В свое время Стив Джобс ничуть не поскупился на гонорар в размере $100 000 для Пола Рэнда, автора фирменного облика новоиспеченной компании NeXT. Ведь готовность к переменам – замечательное качество, но чем удачнее старт, тем дольше в них не возникает нужды. Полезный опыт, проиллюстрированный успехами и неудачами целого ряда именитых брендов.
Apple
Мало того, что визуальный ряд в угоду массовому стереотипу перевирал знаменитую легенду о Ньютоне и яблоневом дереве, так еще и надпись по периметру изображения уводила потребителя в философские дебри. Хороший способ продемонстрировать оригинальность склада ума отцов-основателей, но жутко неудобно для повышения продаж компьютеров.
McDonald’s
В славные времена, еще до внедрения в обиход термина «фаст фуд», в США появилась сеть ресторанчиков под названием «McDonald’s Famous Barbecue». С недорогим меню и простецкой, лаконичной вывеской. Но уже к 1953-ему году аппетиты руководства разрастаются до стратегии «от побережья к побережью» и в рамках организации франшизы картинка радикально меняется. А к началу 70-х гг. бизнес устремляется за океан – то ли в виде золотых арок моста дружбы и доступной еды, то ли в виде траекторий баллистических снарядов с коварной начинкой.
Pepsi
Корни соперничества двух производителей «подслащенной воды», как характеризовал их старина Джобс, берут начало в позапрошлом веке. Тогдашний логотип Pepsi-Cola изгибами и завитушками весьма напоминал нынешнее название Coca-Cola, а схожий набор букв добавлял изрядную толику путаницы.
В 1907-ом году Pepsi делает еще один дерзкий демарш – надпись становится менее чопорной и удобной для прочтения широкими массами, основной клиентурой двух компаний.
Microsoft
В эпоху диско бобины крутились вовсю и везде – на танцполах, в накопителях первых персональных компьютеров и даже в надписи с названием компании Билла Гейтса и Пола Алена.
Возможно, заявления Сергея Брина и Ларри Пейджа о том, что их вдохновляет жажда сделать мир совершенней, суть попытка искупить невинные грехи молодости? Вот так выглядел логотип поискового гиганта в младенчестве, в 1997-ом году, и ныне трудно поверить, что эти пляшущие буковки стали крестным отцом всего Интернета.
Firefox
В 2003-ем году компания Mozilla оказалась втянута в корпоративные споры с Phoenix Technologies из-за своего нового браузера. Его рабочее название было «Феникс» – коммерсанты не пожелали расставаться с таким звучным словом и разработчику ПО пришлось идти на компромисс. Но искорку, в самом прямом смысле, сохранили и просто поменяли огненную птицу на огненную же лису.
Playboy
Изначально вместо всем известных «заек» в чулочках торговую марку представлял кролик. И не какой-нибудь, а альфа-самец, на традиционный британский манер – в смокинге, с галстуком-бабочкой, бокалом вермута и сигарой. Хотя последнее не более чем догадка, ведь ушастый ловелас из Playboy с самого начала олицетворял собой эксцентричность.
FedEx
Иллюстрация того, как смена логотипа ярчайше символизирует назревшие реформы в деятельности компании. В 1973-ем году появилась заурядная почтовая служба Federal Express, чья торговая марка имела утилитарный дизайн. И это всех устраивало. Но к 1994-ому году маэстро визуального образа Линдон Лидер по спецзаказу создал название-стимул.
Присмотритесь к форме пустоты между буквами «E» и «x» – вместе с укороченным наименованием это стало олицетворять скорость, аккуратность и целеустремленность обновленной FedEx.
AT&T
«Bell» в переводе с английского языка – «колокол». Это же фамилия изобретателя телефонной связи, плюс Александр Грехем Белл и основал компанию AT&T. Свой лик скромный ученый на логотип цеплять не стал, ограничившись рисунком-намеком – теперь у людей появилась возможность услышать важную весть на расстоянии.
IBM
Если воспринимать процесс появление IBM как поглощение компанией The International Time Recording Company структуры под названием «Copmuting-Tabulating-Recording-Company» в начале 20-х гг. прошлого века, то оригинальный логотип должен выглядеть вот так.
В конце-концов, ITR существовала еще 1888-ом году.
Но если считать IBM абсолютно самостоятельной торговой маркой, то ее первый логотип кардинально преображается. Вот примерно таким он оставался на протяжении первых десятков лет ее деятельности.
Nintendo
«Нин», «Тен» и «До» – три японских иероглифа, из которых состояло название компании по производству игральных карт в конце XIX века. Спустя почти век человечество массово увлеклось игрушками электронными, а затем и цифровыми – предприимчивые потомки прежних торгашей быстро сориентировались в ситуации. И поменяли не только логотип, но и политику компании, перейдя от выпуска самих игр к созданию развитых игровых вселенных.
Mercedes
С современной версией логотипа автогиганта, трёхлучевой звездой, связана одна пикантная легенда, которая и привлекает основной интерес аудитории. Неудивительно, что оригинальный вариант, строгий и невыразительный, закономерно оказался позабыт.
Kodak
Первая цветная пленка производства компании увидела свет в 1935-ом году, а ее логотип окрасился в характерные красный и желтый тона и того позже. Изначально же, в далекие 1880-ее гг. фирма носила название Eastman Kodar Corporation и ее торговый знак выглядел довольно своеобразно.
Ford
В 1903-ем году логотип новоиспеченного автопроизводителя выглядел так, словно сошел с экрана немого кинематографа – претенциозно, контрастно и вычурно. Спустя всего десятилетие он стремительно эволюционирует до формата, более удобного для монтажа шильдиков при массовой конвейерной сборке тысяч автомобилей.
По материалам yablyk