Главный герой большинства «рогаликов» прост и понятен. Это храбрый воин, которому необходимо победить всех врагов с помощью своей ловкости и хитрости. Меняться могут декорации, виды вооружений и предыстории, но не суть. Но Moonlighter явно выбивается из шаблонных форм. Более того, создатели смогли уместить в нее сразу две составляющие – тот самый рогалик и экономическую стратегию. Сами по себе они получились весьма неплохими, а их симбиоз вообще сделал игру настоящим сокровищем для заскучавших в однообразии геймеров.
Скачать игру Moonlighter для iPhone и iPad (App Store)
Итак, наш герой – простой парень Уилл. Живет он в деревушке Ринока, которая славилась своими подземельями. Издревле в них герои стремились увековечить свое имя славными подвигами или просто в поисках редких артефактов. Но постепенно смельчаки-романтики перевелись, а прагматики стали считать риск неприемлемым.
Деревня стала угасать, оживленная торговля артефактами сошла на нет. Уилл получил в наследство самый старый магазин «Лунный свет». Но разве молодого парня удовлетворит звание лучшего продавца в округе, когда буквально за дверью его ожидают подвиги? Да в лавке постоянно на глаза попадаются загадочные бумаги с описанием таинственных подземелий. Ну как тут усидеть на месте? И вот однажды Уилл взял с собой метлу (а какое еще оружие может быть в магазине?) и отправился за приключениями.
Так начинается наше знакомство с первой составляющей игры – рогаликом. Уилл отправляется исследовать подземелья. Всего имеется четыре лабиринта, каждый из которых мало того, что уникален, так еще и обладает собственной средой. Подземелье всегда трехэтажные, на последнем традиционно располагается самый сильный и опасный враг – босс. Локации представляют собой прямоугольные комнаты, соединенные друг с другом.
При убийстве врага игрок традиционно получает сокровища, но в виде различного рода артефактов, а не банального золота. Можно встретить и сундуки, но за возможность открыть их придется сразиться. Интересно, что в каждом лабиринте содержатся уникальные предметы, так что добыча будет разнообразной и неповторимой. Помогает справиться с многочисленным лутом (от англ. loot – «добыча» – любые предметы, ресурсы или деньги) магическое зеркало, которое может конвертировать ненужные предметы в необходимое золото.
Сбор лута тоже не настолько уж и прост – в инвентаре имеется всего 20 ячеек, но часть из них занята неизбежными аптечками. А хлама будет встречаться очень много, порой весьма любопытного. И просто закинуть вещи в рюкзак – не так и просто.
Некоторые предметы имеют интересные свойства, которые делают даже процесс размещения их в инвентаре своеобразной головоломкой. Какие-то артефакты будут уничтожать своих соседей, другие непременно потребуют размещения в определенном месте, третьи выполняют роль телепорта или снимают заклятия.
Сами сражения – далеко не главное в игре. Конечно, боевая система могла бы получиться и более продвинутой, но и в таком варианте она не вызывает ощущения недоделанности. Наш Уилл может наносить удары лишь в четырех направлениях, а по диагонали он будет только уворачиваться кувырками. А вот враги такого ограничения не имеют, атакуя со всех сторон.
Уилл может взять с собой два типа оружия и переключаться между ними в ходе боя. Естественно, есть кнопка, отвечающая за использование разнообразных зелий. Каждое оружие имеет два вида атаки: быструю и несильную или медленную, из трех ударов, но мощную. Скоро игрок поймет, что универсальной пары тут быть не может – в зависимости от противников и их поведения придется продумывать тактику и подбор. Надо учитывать скорость своей атаки, ее радиус. Да и враги с ловушками настолько разнообразные, что долго не наскучат.
Итак, все враги побеждены, а сокровища поместились так или иначе в инвентарь. Время телепортироваться домой. И вот тут нам предстоит ознакомиться со второй стороной игры. Фактически это – экономический симулятор или, простыми словами, симулятор торговца. В погоне за сокровищами Уилл не забыл, что является лавочником. Магазин работает, к тому же его хозяин теперь будет активно поставлять товары. Ура, в деревеньке Ринока в продаже появились новые артефакты! Вот только сам хозяин и представления не имеет, сколько они стоят. Приходится выкладывать на прилавки предметы, произвольно выставляя им цену.
А по реакциям покупателей можно понять, насколько она оправдана. Игроку приходится забывать на время о сражениях и пускаться в упрощенный, но даже увлекательный мир бухгалтерии. Покупатели хмурятся, глядя на ценник вашего артефакта? Настало время распродажи! Ваши сокровища отлично продаются по этой цене? Ждите, что скоро они перестанут быть нужными. А, может быть, повышенный спрос является поводом поднять цену? К счастью, доступны записи о сделках и ценах, разобравшись в которых можно более искусно управлять магазином. Нам предстоит определить время открытия и закрытия магазина, перемещаться по помещению, раскладывая товар по полкам, принимать оплату от покупателей.
Именно сделки в магазине позволят обеспечить Уилла необходимым капиталом. А его есть куда тратить. Можно вложить деньги в свой магазин, установив ли новый кассовый аппарат, стенды или наняв помощника. А можно заняться улучшением имеющегося оружия.
Для этого есть торговцы, которые создают или улучшают боевые предметы, зелья, характеристики. Популярный магазин вскоре станет предметом внимания воришек. Со временем Уилл получит возможность выполнять заказы жителей деревни – находить ресурсы или убивать монстров. И это тоже разновидность заработка.
В итоге игровой процесс становится замкнутым. Сперва Уилл исследует подземелья, где побеждает врагов и находит артефакты, потом в городе продает их и вкладывает полученные средства в магазин или в улучшения оружия. После чего снова настает пора отправиться на поиски сокровищ.
Разнообразие геймплея подчеркивается красивым и аккуратным пиксель-артом. Цвета в каждой области подобраны грамотно и не вызывают раздражения. Правда, конструкция подземелий со временем начнет вызывать привыкание – несмотря на случайную их генерацию, число шаблонов для расположения объектов и пропастей все же ограничено. Зато детализация комнат помогает не обращать внимания на их схожесть. Да и музыка отлично справляется с задачей обеспечить игроку ощущение сказочного мира. Иногда личность собеседника даже влияет на звуковые интонации. Хороша и анимация, особенно, боевая. Заходящие в магазин покупатели настолько милые и уютные, что им так и хочется угодить и что-нибудь продать.
Moonlighter – это игра, способная затянуть надолго. Сперва обилие информации смущает, но уже через полчаса-час все становится понятным. И как-то вдруг оказывается, что заняться в этом мире есть чем. И монстры все еще бродят по подземельям, охраняя закрытые двери, и фамильный магазин Уиллу надо улучшать, и крафтом оружия неплохо было бы заняться в перерывах между приключениями. Смерть героя не становится трагедией – она чревата лишь потерей собранного лута. Остается лишь удивляться, как в простую по форме пиксельную игру создатели Moonlighter смогли вложить так много занятий. Да, у игры есть свои недостатки, но зачем на них концентрироваться, когда есть столько достоинств? Moonlighter доказывает, что интересным может быть не только погоня за сокровищами, но и их продажа.
Скачать игру Moonlighter для iPhone и iPad (App Store)
По материалам yablyk