Прикинь, игра про цивилизацию. Сперва шатаешься по лесам с племенем, затем запираешься в городе и объявляешь о смене нормальной пацанской культуры охотников на заумные вавилонские законы, забыв в погоне за чудесами о своих корнях.
Вселенная бахнула. Да так, что затрещали все соседние вселенные, пуская пузыри иных реальностей в бреши нового мира. Круговорот горячего вещества закрутился в обреченном танце создания.
Материя остыла, формируя новое пространство и распределяя себя в нем, собираясь в комочки и разрываясь на крошки, чье метание только приближало все сотворенное к концу, создавая все новые формы. Время туда, время сюда, и фундаментальная вертипляска родила простой американский подвал.
Из этого подвала вылез бледный, неряшливый мужичок с грязными волосами и гигантскими порами на сальном лице. Он заявил: «Хочу настолку на ЭВМ, где я буду царем и правителем». Французы Amplitude посмотрели на это чудовище и изменили правила глобальных 4Х-стратегий.
Шаг первый. Инопланетяне с планеты Zhopue
Humankind – не про Александра, Цезаря, Петра, Наполеона, австралийцев, немцев, евреев, эфиопов. Это игра про человечество. И если ты не человек, то закрывай сайт. Но вообще-то уже поздно, за тобой едет агент Фокс Малдер на тачке тачке Винчестеров. Даже не пытайся сбежать или сжечь планы по завоеванию мира.
Нам дают первобытное племя. И типа мы не знаем, откуда взялись все эти смешные человечки, свиньи, олени (знаем, прилетели с Ольберса на осколках разрушенной планеты). Они просто есть, выброшенные в историю о цивилизации. Целый народ, мерзнущий в лоуполи пустошах новых земель. Выбирать нам не дают.
И все, никаких сидмайеровских великошизовых ассоциаций с нелепыми историческими сморчками, которые будто чем-то для нас важны. Они и в реальности не особо ценятся, а чего уж говорить про отражение этой реальности в создаваемом вами мире?
Шаг второй. Завоевание мира
Итак, твое племя бродит и бродит по лесам, ничего не понимая и исследуя территорию. Единственная цель племени – набрать звезды (за сбор еды, за находки или за убийство животных) и перейти в предантичную эпоху, выбрав цивилизацию из доступных типа вавилонян или ассирийцев. Если племя тормозов, то достанутся объедки. Ну, вы поняли о ком я.
Зачем племя строит первые города и движется в сторону античности, ведя исследования. Вместе с тем у племени появляется ощущение народности. Очень робкое, но иногда мешающее жить амбициозному лидеру, которому нужны деньги, ресурсы, наука и все остальное, что замещает еду и развлечение. Получается этакий симулятор менеджера попаданца, который ведет ацтеки в будущее, руководствуясь понятиями 21 века.
Итак, все ваше дело – провести шкуросных питомцев по всем эпохам, нахапать кучу культурных особенностей, сменить несколько цивилизаций, сменить шкуры на тканную одежду и показать, что нации мимолетны, все мы люди, поэтому никакой экспроприации памятников культуры не существует. Нельзя завоевать мир, истребить другие нации, превратить мир в огромный шарик с венами-дорогами. Надо провести людей через эпохи, желательно став первым среди равных, украв чужие достижения. Удовольствие такое себе.
Как развлекаться в Humankind?
Оу, такой же вопрос мы зададим тетушке Циве. Ну так что, чахлая 4Х старушка, чем ты-то радуешь игрока, кроме длинных утомительных ходов?
Верно, дорогая моя Цива! Разработчики Humankind забыли про старые добрые механики, подменив их новой идеей, что игрок должен развлекать себя сам – зарабатывая достижения в профиле своего персонажа.
Это мое болото!
Персонификация. Аватара. Люди ведутся на все, был бы ведущий. Так что первым делом лепим пастуха для овец, инструмент нового правления. К сожалению, Шрека вылепить нельзя. Да и хотя бы Наполеона. Разработчики поступили бессовестно – выпустили крутой редактор персонажей, обрезали его и объявили, что крутые аватары станут частью монетизации игры.
Кого тогда создавать? Вспоминаем учебники истории. У Цезаря был огромный лоб. У Горбачева – гигантское пятно на половину головы. Людовика XI, вероятно, в младенчестве прокляла злая фея, пытаясь превратить либо в гадюку, либо в паука. Проказа, оспа, псориаз, сифилис, инцест, обжорство – вот спутники правителей. Учтем их и создадим ультимативного сверхвластителя народов. С кудряшками.
И к черту баланс, в мире нет баланса. Пусть новый герой снится вам и вашим врагам в ночных кошмарах! Наградите его самыми безумными и абсурдными чертами – только так игра станет интереснее.
Бесконечность в 600 ходах
Гайды, гайды, гайды. Кто их читаете вообще? Или комментарии игроков в Humankind? Все они врут. Если бы они не врали, они написали бы все честно. Мол, так да так, я упал лицом на клавиатуру после запуска и катался по ней, пока не услышал звук начала игры. Сначала было так «Оао, оао, оао», а потом началась речь про влажную каменюку в космосе.
Поэтому все их показания отличаются. У кого-то ИИ не развязывает войн. У других ИИ нагибает и унижает игроков. У третьи вообще запущена другая игра. Humankind локализована почти на все распространенные языки – кто угодно сможет прочитать правила в обучении и настроить игру по вкуса так, чтобы потом не жаловаться. Ну, многие геймеры не умеют читать.
Что никак не извиняет разработчиков в их лени. Просто выбросили настройки на игрока – на, крути! Крутим, но единственная важная часть настроек это количество ходов. От суперблица в несколько десятков ходов до супердлинной партии в шесть сотен. Это вообще разные игры. Достаточно попробовать обе и разочароваться в провальном военном балансе игры, после чего удалить выбирать только партии среднего хронометража.
Итак, сперва выбираем мир мир, потом сложность, затем продолжительность. В любом мире кроме самого большого недостаточно ресурсов, на островных картах полно багов. В быстрой игре вы никогда не успеете выбрать нормальную культуру, а сложный ИИ отправит игрока в нокаут быстрее, чем алмазный зерговод – восьмиклассника в очереди за энергетиками.
Отыгрыш статусфлюидного челокарася
Кажется, разработчики Humankind несколько лет сидели и собирали «Список самых тупых, идиотских, вредных, ненужных, глупых, лишних и скучных вещей» из Civilization. Ну, не кажется – лично я точно знаю, что так оно и было. Лично видел. Но (внезапно!) кто-то из новых игроков не играл в Civilization и ему нужно объяснить, что это игра для фанатов Civilization без Civilization.
Так что собрать список недостаточно. Нужно придумать что и как изменить, а главное – объяснить суть игрокам. Разработчики Humankind очень старались, но… будьте к ним снисходительны. Вот что такое Civilization сейчас? Сомнительная энциклопедия детишек, уснувших на уроков истории, игровой процесс которой погряз в манчкинстве и бесконечных условностях. Эти условности стали фишкой, но безнадежно устарели и не находят применения в иных играх.
Нам нужно отыгрывать цивилизацию, уже слышали. За лояльность к цивилизации дают бонусы. Оставайтесь с ней и получите чуть больше славы. Но в этом нет смысла. Разработчики убрали всю жесткость вроде убийств детей или геноцида или повального рабства – никакого отыгрыша нет. Можно одобрить принудительный труд или массовую кастрацию, но ощущения не те, да и последствий нет. Как и причин цепляться за одну нацию. В идеальном сценарии майя становятся готами, переходят в католичество с французами и улетают на Марс раньше всех, оставив ту самую планетку из начала статьи в прискорбном состоянии.
Ох, нужны более надежные варианты? Выбираем Египет/Вавилон/Чжоу на 2 первые эпохи, затем меняем на Монголию. Суть в том, что набивается огромное количество исследований за научные нации, а также ищется скидка на захват территорий. В новом времени древний ум не нужен, так что можно начать экспансию снежного кома исследований. Что еще? Нападение вне вражеской территории не равно войне. Эффекты в случайных событиях противоречат художественным описаниям событий – выбирайте или душой, или просматривайте эффекты. Все, рецепт есть, игра геймплейно мертва.
Выжимка из сухофруктов
Так, вы могли промотать всю статью и остановиться на последнем абзаце, справедливо ожидая в нем нечто важное. Окей, подытоживаем гайд, давим из изюма всю воду.
Humankind – абсолютно неготовый к игроку проект. Если хотите кайфануть от него – кликайте на быстрые партии в камерных мирах. Ваше счастье – пара часов геймплея без упора в победу. В игре абсолютно сломанная боевая система из Age of Wonders, кондовый интерфейс, логика случайных событий слишком универсальна для игры со сменой эпох, а сам мир страдает от пустоты. А ваша единственная очевидная цель – набить как можно больше очков за матч. Но понять это можно только через 20-30 часов, а то и через все 100 часов.
При этом игру нельзя назвать плохой, разработчики очень постарались добить как можно больше контента и научили ИИ всяким крутым трюкам, из-за которых с ним играть интереснее, чем против живых игроков. Чтобы никто не был разочарован, выбирайте только быстрые короткие партии, развивайте профиль и получайте межматчевые награды. Только так вы сохраните уважение к игре и ощущение свежести на лице.
Если очень сильно приблизить камеру к земле, то можно найти на ней человечков или зверюшек. Ими можно управлять при помощи курсора. Например, толкнуть несчастного крестьянина под стадо буйволов или в пасть ко льву.
Помните об этом в минуты отчаяния. Вероятно, это самая увлекательная часть игры.