Индийские знания, Китайская мудрость, Ацтекские хорроры.
Чем глубже мы погружаемся в тематику игр древних цивилизаций, тем больше убеждаемся, что авторами по-настоящему крутых многопользовательских игр были отнюдь не какие-то друзья Билла Гейтса или Гейба Ньюэлла. Только представьте партию соревновательной настольной стратегии длинною в сутки, правила и сложность которой зависели бы от темпа игры! Здесь удобным геймерским креслом не обойтись, необходимы рабы с опахалами и благовониями.
Или вспомните организацию геймерских турниров последних лет, со скандалами, неоплатой автобусов и общежитиями с тараканами? А в древности организацией мейджоров занимались только высокопоставленные вельможи, которые отвечали за игровую зону: выкладывали полы прохладными гранитными плитами, ставили мебель из розового дерева и приглашали лучших мастеров по раскраске стен. Выглядело красиво, гораздо лучше, чем корявые текстуры поделок из раннего доступа.
Игры Древней Индии
Соревновательный индийский гейминг берет начало в глубокой древности, примерно 4-5 тысяч лет назад, и изначально был сосредоточен на тактических стратегиях. Самой известной подобной стратегией была Чатуранга – прародительница современных шахмат, но заточенная под командный геймплей в формате 2х2. Обе стороны вооруженного конфликт (игра символизировала индийскую армию) должны уничтожить фигурки пехоты соперника, а затем победить босса – Раджу.
Игровое поле изначальной Чатуранги было поделено на 16 клеток, каждый из четырех стратегов расставлял свои фигурки по углам. Все фигуры делились по классам: обычные пешки использовались как пушечное мясо, колесницы получали дополнительные очки передвижения, слоны могли убить сразу двух пехотинцев, а советники Раджи могли двигаться по горизонтали и вертикали. Главным боссом был Раджа, он мог двигаться в любом направлении и игнорировал зоны контроля.
Еще более древней стратегией является Пасичи, которая и спустя 5 тысяч лет является национальной игрой на берегах Бенгальского залива. Игровой процесс Пасичи рассчитан на двух или четырех игроков в дуэльном или командном режимах, а само игровое поле представляет собой большой крест. Все участники партии расставляют свои фишки в центре фигуры, а затем проводят их по «лопастям» креста, возвращая их обратно в центр.
Не забывали в Индии и о семейном гейминге, и здесь на первое место выходит смесь стратегии и казуальной головоломки под названием Чаупар, чье игровое поле совмещало традиционной индийский крест и дополнительный круг. Квартет домочадцев по очереди бросал кости и передвигал фигурки по кресту, но если ваша фишка попадала на «плохую» клетку, она падала в штрафной «рукав». Также в Чаупар можно объединять две фишки в одну супер-фишку.
А вам приходилось играть в стратегию, в которой нет никакого смысла? Древние индусы любили и такое. На примере Лила – многогранной и очень продвинутой стратегии, играя в которую они соприкасались с божественной мудростью. С точки зрения геймплея бросание кубиков в Лила не имеет никакого смысла, а от геймера требуется лишь расслабленность, просветление и красивый кальян из кварцевого стекла, с хорошей дозой забористых благовоний.
Игры Древнего Китая
Древние игры из Поднебесной стали единственным живущим в наше время элементом, пережившим падения великих китайских империй, разливы Янцзы и Хуайхэ и нашествие монгольских орд. А еще китайские игры поражают своей сложностью. К примеру, в военной стратегии Го от игроков требуется не только ум, но и знания каллиграфии, музыки и живописи. А еще в этой игре потрясающее поле на 38 клеток (в оригинале) и 361 фигурка из белого и черного камня!
Цель игры в Го – захват и удержание территории противника, но главное не это, а количество вариантов передвижения фигурок по доске. Если считать скромно, то количество комбинаций сопоставимо с числом частиц во вселенной. Не верите? Ни один суперкомпьютер до сих пор не может победить реального игрока в Го – машина начинает просчитывать все алгоритмы, в то время как суть игрового процесса кроется не в математике, а в философии.
Лицом китайского игрового искусства по-прежнему является знаменитая головоломка Маджонг, в которую очень любил играть сам Конфуций. Древние правила известны достоверно: четыре игрока делают ходы с помощью специальных жетонов, а затем смешивают 144 кости и выкладывают их рубашкой вверх. Несмотря на современные представления о Маджонге, древняя версия игры требовала от людей усидчивости и внимательности.
Были в Китае и игры, которые канули в небытие тысячи лет назад. Не так давно в городе Цзиньчжоу была обнаружена древняя гробница, в погребальной камере которой археологи нашли игру Лю-Бо. Здесь много таинственного и необъяснимого – игровая зона была сделана из керамики с узором в виде глаз и облаков, а игровые кости имели четырнадцать граней. В более поздние времена Лю-Бо превратилась в обычные кости на двух соперников, однако древние правила остаются загадкой.
Еще одной интересной логической игрой является Халма – дуэльная версия шашек, но с «карманами» на игровой доске. Оппоненты должны завести свои шашки в эти самые карманы (дома), при этом фигурки не выпадают из партии, а главным мерилом победы является скорость принимаемых решений. Интересный нюанс – перед «домом» есть зона клеток с дополнительными полями, выступающими в качестве ловушек.
Игры Древних Ацтеков
Когда разговор заходит о племени Ацтеков, то перед глазами встают картины кровавых жертвоприношений, вырванные сердца и пирамиды из черепов. Впрочем, врожденная жестокость не мешала Ацтекам играть в игры, причем в азартные. Например, в Патолли – логическую стратегию на 2-4 игрока, чье поле напоминало индийский крест, немного наклоненный в сторону в виде буквы X.
Перед игрой в Патолли все участники обязательно делали ставки на победу, а затем бросали на игровое поле пять бобов. Если ваш боб упал специальной отметкой вверх, то вы начинали игру и получали небольшую фору. Цель – провести свои фишки по всем полям доски по часовой стрелке, причем количество передвижений за один ход зависело от числа правильно упавших бобов. На карте были ловушки – 16 специальных квадратов, отнимающих очки действия.
А еще Ацтеки были авторами продвинутых спортивных симуляторов, например, «баскетбольных». Одна из таких забав носила название Тлачтли и была распространена по всей Мезоамерике. Для нее строились настоящие спортивные площадки, а спортсмены бросали мячи из жесткого каучука в каменные «корзины». Какое это имеет отношение к нашей теме? Прямое – после заката ацтекской цивилизации Тлачтли превратилась в настольную игру, и лишь в 20 веке вновь обрела свой первоначальный вид в формате Национальной Баскетбольной Лиги.
В целом, Ацтеки никогда не отказывались от крови и не считали игры мирным занятием. Они почитали прародителя футбола под названием «Матч смерти», после которого всех «футболистов» приносили в жертву. К сожалению или счастью, вторжение Эрнана Кортеса и почти полумиллиона индейских мстителей уничтожили ацтекскую цивилизацию, положив конец кровавой вакханалии, в том числе в жанре игр.
В следующий раз мы посмотрим на развлечения Османской империи, а также удивимся играм коренных народов Австралии и ранней арабской культуры.