В 2016 году на удачный перезапуск Doom надеялись единицы. Игрокам достаточно было вспомнить Duke Nukem Forever, который очень долго обещал вылезти из глубокой ямы, где оставили его создатели, но на деле тут же ударил лицом в грязь. Такое стечение обстоятельств продемонстрировало многим, что легендарные шутеры прошлого лучше не трогать (кроме единичного исключения в лице Wolfenstein: The New Order), их время прошло. Но id Software не подвела.
Реинкарнация Doom получилась более чем удачной и смогла привлечь внимание как поклонников старой серии, так и новую аудиторию, которая понятия не имела кто такой Палач Рока и почему демоны оказались на Марсе. Проект не был лишен недостатков, которые постепенно всплывали после нескольких часов прохождения. Разработчики словно послушные школьники выслушали все замечания от учителя и взялись за продолжение. И вот, спустя 4 года выходит Eternal, пожалуй, лучшая работа над ошибками за всю карьеру разработчиков.
Между адом и раем
Doom: Eternal – прямое продолжение игры 2016 года. События сюжета разворачиваются через несколько лет после событий на Марсе. Здесь Палачу Рока под вашим управлением придется вступить в схватку с гадкими демонами, которые решили захватить Землю. Миссии кампании разворачиваются в основном на нашей родной планете, но будет и очередной заезд на Марс вместе с несколькими его спутниками. По сути, разработчики решили пересказать сюжет оригинального Doom II: Hell on Earth, только в новой обложке и со слегка измененным повествованием.
Как и прежде в серии, история подается небольшими порциями. Что-то удается узнать из кат-сцен, что-то прочитать в записках, которые разбросаны по уровням, а иногда о происходящем вещает искусственный интеллект на заднем плане.
Самое главное, что Eternal постепенно раскладывает все события по полочкам и не делает раздражающих, как в других играх, намеков на продолжение в финале. После завершения кампании игрок сможет ответить на все вопросы, которые у него остались после прохождения Doom (2016). Почему демоны отправились на Землю? Каким боком в противостоянии оказались ангелы из Рая? Куда, черт возьми, запропастились все люди?
В среднем на прохождение кампании хватает 15 часов, и все ответы будут у вас в кармане. Если решитесь собрать все ништяки (фигурки и песни), которые разбросаны по локациям, то Eternal может затянуться и на 20-25 часов, зависит от сложности. Приятным плюсом стало то, что после завершения компании, в отличие от предыдущей части, можно вернуться на любую из миссий и заняться собирательством, а не начинать все с самого начала.
Адская гонка
Игровой процесс стал гораздо быстрее и приблизился к скоростям «Формулы-1». Только если там одна промашка будет стоить призового места, в Doom: Eternal вашу голову просто превратят в мясной фарш кучка демонов. Уровни стали больше, к двойному прыжку добавился еще и двойной рывок, а все локации обильно усыпали всякими платформами, «батутами» и порталами. Последние хоть как-то дают передохнуть от перестрелки, потому что когда в них залетаешь, удается сбросить хвост из пачки монстров и осмотреться вокруг.
Во время перестрелок на каждой локации Думгай словно железный шарик в пинбольном автомате. Вы безумно носитесь по локациям, отскакивая то от платформ, то от стены, попутно обстреливая все, что движется. Скоростям Eternal позавидует даже Усэйн Болт, но самое главное, что это и приносит кайф от игрового процесса. Даже на самом высоком уровне сложности, когда одно неверное движение или внезапно закончившиеся патроны провоцируют извержение пукана от очередной смерти, хочется снова ворваться в эту сумасшедшую гонку и попробовать еще раз надрать задницы нечисти.
В те короткие моменты, когда не нужно убивать демонов, игра стала все больше напоминать платформер. Кроме регулярных прыжков на платформы, добавили места, где нужно карабкаться по стенам. Забирается главный герой по поверхности довольно быстро, механика реализована отлично. Только вот на некоторых миссиях есть места, по которым может показаться, что нужно карабкаться, а на деле это пустышка, и Палач Рока с криком агонии падает в бездну. К счастью, смерть от падения больше не сопровождается экраном загрузки, за что огромное спасибо, иначе кучу времени пришлось бы потратить только на это.
Big Fucking Guns
Стволы – одна из ключевых составляющих серии Doom. Многие, когда говорят об игре, сразу вспоминают именно оружие. В Eternal разработчики добавили 8 пушек и 1 меч. При этом число огнестрельного оружия можно смело умножить на 3 благодаря наличию дополнительных модификаций.
Каждая пушка имеет 2 модуля, которые кардинально меняют стрельбу. Например, дробовик, который дают в самом начале, можно превратить в гранатомет или скорострельное ружье нажатием всего одной кнопки во время боя. При этом у каждого модуля есть еще и своя цепочка прокачки.
В перестрелках Doom: Eternal заставляет вас жонглировать стволами не хуже, чем профессиональный циркач. Под каждый тип врагов найдется ствол с определенной модификацией, который будет наносить больше урона, чем все остальное оружие из арсенала. К примеру, тот же дробовик со скорострельным модулем подойдет для уничтожения Импов, которые мешаются под ногами, а с модулем гранатомета оружие уже становится более эффективным для убийства Какодемонов или Арахнотронов.
Как и в предыдущей части, достаточно нанести каждому демону большое количество урона, и он начинает сверкать как новогодняя елка. В этот момент нужно вступать в кулачный бой, и Палач Рока со смачным хрустом костей разорвет нечисть на части. Разработчики добавили несколько новых анимаций добивания, от которых смотреть на это зрелище стало еще интереснее. К слову, заканчивать разговоры с демонами эффективнее всего бензопилой. Именно после такого убийства можно получить не только пополнение здоровья, а еще и пачку патронов.
Патроны в Doom: Eternal, особенно на высоких сложностях, настоящий дефицит. Если вы решили, что будете носиться по локациям как угорелый, расстреливая всех направо и налево, то забудьте. Нужно постоянно менять тактику по ходу перестрелки, потому что патроны заканчиваются быстро, врагов много, а еще они стали гораздо быстрее, чем раньше. К тому же здесь нельзя тупо пробежать всю локацию, засеянную демонами, и добраться до выхода, как это было в Doom (2016). Теперь место, через которое Думгаю нужно пройти дальше, блокируется стеной, которую якобы ставят демоны (привет, Devil May Cry!). Пока вы не уничтожите всех супостатов в локации, продолжить спасение Земли от нечисти не выйдет.
Ад мой родной дом
Интересным нововведением стало логово Думгая, в котором можно отдохнуть от постоянных перестрелок и полюбоваться своими трофеями в специально отведенных для этого комнатах. Сделано бунгало Палача рока в готическом стиле, и каждая мелочь здесь проработана просто изумительно. Если бы можно было найти телефончик дизайнера, который сделал здесь ремонт, я бы заказал себе такой же.
Во время прохождения миссий можно наткнуться на батареи, которые в дальнейшем откроют доступ к новым комнатам в логове. Те, в свою очередь, будут содержать очки для прокачки костюма или стволов, а в некоторых можно найти новую броню.
Разработчики решили добавить прокачку из пяти веток, в которой комфортнее всего разобраться в крепости Думгая за чашечкой кофе, а не во время бесконечных перестрелок. Улучшить можно оружие и броню, а также увеличить количество выпадающих патронов, здоровья и брони. Кроме того, в игру завезли руны, которые работают, по сути, как перки в любом современном шутере. Нацепить на себя получится только 3 штуки сразу, что дает возможность менять стиль игры, как вам захочется.
Фантастические твари и где они обитают
Большая часть монстров пришла сюда из оригинального Doom II, только в красивой обертке. Каждая тварь на уровнях вылизана лучше, чем у кота яйца. Во время кровавой расправы с ними получаешь невероятное удовольствие от отлетающих конечностей и моря крови. При этом против каждого супостата придется придумывать свою тактику, а для быстрого убийства некоторых даже выжидать подходящего момента. Например, стоит немного подождать, пока Какодемон откроет рот, чтобы ловко закинуть туда гранату и уничтожить мерзавца одним взрывом, а не тратить десятки патронов на эту мерзкую тварь.
Некоторые демоны удивляют своим поведением в бою, и сражаться с ними становится действительно интересно, но основная масса просто идет на сближение, чтобы дать по башке, или отстреливается сферами на расстоянии. Что касается боссов, то большая часть не внушает особого ужаса и скорее напоминает «шестерок» действительно серьезного приспешника ада. К тому же после убийства некоторых из них, они потом становятся в один ряд с остальными противниками и продолжают мешать Палачу Рока делать свою работу.
Визуальная составляющая уровней – это то, чем id Software может по-настоящему гордиться. Каждая локация проработана до мелочей и непохожа друг на друга. Тут есть и уровни в обычном мегаполисе, и в городе с последствиями демонического вторжения, и марсианские космические станции и даже готические замки не хуже, чем в Castlevania. Игра приковывает к себе взгляд, и так жаль, что у вас не будет ни минуты покоя, чтобы насладиться ее видами, ведь постоянно придется стрелять!
Кровавый сетевой батл
В Doom: Eternal мультиплеерный режим позиционируется как дуэль Думгая против пары крупных демонов и еще дюжины поменьше. Играть можно либо за убийцу нечисти, либо за напарников дьявола. Мультиплеер предлагает выбрать поиск «Быстрого матча», где роль будет выбрана случайным образом, или же изначально определиться с тем, на какой вы стороне.
Если Думгай один, и все что он может менять, так это скины брони, то вот демонов завезли несколько штук на выбор. Можно попробовать себя в роли хоть мерзкого Какодемона, который постарается заплевать противника до смерти, хоть огромного Манкубуса с его гигантскими пушками вместо рук.
На бумаге многопользовательский режим Doom:Eternal выглядит весело, но на деле впечатления неоднозначные. За игру на стороне Думгая можно поставить плюс, потому что это те же сумасшедшие перестрелки, что и в кампании, только двумя мини-боссами на арене управляют реальные люди. Если же взять под управление демона, то настроение тут же пропадает. Большинство видов нечисти не знают, что такое скорость, и двигаются медленнее, чем та бабка, которая снимает деньги в банкомате перед вами.
Каждому приспешнику ада добавили ряд специальных умений, чтобы хоть как-то разнообразить геймплей, но большая часть из них практически не наносит урона Палачу Рока или сделана криво. В итоге приходится загонять противника в толпу мелких упырей и затем тупо спамить обычную атаку. Возможно, так это ощущается сейчас, и в скором времени многопользовательский режим расширится и станет лучше, но пока вы скорее захотите перепройти кампанию на другом уровне сложности, чем тратить время на многопользовательский режим.
Плюсы:
- Крутые стволы;
- Сумасшедшая скорость;
- Локации стали больше и интереснее;
- Много мяса!
Минусы:
- Обманки, на которые на самом деле нельзя забраться или запрыгнуть;
- Игра в многопользовательском режиме за демонов.
Вердикт:
Когда вы играете в Doom, то вас настолько переполняют положительные эмоции, что их даже сложно превратить в какие-то вменяемые фразы похвалы. Просто сидишь и издаешь счастливые вопли с видом эпилептика. «Вау! Круто! Ааааа! Еще!!!». Если собрать этот набор звуков в человеческую речь, можно сказать, что это тот самый случай, когда легенда возвращается во второй раз. И она стала еще лучше, чем в 2016 году. Локации стали больше и разнообразнее, бестиарий слегка расширили, добавили скорости, внедрили прокачу, а стволы остались все такими же крутыми, мать его!
Doom: Eternal, скорее всего, станет шутером года, а пока это просто лучший проект из тех, что выходили после зимнего затишья. Обязательно попробуйте, даже если вы веган или пацифист.