Спойлер: не такими, как сейчас.
Что такое NFT? Нет, это не новое золото. Нет, это не замена умершему биткоину. И не картинки с мемами, выставляемые проходимцами на биржах. И не последний шанс китайского дизайнера заработать так много денег, чтобы прокормить семью из 50 человек. NFT – Non-Fungible Token, сертификаты на право пользования цифровыми объектами.
Сейчас ажиотаж вокруг NFT свелся к коллекционированию различных виртуальных объектов. Две основные ветки – обмен картинкам и обмен моделями. Никакой цифровой революции, блокчейн ускорил работу уже сложившихся областей коллекционирования, упростив инструментарий. Если для определения подлинности специализированных баскетбольных или бейсбольных карточек нужен специалист, то для проверки подлинности картинки с мартышкой ничего не надо – все ее история отслеживается.
Картинка из игры по цене автомобиля
Крупные игровые разработчики не отстают от трендов, монетизируя объекты авторского права. Имея гигантские ресурсы и талантливых программистов, они пошли по максимально легкому пути – выпустили те же аналоги карточек, но уже в цифровом виде. Что-то свежее нашла только Ubisoft, выпустив игровые NFT-предметы. За что и получила вал критики даже от собственных сотрудников.
Идея NFT-предметов действительно выглядит нелепой. Valve уже десять лет держит маркет цифровых предметов – люди покупают их, обмениваются, живут за счет перепродажи. Оборот давно миллионный. Все сложности с контролем цифровой экономики, включая напряженное отношение с государством, легли на плечи небольшой компании. Никаких NFT! И будь в Steam, вряд ли поможет пострадавшим от взломов аккаунтам оперативно вернуть украденное.
В то же время есть масса примеров удачного использования NFT. Такая масса, что никто, кроме Axie Infinity, не приходит в голову. Разработчики покемоноподобной гача-игры реализовали систему играй-и-зарабатывай. Наш портал достаточно активно следит за подобными криптопроектам, но особо сказать про них нечего – движуха вокруг них столь же мало относится к видеоиграм, как вот игры на бирже.
NFT-элементы в подобных играх в лучшем случае добавляют остроты привычным гриндилкам. Разве что разработчикам не приходится прикладывать столько же усилий, сколько потратили Valve для организации своей торговой площадки. Ведь уже есть готовые решения! Кроме того, пользователи точно знают, что жадные дельцы не разрушат экономику выпуском огромного количества точно таких же предметов.
Вот нюанс. Все предметы на Торговой площадке Steam принадлежат издателю и остаются частью сервиса вне зависимости от того, сколько за них заплачено. Steam может забрать, заблокировать или удалить любой предмет. Может вовсе закрыться. Что угодно, полный произвол.
С другой стороны, Steam находится в мире, где существует защита прав потребителя. Шанс коллапса Торговой площадки минимален, а правила сервиса помогут защититься от мошенников вплоть до возвращения украденных предметов, чему может способствовать даже обычный суд. Существующие NFT-площадки на все перечисленное кладут жирное и увесистое безразличие.
Почему NFT привлекает мошенников?
Меньше усилий, больше мошенников. Например, проходимцы объявили о создании сервера для Minecraft с поддержкой системы играй-и-зарабатывай, выпустили токены-пропуски, набрали 1 млн долларов и свалили в туман. Все – нет ни миллиона, ни сервера, ни веры в подобные инициативы.
Почему мы покупаемся? Разумеется, мы все слышали истории про World of Warcraft, Ultima, CS:GO, Diablo III, Lineage II – хардкорные игроки всегда находили способы заработка, даже когда разработчики были против. Теперь же разработчики готовы обеспечить поддержку экономических инициатив игроков, подкрепив туманной идеей взаимодействия метавселенной и блокчейна – не продашь у нас, потом реализуешь где-то еще. Продукт всплывет, как старые мемы в ТикТоке.
Защитники NFT предлагают запустить централизованную платформу для оценки рисков покупки NFT, добавить кураторов, проверяющих надежность различных. Против них выступают как идейные сторонники блокчейна, так и набравшие силу экоактивисты, для которых вся описанная виртуальная возня только усиливает страдания земной экологии.
Как все это интегрировать в видеоигры
Остался ли хоть какой-то потенциал в NFT для культуры геймеров? Конечно. Многие разработчики выпускают комплекты с музыкой, фонами, дополнительными материалами. Использование NFT для этих коллекционных предметов добавит им чуть больше привлекательности и ценности.
Но есть и другая сторона связи NFT с игровым миром. Все больше интереса медиахолдинги проявляют к созданию метавселенных, то есть к объединению всех имеющихся у них продуктов в одно непрерывное пространство. Да, сейчас виртуальность определенно прерывна. К примеру, видеоигры отделены от социальных сетей, и тем намного менее «реальны», чем они.
Представьте, что можно послать другу игровой подарок через обычную электронную почту. Или примерить на аватарке в Facebook доспех из любимой MOBA. Или завести питомца! На фоне NFT персонажи станут еще более выпуклыми участниками нашего мира, ими целиком будут владеть их авторы, каждым элементом – от голоса до манер. Соник или Марио станут полноправными жителями нашего мира. Как и мы, они смогут контактировать со всеми существующими платформами, как сверхсущества.
Холдинги смогут вовлечь миллиарды пользователей социальных сетей и видеоигры в цифровую социальную экономику! И эта экономика будет целиком под их властью, целые вселенные развлечений и потоков информации, строго контролируемых дядьками в пиджаках! Мы сможем платить деньги за виртуальные предметы, сможем платить деньги за их перенос и обслуживание тысячами машин, сосущих ресурсы планеты и загрязняющие природу!
Нет, NFT нам не нужен ни в какой форме. Не нужны технолорды, цифровая аристократия, инфодворяне и новые способы расчеловечивания населения под тотальным контролем медиамагнатов.