Стоимость изогнутых мониторов медленно падает, поэтому многих игроков интересуют положительные и отрицательные стороны этих необычных устройств. А они точно нужны?
Геймеры наверняка замечали, что мир вокруг них не очень-то плоский. Это можно ощутить хотя бы из-за наличия у людей периферийного зрения. А вот стандартные экраны скорее плоские, что некоторым образом влияет на наше восприятие картинки.
Поэтому разработчики различных решений, связанных с отображением графики, пытаются воссоздать этот эффект для увеличения погружения зрителя в происходящее на экране действие. Надо сказать, что не очень удачно.
Изогнутые экраны неплохо работают в кинотеатрах по двум причинам: изогнутая форма поверхности меньше искажает проекцию луча света из проектора, а зритель сидит на фиксированном месте в самой удобной зоне, минимальная вращая головой по сторонам.
В кинотеатрах технология отлично себя показала, поэтому производители телевизоров с 2013 года пытаются сделать комфортный изогнутый телевизор для частного пользования дома.
Увы, но в перспективе эти телевизоры себя не оправдали – мало у кого дома можно организовать IMAX, да и представленные телевизоры изогнуты только по горизонтали. Опуская подробности, профит от прибора чувствовался лишь в критической близости от экрана.
Вероятная польза изогнутых экранов
В чем заявленный профит от изогнутого экрана? Он кажется больше, менее заметны отражения и блики за счет их смазывания. Если зритель в центре, то для него повышается контрастность изображения и увеличивается угол обзора.
Легко представить себе ситуацию, когда выполняются все требования для того, чтобы изогнутость приносила ощутимую пользу – человек сидит перед достаточно большим монитором, ровно по центру и искренне хочет видеть свое лицо в моменты, когда экран темнеет.
Ближе всего к условиям подходит монитор компьютера. В этом случае добавляются другие значимые эффекты изогнутости – глаза меньше устают, быстрее фокусируются и, главное, благодаря увеличенному обзору сильнее погрузиться в игру.
На мониторах с диагональю 24 дюйма предполагаемый эффект меньше, чем на 32, как можно понять из курса школьной физики и раскиданных по тексту схем, но все равно он может оказать влияние, особенно если игрок сидит перед компьютером круглые сутки или у него целая станция с несколькими мониторами разных типов.
Недостатки и критичный подход
Надо признать, что значительная часть размусоливаний производителей про кинотеатры и положительные эффекты – грубый маркетинговый ход, выше объяснялось, что изогнутость экрана в кинотеатре обуславливается важными технологическими причинами.
А исследователи нередко завышают эффект от погружения, для которого требуются здоровенные экраны – смазанный блик все еще блик. Да, мир вокруг не плоский, но явно и не изогнутый. Пиксели на мониторе не становятся более выпуклыми, а экран не становится поверхностью для проекции изображения от внешнего источника, очевидно. Многие производители до сих пор путаются в показаниях, в чем кайф их мониторов.
Но такие мониторы все еще достаточно дорого стоят не только из-за махинаций маркетологов, но и из-за особенностей производства. Цену повышает изначальная ориентированность таких мониторов на премиум-сегмент: к мониторам добавляют фильтры синего света, G-Sync, FreeSync и другие актуальные технологии, увеличивают частоту кадров и разрешение.
Битва зеленых и красных: G-Sync против FreeSync
Например, относительно дешевые мониторы Samsung с диагональю 23.5″и стоимостью до 10 тысяч рублей, по отзывам владельцев, почти не дают эффекта погружения. К 30 тысячам и 34″ эффект появляется, а самый лучший опыт, конечно, начинается у мониторов за 50 с лишним тысяч рублей.
Есть и технические проблемы – близкорасположенные к экрану и направленные на него источники света все равно будут мешать игроку бликами. Очевидно, что художникам и дизайнерам изогнутый экран может помешать рисовать прямые линии, влияет на восприятие цветопередачи и все так же мешает бликами.
Кроме того, такой экран занимает больше места на стандартном столе. А повесить его на стену достаточно проблематично, сюрприз, из-за изогнутости.
И, очевидно, разработчики игр пока не учитывают кривые мониторы при разработке игр – в зависимости от того, как производится рендер и оптимизация отображения картинке при смене ракурса, изображение предметов может исказиться. Компенсировать подобные неприятности должны специальные драйверы.
Да и приятный эффект «кривости» и «обтекания» постепенно пропадает по мере того, как мозг игрока привыкает к новому изображению. Поэтому эффект от монитора можно назвать чисто субъективным.
Многие игроки положительно отзываются как о диагоналях с 24″, так и с экранами от 40″до 60″, отмечая улучшение игрового опыта и увеличения степени погружения.
Конечно, игрок может погрузиться в любимую игру и без каких-либо изгибов, поэтому отзывы о 24″ сомнительны – вероятно, это просто добротные мониторы с приятным кривоватым экраном, эффект от которого ощутят некоторые впечатлительные геймеры.
Изогнутые мониторы уже применяются в киберспорте, на них играли участники PUBG Europe League 2019, но никаких особых замечаний по этому поводу не оставили.