Схема управления движением WASD сегодня принимается как нечто само собой разумеющееся. Но около 20 лет назад всё было по-другому: правши тянули руку к стрелкам и воспринимали это как должное.
Клавиши WASD обеспечивают наиболее удобный доступ к кнопкам Пробел и Shift, на которые часто ставят функции ускорения и прыжка. В общем говоря, эта раскладка позволяет удобно сосредоточиться левой руке на движении.
Более того, в прошлом мышка даже не использовалась. Кнопка Ctrl служила для стрельбы, а Page Up и Page Down были задействованы для вертикального управления там, где это вообще поддерживалось (почти нигде). Проекты создавались без вертикальных элементов, так что игрокам было достаточно поворачивать камеру вправо и влево. Так было до выхода Quake.
Quake стала первой игрой, получившей огромную известность. Она отличалась большим количеством вертикалей. Именно в этой игре легендарный киберспортсмен по имени Деннис Фонг популяризировал известную нам схему управления WASD. В 1997 году ему удалось выиграть первый национальный турнир по Quake. Наградой за победу стал личный Ferrari 328 Джона Кармака. В решающем матче правая рука Денниса находилась на мышке, а левая — на наших любимых теперь четырех кнопках.
С этого момента всё больше и больше людей начали осознавать, что использовать мышку можно довольно эффективно и такой способ управления дает преимущество перед врагом. Лучшие игроки подхватили идею и переназначили кнопки движения на левую часть клавиатуры. Информация о WASD, обеспечивающая преимущество в игровом процессе, быстро распространилась, поскольку многие новые игры создавались с упором на соревновательное многопользовательское ядро.
Простые геймеры захотели улучшить свои навыки и активно принялись перенимать опыт профессионалов. В этот момент разработчики заметили популярность WASD и стали поставлять игры с этими элементами управления, установленными по умолчанию.
- Клавиши WASD находятся на левой стороне клавиатуры. Большинство геймеров — правши, поэтому логично целиться правой рукой и перемещаться левой.
- Рядом с WASD расположены легкодоступные клавиши. Q и E для способностей, 1, 2, 3, 4 для оружия, F для гранат, R для перезарядки, Shift для перехода в спринт, Пробел для прыжков, Сtrl для приседания.
- Левая сторона клавиатуры (особенно в части WASD) в большинстве моделей сконструирована приблизительно одинаково. Похожее нельзя сказать о стрелках. В популярной клавиатуре Anne Pro 2 от них вообще отказались.
Одними из первопроходцев стали проекты в виде Half-Life (1998 год), Starsiege и Quake 3 (1999 год). Создатели этих игр включили в конфигурацию новую раскладку по умолчанию. Хотя к 2004 году большинство разработчиков уже приняли тренд, оставались и те, до кого новый порядок дошел с опозданием. Выход World of Warcraft нанес финальный и решающий удар — со схемой управления WASD познакомились миллионы игроков, в том числе казуальных, не увлекающихся FPS.
WASD — не единственная удобная раскладка. Так, один из основателей и генеральный директор компании Valve Гейб Ньюэлл сделал выбор в сторону ESDF. Словом, эту схему управления успешно используют много других людей по всему миру. Дарио Касали (ещё один разработчик Half-Life) тоже отказался от WASD и перешел на ASXC.
А какую схему управления используете вы?