Главная / Наука и технологии / Насколько опасны лифты и что делать, если он остановился?

Насколько опасны лифты и что делать, если он остановился?

Если говорить по-умному, то установленные в многоквартирных домах лифты — это грузоподъемные машины для перемещения грузов и пассажиров между этажами. Первое подобие лифта было изобретено во времена древнегреческого ученого Архимеда и с тех пор оно претерпело множество изменений. Лифты стали не только мощнее, но и безопаснее, потому что раньше они часто становились причинами человеческих смертей. Надежность современных лифтов обеспечивают десятки электронных и механических устройств но, иногда в новостях все равно мелькают сообщения о несчастных случаях. Но как часто случаются эти ужасные происшествия и по каким причинам? Уж поверьте, за все время существования этих механизмов было собрана подробная статистика, которая помогает в полной мере ответить на эти вопросы.

Насколько опасны лифты и что делать, если он остановился?

Казалось бы, чем может быть опасна поездка в лифте?

Содержание

Когда был создан первый лифт?

Если верить историческим документам, первый лифт в мире был построен в 236 году до нашей эры древнегреческим ученым Архимедом. Затем некие подобия лифтов создавались в Древнем Египте, более современной Франции и даже в Российской империи. В 1854 году американский изобретатель Элиша Отис (Elisha Otis) представил миру одни из главных деталей современных лифтов — ловители, благодаря которым человечество смогло построить небоскребы. Изобретатель на глазах у публики отрубил канаты лифта и пассажирская кабина осталась неподвижной. О том, как это возможно, мы поговорим чуть позже. А пока остановимся на том, что первый пассажирский лифт с электрическим приводом был создан в 1880 году компанией Siemens & Halske. На 22-метровую высоту он поднимался за впечатляющие 11 секунд. Первые небоскребы с лифтами появились в 1889 году.

Насколько опасны лифты и что делать, если он остановился?

Первые лифты выглядели примерно так

Виды лифтов

Лифты бывают разные по предназначению и конструкции но, в основном, они делятся на гидравлические и электрические. Гидравлические лифты массово появились раньше электрических и перемещают грузы и пассажиров на платформах, которые «толкаются» гидравлическими трубами. В домах большинства из нас они практически не используются, поэтому в рамках этого материала особого интереса не представляют. Но настоятельно рекомендую ознакомиться с принципом их работы, посмотрев видео под авторством Hi-News.ru — получилось кратко, но очень подробно и интересно.

Насколько опасны лифты и что делать, если он остановился?

Гидравлические лифты выглядят примерно так. Отмечу, что я описал работу лифтов в общих чертах — лучше смотрите наши видео

Наибольшей популярностью сейчас пользуются лифты с электроприводом. Кабина для пассажиров держится на пропитанных маслом стальных канатах. Как правило, число канатов составляет от 3 до 8 штук, а пропитка маслом защищает их от ржавчины и устраняет скрип. Трос двигается вверх и вниз за счет расположенного в верхней части лифтовой шахты силовой установки с мощным электромотором. Чтобы мотору было легче работать, на противоположных концах тросов есть груз, предназначенный для уравновешивания кабины лифта. Как правило, масса этого противовеса равна общему весу пустой кабины и половины полезной нагрузки. Большинство лифтов в многоквартирных домах могут поднять вес от 350 до 500 килограмм.

О работе электрического лифта у Hi-News.ru тоже есть отличное видео. После прочтения этой статьи обязательно посмотрите, это правда интересно!

Безопасность лифтов

Безопасность пассажиров обеспечивается за счет примерно 30 электрических и 5 механических устройств. Самую большую ответственность за жизни людей несут так называемые ловители. При падении лифта из-за обрыва тросов ограничитель скорости начинает тормозить кабину путем увеличения трения тормозных колодок, а расположенные сверху кабины ловители плотно прижимаются к стенкам шахты. Также в самом низу шахты расположены так называемые буфера, которые смягчают удар в случае падения лифта вниз. Случаи, когда ограничители скорости и ловители не останавливают кабину при падении, очень редки, но они все-таки происходили и становились причинами смерти огромного количества людей.

Есть мнение, что при падении лифта нужно подпрыгнуть — считается, что это может спасти человеку жизнь. Эта теория была проверена в 17 серии 1 сезона «Разрушителей легенд». Если нечем заняться в свободное время, просмотр этого эпизода — отличное решение. Вот ссылка.

Аварии лифтов

Как правило, несчастные случаи в лифтах происходят по двух причинам. Первая заключается в обрыве тросов и падении кабины с пассажирами на дно шахты с большой высоты. Второй тип несчастных случаев происходит из-за того, что пассажиры зажимаются дверями лифта и он начинает двигаться. Думаю, говорить о том, что оба варианта ужасны, даже не стоит. В России фиксированием несчастных случаев в лифтах занимаются Национальный лифтовый союз и Национальный союз страховщиков ответственности (НССО). В 2016 году было объявлено, что «за последние 3 года в России произошло более 100 аварий». В них было ранено около 100 человек, а 40 пассажиров вовсе погибли.

Насколько опасны лифты и что делать, если он остановился?

Так выглядит лифтовая шахта

Обрыв троса в лифте

Многие люди боятся, что во время движения лифта удерживающие кабину тросы оборвутся и они упадут вниз. На самом деле, такие случаи очень редки. Ведь мы уже обсудили, что обеспечивающие надежность лифтов механизмы были придуманы сотни лет назад и уже тогда удивляли своей эффективностью. Если такие страшные аварии и случаются, то только с лифтами, которые долго не ремонтировались. Выявить потенциально опасный лифт можно по нескольким признакам.

Признаки неисправного лифта:

  • скрипы и другие посторонние звуки во время движения;
  • качание или вибрация кабины лифта;
  • разная скорость движения кабины;
  • неточность остановки, когда между кабиной или этажом есть разница больше 35 миллиметров.

Читайте также: Космический лифт между Землей и Луной может стать реальностью

Что делать, если лифт остановился?

Как правило, при возникновении неисправности, лифт попросту останавливается. В этом случае пассажирам ни в коем случае нельзя пытаться выбраться наружу, потому что так риск падения в шахту сильно повышается. И никакой паники, потому что действовать нужно спокойно. Первым делом нужно попытаться связаться с диспетчером, нажав кнопку с иконкой колокольчика или телефонной трубки. Если кнопки не работают, необходимо позвонить диспетчеру или в аварийную службу с мобильного телефона по номерам, обычно указанным в кабине. Если таблички с номерами нет, нужно звонить соседям или родственникам, чтобы они вызвали спасателей. Бывает так, что телефона с собой нет — тогда просто нужно громко звать на помощь.

Насколько опасны лифты и что делать, если он остановился?

Копка вызова диспетчера выглядит примерно так

Возможно, помощь придет не сразу, ведь спасателям нужно время для приезда до дома. Чтобы без проблем переждать время, рекомендуется снять верхнюю одежду и сесть на пол. И еще раз — не надо паники, потому что лифт мог остановиться не из-за неисправности, а совершенно по другим причинам.

Причины остановки лифта:

  • неисправность, но это не обязательно;
  • отключение электроэнергии в здании;
  • слишком большой вес для лифта;
  • недостаточный вес, обычно до 20 килограмм — в некоторых лифтах нельзя подниматься детям и передавать сумки без сопровождения;
  • чрезмерная активность в лифте, потому что в нем нельзя прыгать и раскачивать кабинку.

Что делать, если лифт падает?

К сожалению, иногда бывает так, что лифт действительно падает. Об этом может свидетельствовать то, что кабинка начала двигаться вниз быстрее обычного. В этом случае тоже нельзя паниковать — первым делом стоит нажать на кнопку «стоп». Также нужно принять безопасную позу: присесть на корточки и упереться руками в пол, или прижаться спиной к стенке кабины. При наличии поручня, нужно крепко за него взяться. Если лифт падает не очень быстро, ничего плохого не произойдет. Когда кабинка достигнет дна шахты, важно позвонить диспетчеру или аварийную службу.

Насколько опасны лифты и что делать, если он остановился?

Что бы не происходило в лифте, не надо паниковать

Опасные двери лифта

Статистика показывает, что больше всего смертельных случаев в лифте возникает не из-за обрыва стальных тросов. Чаще всего виновниками чрезвычайных происшествий становятся сами пассажиры и это особенно касается детей и подростков. Каждому человеку важно понимать, что лифт — это не игрушка, а сложный механизм, с которым нужно обращаться крайне осторожно.

Вот некоторые правила безопасности в лифте:

  • нельзя умышленно расшатывать кабинку;
  • в лифте должно находиться не больше людей, чем может выдержать конкретная модель (обычно допустимое количество пассажиров указывается внутри кабины);
  • перед входов в лифт нужно убедиться, что кабина расположена на одном уровне с полом;
  • нажимать на кнопку этажа нужно только когда все пассажиры вошли внутрь;
  • если в лифте нет освещения или из стен торчат провода, лучше воспользоваться лестницей.

Из-за того, что люди не соблюдают правила безопасности, возникают случаются поистине ужасные трагедии. Например, в декабре 2011 года 48-летняя женщина пыталась самостоятельно выбраться из лифта, застрявшего между вторым и третьим этажами. Она еще не успела до конца выбраться, как вдруг лифт пришел в движение. Рассказывать, что произошло дальше, не буду — судя по описаниям в Интернете, ситуация была ужасной.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на сайте!

Вдобавок ко всему перечисленному, не стоит забывать о том, что в лифт нельзя входить вместе с подозрительными людьми. В 2020 году, во время пандемии коронавируса, возникла дополнительная опасность заражения болезнью. В общем, пользоваться лифтами можно, но про правила безопасности никогда не стоит забывать. Боязнь ездить в лифте, кстати, называется элеватофобией.

Про Aleksiy77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика