Главная / Наука и технологии / Как Интернет заставляет нас больше покупать

Как Интернет заставляет нас больше покупать

Вы не замечали за собой, что находясь на сайте какого-нибудь интернет-магазина с четкой целью покупки какого-то определенного товара, вы в итоге приобретали не только его, но и дополнительную кучу совершенно ненужного вам барахла? Признаюсь, честно, со мной бывало несколько раз. Оказывается, это вполне объяснимо с точки зрения науки. Ученые из Принстонского университета (США) опубликовали результаты нового исследования, в которых рассказывается о том, как интернет-магазины, используя различные уловки, заставляют нас тратить больше денег на покупки, которые нам, возможно, даже и не нужны.

Как Интернет заставляет нас больше покупать

Что такое тёмные паттерны?

Немного терминологии. В среде интернет-магазинов нередко используются так называемые «тёмные паттерны» — элементы дизайна магазина, которые видит покупатель, чья задача сводится к одной единственной цели – заставить нас делать то, чего обычно мы бы не сделали. Согласитесь, соблазн купить какой-то определенный товар, да еще и «по скидке в 50 процентов» в последние оставшиеся 5 минут на таймере, направленном вам в глаза, становится несколько выше. Именно это и является одним из примеров этих «тёмных паттернов».

Исследователи решили копнуть глубже и проанализировали более 10 000 различных интернет-магазинов (в мире их гораздо больше). Оказалось, что более 1200 магазинов из выборки используют подобные уловки, чтобы заставить потенциального покупателя все-таки купить товар или как минимум провести больше времени на их сайте.

Почему люди покупают товар в интернете?

Как правило, основным средством манипуляции человеком служит провокационный текст. Например, вместо кнопки «отменить заказ», те же интернет-магазины по доставке еды нередко пишут что-то вроде «нет, спасибо, мне не нравится вкусная еда».

В общей сложности исследование выявило 15 способов, с помощью которых интернет-магазины манипулируют и заставляют людей расставаться со своими деньгами. Например, одни различными способами затрудняют человеку отказ от покупки, другие – пытаются подначивать людей, пристыжать, когда те решают покинуть магазин («ах, ты не хочешь iPhone, что же на это скажут твои друзья?»). Еще одним довольно популярным методом являются – «фейковые» (ненастоящие) покупатели, которые комментируют и хвалят тот или иной товар, тем самым повышая интерес к нему со стороны уже реальных людей. Все это очень давит на наше подсознание, которое тихо-тихо начинает нам шептать: «а может все-таки купить?». Все, вы на крючке. Эффект достигнут.

Исследователи также установили, что многие интернет-магазины обращаются к специальным фирмам, которые занимаются разработкой менее навязчивых и в то же время более эффективных методов убеждения. Многие из них не стесняются рекламировать себя в открытую.

Опросил коллег «по цеху». Мнения, как оказалось, разделились.

«Нередко замечаю, как Facebook и Instagram с помощью «ретаргетинга» (рекламный механизм, с помощью которого онлайн-реклама направляется тем пользователям, которые уже просмотрели рекламируемый продукт, — поясн. ред) определяют в какие магазины я хожу и что покупаю. Часто за счет этого предаются различные товары со скидкой. Причем, многие товары предлагаются именно те, которые реально хочется купить. Иногда рука так и тянется нажать. Иногда нажимаю и покупаю. Сложно не согласиться с тем, что этот механизм сегодня работает очень эффективно», — главный редактор сайта Hi-News.ru Ренат Гришин

«Могу отнести себя к динозаврам интернет покупок. Начал пользоваться интернет-магазинами еще с начала 2000-х годов. Мозг уже адаптировался ко всем этим уловкам и уже совершенно на них не реагирует. На меня они действуют обратным эффектом. Если магазин применяет такие ухищрения, я пройду мимо и куплю в другом месте. Если мне показывают: «этот продукт просматривают еще 3 человека», «остался 1 экземпляр со скидкой 30%» и прочее — закрываю сайт.

На данный момент, не совсем понятно, какие новые уловки применяют очень большие и солидные компании, вроде Amazon или Yandex. Какие данные о нас собирают и как используют, например, в сортировке товарных предложений и наценок. Скажем, для того же человека из США онлайн-аренда автомобиля во Франции будет стоить дешевле, чем для жителя Италии», — основатель Hi-News.ru Михаил Королёв.

Какой из этого всего можно сделать вывод? Единственным советом здесь может быть только — будьте бдительнее и не позволяйте себя одурачить.

Интересно почитать: Промышленная революция 4.0: как интернет вещей меняет бизнес и как остаться на плаву

Подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен. Там вас ждут материалы, которые не попадают на основной сайт.

Про Aleksiy77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика