На момент написания этой статьи около четырех миллиардов человек по всему миру соблюдают самоизоляцию. Пандемия разрушила привычный ход вещей и это заметили не только взрослые: отмена ЕГЭ, экзаменов и выпускного, переход на дистанционное обучение, сокращение контактов – все это не самым лучшим образом сказывается на психологическом состоянии подрастающего поколения. Из-за того, что традиционное обучение практически исчезло, школьники и студенты осваиваются в новой рутине. Подростки чувствуют себя встревоженными, злыми и сдержанными, так как обладают повышенной реактивностью на стресс, что считается результатом гормональных колебаний и изменений в развитии мозга. Согласитесь, быть подростком еще до пандемии было довольно трудно. А в условиях когда взрослые не всегда справляются с самоизоляцией, очевидно, еще сложнее. При этом условия, сопровождающие социальное дистанцирование могут обострить проблемные стороны подросткового возраста. Некоторые ученые называют происходящее не иначе как «социальную переориентацию». Так как обычно подростки проводят значительную часть времени в школе или в институте, то полагаются на сверстников. Это помогает им сформировать свои собственные чувства и мнения. Но все изменилось. Рассказываем что происходит с подростками в это нелегкое время.
Что такое подростковый возраст?
На самом деле подростковый возраст невероятно интересен в контексте развития мозга. Все дело в том, что развитие мозга у человека заканчивается только к 25 годам. Это значит, что все остальное время – вплоть до вашего 25 дня рождения – мозг продолжает формироваться. Именно по этой причине некоторые специалисты предлагают «продлить» понятие подросткового возраста до 25 лет. В своей книге «Биология добра и зла, как наука объясняет наши поступки», нейроэндикринолог Роберт Сапольски назвал главу, посвященную подростковому поведению «чувак, где моя лобная кора?». Все потому, что дольше всего формируется именно лобная кора, превращаясь в полноценный рабочий ресурс к двадцати-тридцати годам. И вот отсюда, как пишет доктор Сапольски, вытекают два исключительно важных следствия.
Первое: ни одна часть мозга не формируется так интенсивно в подростковом возрасте, как лобная кора. И второе: мы не сможем понять подростковый возраст вне контекста запоздавшего развития лобной коры. Ведь у подростка уже имеются гормональная, лимбическая и автономные системы, а лобная кора еще на подходе и может посылать только скудный набор инструкций. Вот почему подростки такие ранимые, прекрасные, тупые, импульсивные и возбудимые.
Роберт Сапольски, «Биология добра и зла, как наука объясняет наши поступки»
Если говорить простыми словами, то юность – это и правда время наивысшего риска, поиска новизны и дружбы с равными. И все из-за незрелости лобной коры, которая появилась позже всех в ходе эволюции человека. Эта самая новая часть мозга, в которую сходится а затем обрабатывается большая часть сенсорной информации. Именно здесь формируется и запускается речь, отсюда мышцы получают команду двигаться. Однако самое важное, за что отвечает лобная кора – это правила: лобная кора включается в любой ситуации, когда нужно выполнять определенные правила. А еще не до конца сформированная лобная кора не позволяет подросткам правильно оценивать риски. О том, что еще нужно знать о мозге подростков читайте в нашем материале.
Да, подростковый возраст – это трудное время. Молодые люди начинают понимать, кто они или, по крайней мере, кем они будут прямо сейчас. И из-за пандемии многое из того, что когда-то определяло их, исчезло. В некотором смысле ограничения введенные из-за пандемии ограничивают их личность. Также не стоит забывать о членах семьи, которые сами тревожатся, и достаточно умны, чтобы понять, что происходит с их детьми.
А как вы чувствуете себя во время пандемии? Поделитесь ответом в комментариях и с участниками нашего Telegram чата
Многие подростки чувствуют себя «лишенными воспоминаний», как будто у них «украли» воспоминания, которые они должны были сделать в старших классах. Некоторые расстроены, так как не смогут пойти на выпускной, а пребывание взаперти нередко приводит к повышенной тревожности. Так, Национальный альянс по психическим заболеваниям утверждает, что 50% психических заболеваний развиваются к 14 годам. Так было до пандемии.
Как пишет CNN, последствия пандемии в мире образования останутся на многие годы. Это будет касаться любого школьника, который сейчас учится в средней школе. Все нынешние изменения надолго.
Как помочь подросткам?
По мнению специалистов, очень важно позволить подросткам выразить то, что они чувствуют в это непростое время. Даже если все дома ладят друг с другом, для их эмоционального развития очень важно иметь собственное свободное время. Такое мнение изданию Newsweek высказала доктор Кэтрин Уильямсон, педиатр из Калифорнийского университета. Другие ее рекомендации включают в себя соблюдение режима дня, здоровое питание и регулярные физические упражнения.
Еще больше увлекательных историй о том, как пережить пандемию и что делать, чтобы не заболеть, читайте на нашем канале в Google News
Важно понимать, что это очень сложное время для всех нас, но оно особенно сложное для подростков. Общение и обучение онлайн, безусловно, имеют свои плюсы, однако недостаток личного общения, невозможность гулять с друзьями после занятий и посещать спортивные и другие развивающие секции негативно влияют на личность молодых людей. Так что давайте будем внимательны и добры друг к другу. Рано или поздно пандемия закончится и мир постепенно вернется в норму. О том, сколько по мнению ученых мы будем сидеть дома, читайте в нашем материале. Будьте здоровы.