После успешного запуска корабля SpaceX Crew Dragon с американскими астронавтами и его стыковки с МКС, аэрокосмическое агентство NASA заметно воодушевилось идеей отправлять космонавтов в космос самостоятельно, как это было до 2011 года (и закрытия программы «Спейс Шаттл»). С тех пор США покупали места для своих астронавтов на российских кораблях «Союз» — и хотя стоимость такого полета доходила до 90 миллионов долларов, это все равно было дешевле запусков «Шаттлов» с американской земли. Теперь же NASA сможет отказаться от российских космических услуг, но помимо этого, агентство рассчитывает, что Россия тоже будет летать в космос на кораблях SpaceX.
Как сообщила изданию Forbes представитель NASA Стефани Ширхольц, сейчас американское аэрокосмическое агентство ведет переговоры с Роскосмосом, чтобы в дальнейшем SpaceX запускала в космос корабли не только с американскими астронавтами, но и российскими космонавтами. По ее словам, России может стать невыгодно запускать «Союзы» после того, как NASA откажется от них.
Сколько NASA платит России за полет в космос
Одно место в «Союзе» обходилось США в 90 миллионов долларов, что якобы позволяло России запускать своих космонавтов в космос практически бесплатно. Эта сумма окупала все расходы на производство корабля, ракету и подготовку к полету.
Несмотря на то, что у NASA уже есть возможность отправить астронавтов своими силами с помощью SpaceX, осенью 2020 года агентство все равно воспользуется российским «Союзом» для полета своего космонавта Кейт Рубинс на МКС. Однако этот полет может стать последним в космических отношениях США и России. В дальнейшем NASA рассчитывает на то, что уже Россия будет покупать места на Crew Dragon для отправки своих космонавтов на МКС. Якобы это будет дешевле, чем запускать «Союз» только для российских целей. За время сотрудничества NASA и Роскосмоса США заплатили России около 4 миллиардов долларов. Если сначала стоимость полета для одного американского астронавта (туда и обратно) составляла 21 миллион долларов, то затем постепенно увеличилась до 90 миллионов долларов.
One of our @NASA_Astronauts Dr. Kate Rubins will be heading to the @Space_Station in the fall. 🚀
This will be Dr. Rubins’ second spaceflight. During her first, she helped advance important research and became the first person to sequence DNA in space: https://t.co/62VB9k1s2w pic.twitter.com/A80JpgAzDp
— NASA (@NASA) June 3, 2020
Новый запуск SpaceX Crew Dragon
В августе 2020 года NASA планирует снова запустить Crew Dragon к МКС — SpaceX хочет повторно использовать отработавшую ступень ракеты Falcon 9, с помощью которой осуществила свой первый пилотируемый полет в космос. На борту будут три американских астронавта и один японец: оставшиеся места будут использованы для отправки 100 килограммов груза на МКС. Поэтому осенью Кейт Рубинс полетит вместе с российскими космонавтами Сергеем Рыжиковым и Сергеем Кудь-Сверчковым.
Возможно, Роскосмос в будущем действительно будет сотрудничать с NASA и SpaceX для отправки в космос своих космонавтов. Хорошо, когда вы можете долететь до пункта назначения с помощью нескольких авиакомпаний, а не одной — здесь смысл такой же. Если все пойдет так, как задумано, запуски в космос смогут производить Роскосмос, SpaceX и Boeing на корабле Starliner. Правда, у «Боинга» пока идет все не так гладко, как у компании Илона Маска: в 2018 году компания испытала двигатели «Старлайнера», и двигатели корабля отработали как положено, однако вскоре после их выключения случилась «аномалия», приведшая к утечке топлива. Как выяснилось позже, проблема заключалась в клапанах подачи топлива – они оказались дефектными и не смогли полностью закрыться. Это заставило Boeing перенести изначально запланированные испытательные космические запуски корабля на более поздние сроки.
После скандалов с Boeing 737 Max многие были обеспокоены тем, что такая компания участвует в разработке космических программ, но тогда всех успокоили, что это два совершенно не связанных между собой подразделения. Однако инцидент со «Старлайнером» заставляет задуматься о том, что создание софта для самолетов и космических кораблей в Boeing никак не связано между собой.
Российская космическая программа
Но вряд ли Россия из-за этого откажется от собственной космической программы. Во-первых, ей уже довольно много лет, и на разработку «Союзов» потрачены немалые деньги, в том числе с перспективой на несколько лет вперед. Кроме того, для любой страны наличие собственной космической программы — сильное преимущество перед остальными, это подкрепляет ее авторитет на международной арене. Тем более есть сомнения, что NASA установит для российских космонавтов более низкую цену, чем платит сейчас за своих астронавтов. Поэтому выгода от таких полетов для Роскосмоса, по сравнению с запусками «Союзов», остается под вопросом.