Античные загадки, скандинавская грубость, японская хитрость.
А вы когда-нибудь думали, что право расслабиться и сыграть в настольную игру в далекие времена еще надо было заслужить? И речь не о физическом труде, ведь в сумраке веков вспотевшие шеи рабов, успешно заменявшие выи быков, никого особенно не интересовали. Для досуга надо было изобрести досуг, но сделать это мог только герой! К примеру, древнегреческий персонаж Паламед якобы сам изобрел шашки и избирал себе в противники только выдающихся граждан.
Не менее важен был и душевный настрой геймера, ведь от его внутреннего состояния зависело благоволение богов. Древнегреческий поэт Овидий даже пел песни соревновательным играм, описывая процесс «страстью, раскрытием души и забытием любых насущных проблем». Мало того, археологи до сих пор находят в древних погребениях наборы с настольными играми, которыми усопшие планировали развлечься в загробном мире!
про Древнюю Грецию, викингов и Японию…
Игры Древней Греции
Древнегреческая мифология традиционно всю игровую активность переносит на соревновательную арену и знаменитые Олимпийские игры. Однако раздробленность Эгейского архипелага на множество независимых городов-полисов, породила и множество локальных игр разной тематики. Одним из таких развлечений был предок шашек под названием Петтейя, который удивительным образом трансформировался в различные жанры.
Партия в Петтейя рассчитана на дуэльный поединок, при этом вариация правил коренным образом меняла игровой процесс, из обычных шашек в самый настоящий Tower Defense, где один гражданин пытался захватить амфитеатр противника. Игра была настолько популярной, что ради нее строили специальные помещения, а героиня «Одиссея» Гомера по имени Пенелопа как раз любила отдыхать за партией в Петтейя.
Любовь эллинов к азартным играм порой находила самые неожиданные воплощения. Например, в использовании вместо каменных фигурок настоящих петухов, а чтобы они были злее, их кормили чесноком прямо перед партией. Во время игры участники могли сочинять загадки, пить вино или плести венки и ленты. Если один из игроков подозревался в читерстве, ему наливали «штрафные» чаши вина и отбирали все наличное имущество.
Возвращаясь в ранние античные века Древней Греции, мы не можем обойти вниманием загадочный артефакт Минойской цивилизации, найденный в раскопанном археологами поселении на острове Крит. Игра называлась Затрикией и имела невероятное игровое поле в виде инкрустированной ценными камнями столешницы. Но главное не это, а то, что Затрикия – это, по сути, игра в раннем доступе, которая так и не добралась до релиза.
Частые войны между греческими полисами нашли отражения в многочисленных тактических стратегиях, исключительно на двух игроков, олицетворяющих то или иное божество – защитника города. Первым о таких играх упомянул Гомер, описавший каменную столешницу с расчерченным полем боя – игрокам было необходимо захватить фишки соперника, загнав их в ловушки и проведя между двух своих фишек.
Игры древних викингов
Раннесредневековые скандинавские мореходы, в свое время ужаснувшие весь мир своей жадностью и жестокостью, не всегда предавались убийствам и пьянству. Задолго до морского разбоя, племена викингов играли в настолько крутые настольные игры, что не имели аналогов во всем мире. Только представьте, игровым полем стратегии Дальдоза была деревянная модель настоящего корабля, а сам поединок проходил на его палубе!
По «сюжету», два игрока Дальдоза терпели кораблекрушение и должны были первыми покинуть борт корабля, по пути «пленив» как можно больше фигурок противника. Оба участника двигали свои фишки по всей палубе, причем фигурки имели деревянные ножки и вставлялись в специальные отверстия. Столь странная форма игры объяснялась банальным образом – в нее удобно было играть во время морской качки.
Не менее интересная и соревновательная шахматная стратегия Тафл, в которой один игрок захватывает игровое поле, символизирующее государство, а его оппонент организует побег короля и оказывает сопротивление. Беглому королю придется несладко, ведь его скромная рать концентрируется в центре доски, в то время как противники имеют четырехкратное преимущество и окружают его со всех сторон.
Интересно, что в древних исландских сагах игры викингов отождествляются с религией, но со временем переходят в культурную плоскость. Это, по мнению некоторых исследователей, «переродило» скандинавский гейминг, и то, что мы считаем известным фактом, может оказаться прямо противоположным. А еще игры древних викингов изучают более 100 лет, а исследования регулярно публикуются в Европейском журнале археологии.
Игры древней Японии
На протяжении всей своей истории, японские власти всегда благосклонно относились к развлечениям, и это не просто слова. К примеру, истинным самураям под угрозой смерти запрещалось играть в игры, но и здесь можно было найти лазейку, обосновав свой азарт необходимостью изучения тактики и тренировки мышления. Одной из таких игр была головоломка Сёги, популярная и в наше время.
По сути, Сёги является смесью шахмат и тактической стратегии, где два игрока в роли генералов должны привести свою армию к победе. У каждого стратега есть набор юнитов: пехоты, конницы, слонов, несколько видов офицеров и даже флот в виде ладьи. Любопытный нюанс – попадая на определенную часть доски, фигуры могут превращаться в другие, получая дополнительные перки, например, ладья станет драконом и сможет атаковать пехоту.
А еще в Японии любят строить города, даже в формате настольной игры. В Мачи Коро несколько игроков должны проявить таланты менеджмента и максимально быстро построить четыре достопримечательности, что знаменует победу в партии. В разные времена этот градостроительный симулятор менял правила игры, но и сегодня он пользуется популярностью, постепенно обрастая новым функционалом.
В лучах восходящего солнца нежилась и высшая знать Японии, в том числе император, предпочитающий играть в стратегию Рэндзю. Любопытно, что наслаждаться этой игрой можно было только в пределах императорского дворца, а принимать участие в поединках могли только представители высшей знати. Забавно, что изначальная Рэндзю представляла собой типичные Крестики-нолики, с рядом из пяти фишек.
В заключительной части мы посмотрим, во что играли империи, в далекие времена процветавшие на бескрайних территориях современной России.