выйдут к облачному геймингу и стримингу мировых масштабов. И тогда начнется настоящая война за внимание пользователей, тем более противники уже набрали опыта.

Apple Arcade и Play Pass

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Игровой подписочный сервис за 199 рублей в месяц. Этот сервис – настоящая таблетка от головной боли яблокофагов, которые страдают из-за проблем с доступом к актуальному и свежему контенту в фирменном магазине.

Увы, но сейчас это выглядит как убежище для индятины, которую продвигает Apple в пику неприятным играм из основных топов своего магазина. По крайней мере, предлагаемые продукты похоже на нормальные игры, в отличии от популярного Клуба Романтики.

Стоит ли объяснять, что Arcade нужен только пользователям техники от Apple, которых достаточно по миру для резонности существования подобного предложения? С расширением, возможно, появятся проекты ААА класса.

Play Pass от Google Play ничем не отличается от конкурента, разве что для компьютерных игроков он не подходит даже из-за портированной классики уровня KOTOR, поэтому хватит и простого упоминания. Цена та же.

Humble Bundle

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Ветеран подписок с такими высокими ценами в магазине, что он может быть выгоден только европейцам. Каждый месяц Humble Bundle предоставляет несколько игр из сторонних сервисов для развлечения подписчиков.

Очевидно, что описанная схема ближе всего к нормальной подписке: игрок платит за товар, который получит в будущем. Есть и некий игровой элемент – какие-то продукты скрыты до релиза и станут приятным сюрпризом.

Кроме того, учитывая нынешнее состояние Humble Bundle, у сайта нет привязки к определенным издателям, поэтому вы можете положиться на него в качестве советчика крутых игр, если у вас в кошельке найдется 12 баксов.

Stadia от Google

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Stadia объединяет в себе все плюсы и минусы подписочных сервисов. Новый сервис от Google предложит и стриминг игр, и библиотеку за отдельную плату.

Подписка окажется не просто лысым доступом к паре игр. Главное в ней – улучшенная картинка и адекватный звук. Вдобавок, как и в случае с консолями, Stadia рекомендует купить еще несколько аксессуаров для комфортной игры.

Минусы понятны: 70 долларов за фирменный контроллер, необходимость платить 10 баксов просто за доступ к играм, зависимость от соединения, незастрахованность от проблем с дата-центрами или закрытия сервиса. Google никогда не стеснялась бросать тонущие проекты, и вряд ли Stadia избежит забвения при отсутствии приемлемых результатов.

А для мобилок Google придумала подписку на 350 игр всего за 5 баксов в месяц, что сообщалось выше.

Verizon Gaming и другие операторы связи

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Совершенно незнакомая нам фиговина от одного из операторов сотовой связи США. Обещает более 135 игр, среди которых Fortnite, God of War, Destiny 2, Red Dead Redemption 2 и Battlefield V. Йеп, драгоценные консольные эксклюзивы от каких-то левых чуваков.

Раз уж вы читаете это на русском языке, то можно наплевать на попытку провайдера расширить пакет услуг, добавив к Интернету немного игр. Многие отечественные операторы аналогичным образом впаривают дополнительные услуги вроде IPTV.

И да, Yota и МТС тоже не сидят сложа руки, явно готовясь к запуску отечественных аналогов геймерских сервисов. Но что там появится? Все те же Танки и Warface? Условно-бесплатные гриндилки? У забугорных операторов возможности для сотрудничества с именитыми издателями и студиями изрядно шире.

Теперь кажется, что совершенно невыгодно покупать подписку, но это не так

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

В итоге вас (и меня тоже) все равно заставят купить подписку себе, родственникам, будущим детям или в качестве подарка друзьями. Серьезно. Игровые компании даже патентуют методы впаривания игровых услуг.

Рынок игр расширяется, аппетиты разработчиков растут, как и потребность в стабильности для обеспечения условий труда разработчиков. Подписки – логичное и необходимое развитие для сохранения игр в принципе. Окей, инвесторы тоже любят стабильность, но это совсем грустная тема.

С другой стороны, подписки могут разрушить современную культуру игр также, как когда-то домашние консоли уничтожили доминацию аркадных автоматов. Если вы не помните суть игровых автоматов, то попробуйте найти в консолях щель для монеты. Не нашли? Но не все участники подписочных обсуждений интересуются глобальными проблемами, им ближе сиюминутные волнения.

Логика противников подписок проста и очевидна.
Главные тезисы: игры в подписке не принадлежат вам, платформы могут закрыться и оставить без вас без игр, подписки ухудшат качество игр и вообще выгодны только тем, кто мало играет в видеоигры.

Выгода?

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Начнем с последнего. В любом случае игрок – это потребитель, единственная возможная выгода которого заключается в удовлетворении некоторых личных потребностей. Попытка пересчитать их на деньги – анальная зависимость трепещущего раба капиталистической системы от показателей эфемерной эффективности. Лишь отвязавшись от праха и устремившись в бесконечность к сокровенному блаженству, преисполнившись почти бессмертным старцем… Кхм, обойдемся без агитации.

Выгодно-невыгодно, но все равно придется подписки покупать. Что можно назвать словом выгода? Доступ к играм и счетчик часов, отслеживающий время, проведенное за ними. Очевидно, что чем больше игрок играет, тем приятнее ему будет от оплаты 500 рублей за возможность залипнуть в любимую игру на часы реального времени.

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной

С другой стороны, наиграв в нее полгода, он поймет, что сильно переплачивает в сравнении с ценой за цифровую или физическую копию той же игры. Тогда невыгодно? Однако многие игры с аддиктивным геймплеем либо условно-бесплатны, либо уже живут за счет подписок. В большинстве случаев они к тому же поддерживают многопользовательскую игру. Шансов у таких игроков уже не больше, чем у молодого человека перед двумя стульями.

Малодушный вывод: от подписок есть «выгода» для фанатов однопользовательских игр за счет возможности пройти новую игру за несколько дней, потратив десятую часть от названной издателем стоимости. Вторая «выгода» может быть реализована в бонусах за подписку для многопользовательских игр за счет дублирования различных «пропусков» и регулярной выдачи эксклюзивных наград или контента. (Этим делом занимается Twitch).

Подписки погубят игры

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Видеоигры всегда были не самым лакомым для инвесторов куском. Студиям было непросто было составить планы на несколько лет вперед, а механизмы популярности игр до сих пор неясны.

Последние несколько лет появились новые решения. Среди них: игры-сервисы от Ubisoft с циклом жизни от 3 до 5 лет; использование отдельных лаунчеров для упрощения продажи микротранзакций; дробление игр на куски, выдаваемые за сезонные пропуски.

Подписки позволят же разработчикам окупить игру сразу же, продав ее издателю с сервисом подписок, раскрутка и получение профита станут только его головной болью. Альтернативой можно назвать модернизированную версию системы Spotify с выплатами за вход в игру. Минусы легко найти у обоих названных вариантов, но перед нами не стоит задачи выдумать идеальную систему монетизации.

Подписки здорово помогут геймдизайнерам, откроют перед ними новые перспективы и стабильное будущее

Каждая из перечисленных в прошлом абзаце возможностей, безусловно, может привести к падению качества игр. Точнее, к утери свойств, к которым привыкли игроки, пристрастившиеся к геймингу десять или двадцать лет назад. Но игры растут, становятся все более интерактивными и вязкими лишь для того, чтобы сделать вокруг игрока сервис и доить его.

Подписки не смогут серьезно повлиять на игры, подтолкнуть к кривой дорожке недоделок. Наоборот, после фильтров модерации игры должны стать лучше, избавиться от нелепых признаков вязких песочниц. И не бойтесь смерти независимого сегмента – та же Microsoft считает необходимостью поддерживать индятину, отвечающую на социальную повестку.

Закроются и оставят с носом

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Да, закроются. В любой момент может что-то случиться с компанией, и вы узнаете об этом последним. Но как было указано выше, беда может случиться даже со Steam. Консоли могут потерять поддержку. Банки лопнут, государства начнут войну, суды признают игры вне закона. Ничто не вечно в доступном нам мире.

Сейчас очень тяжело купить игру и владеть ею в полном смысле: нужна либо специальная физическая копия, либо цифровая копия в GOG, которая должна вечно храниться на жестком диске, уповая на его прочность.

Учитывая, что издатели все чаще кладут в боксы бумажки с кодом активации, надежд нет и придется принять правила окружающего мира. Возможно, политические активисты придумают и пробьют новые законы для защиты потребителей.

Не наши игры

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Да, они всегда не ваши. Бессрочная ли лицензия, ограниченная ли – завещать коту вы ее не сможете. В разных странах разное отношение к играм, волнующая тема щедро обсосана в известной дискуссии на linustechtips.com.

Для того, чтобы та же Valve признала игры вашими, она должна проиграть многолетнее судебное разбирательство именно в вашей стране. В ином случае модераторы будут долбить вас информацией о том, что вам дано право пользоваться играми, заигрывая с понятием программного обеспечения. На данный проблема касается не только игр, но и всех видов ПО.

Ясно дело, что после триумфа подписок никаких шансов на собственность у вас не останется, но факты таковы – современные издатели всеми силами цепляются за шероховатости законов, доказывая, что игры не принадлежат игрокам. С переменным успехом, конечно.

И это тоже пройдет

Сейчас главное, что после окончания подписки вы лишитесь доступа к играм, ведь они не ваши. Фактически, вы потеряете доступ к ним в случае потери связи с провайдером, отключения электричества или других локальных катастроф вроде переезда или туристического похода к Байкалу.

Но, как мне кажется, взрослым игрокам заплатить 500 рублей за неограниченный доступ к играм сегодня не проблематично. Контролируемый издателем доступ – настоящее спасение от игровой импотенции и нехватки времени. Статистика от Xbox сообщает, что люди с подписками играют в игры чаще, чем без. (Сам Фил Спенсер сказал, а уж он то никогда не врет. Правда же?).

Кроме того, многие игры стоят от 60 баксов. Если игра не понравилась? Рефанд? Плохой отзыв? Слезы и негодование? Подписки изменят культуру потребления игр. Так, например, подписки спасли Sea of Thieves и Crackdown 3.

Смена парадигмы

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Все идет к тому, что игры перестанут быть вашими. Но не в хорошем смысле. Зато появятся новые правила для разработчиков – видеоигра должна увлекать пользователя на долгое время и быть приспособленной для удобной игры на всех потенциальных устройствах.

Очевидно, что даже сейчас не все игры удобны для игры на телефонах, планшетах или даже на консоли Switch, новости о портировании на которую очередного Ведьмака регулярно сотрясают сайт. Значит, разработчикам придется менять интерфейс, графику и управление в угоду универсальности. Конкуренция будет бешеная.

Сегодня все крутится вокруг портативных устройств

В той же Российской Федерации смартфоны есть у более чем 80 миллионов людей. Около 70 процентов из них охотно готовы поиграть в игры на экране своего гаджета, удивляя аналитиков стремительным ростом рынка мобильных игр. Да та же Activision давно живет за счет Candy Crush Saga! А у PUBG Mobile миллиардный доход!

После внедрения потоковых сервисов начнется конкуренция за новых игроков, которая изменит внешний вид видеоигр в угоду портативным устройствам. Это уже в десятки раз эффективнее, чем дробить игры на DLC или умолять игроков купить шапки. Вероятно, разработчики смогут перейти на настоящие игровые эпизоды, как пыталась сделать Half-life 2 в новом тогда сервисе Steam, как почти смогла сделать Walking Dead и как твердо сделала Life is Strange.

Возможно, грядет золотая эпоха инди-игр, ведь теперь ожидается меньше проблем с покупкой маленьких независимых игр, которые порой просят не меньше, чем ААА-тайтлы. Игрокам с подписками как раз потребуются быстрые, интересные, оригинальные приключения, а не вкус пота сотен тестеров на сосочках языка. Спрос рождает предложение, рынок вырастет.

Игровые подписки: проникли даже в Steam и скоро захватят весь мир. Зло или добро? Как изменится гейминг и наше отношение к нему?

Кроме того, владельцы платформ начнут вести куда больше статистики об играх и игроках, чтобы потом использовать ее для улучшения качества как игр, так и сервиса. Они смогут учитывать проблемы игроков в любой момент времени, рейджквиты и прочие неприятности.

Они сохранят данные о вашем любимом оружии или локации, спутнике или транспортном средстве. Сумасбродство неадекватных менеджеров, выкидывающих лучшие куски игры, разобьется об холодную статистику дата-сайентистов ведущих платформ, которые станут третьей стороной в конфликте между геймерами и издателями.

Итогом будет уменьшение цены на железо, выравнивание цен на хорошие проекты и вероятный рост качества игр, конкурирующих за возможность попасть в подписочные списки.


Иронично, что в «капиталистических» экономиках отмирает собственность на видеоигры, фильмы, музыка и прочее. К счастью, наверняка останутся платформы вроде itch.io или GOG, которые не захотят переходить на подписочную модель.

Вот такая перед нами перспектива, друзья – избавление от дорогостоящей техники и доступ к не принадлежащим нам играм. Очевидно, что самые выгодные в ближайшем будущем варианты – Stadia, Xbox Pass с Project xCloud и PSN. Вероятно, в ближайшие пару лет к ним присоединится Steam, но только при развитии Steam Link.

Про Aleksiy77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика