В FiiO продолжают старательно закрепляться на динамичном и постоянно меняющемся рынке наушников. Начав с бюджетных моделей, компания двинулась в верхний сегмент, представив гибридные FH5, за которыми последовали четырёхдрайверные полностью арматурные FA7, о которых сегодня и пойдёт речь.
Конечно, FiiO могли бы взять побольше драйверов от Bellsing, закатать их в пластиковый корпус и отправить конкурировать то ли с KZ, то ли с очередными Yinyoo. В компании решили иначе и сделали наушники на драйверах Knowles. На бас пошёл большущий по меркам арматуры CI-22955, за средние частоты отвечает «классика жанра» в лице ED-29689, на «верха» поставили кастомизированый спаренник SWFK-31736. Корпуса напечатали на 3D принтере из медицинской эпоксидной смолы, что позволило сделать эффектный дизайн, но про это чуть ниже.
Разумеется, стоимость не могла быть низкой, та же Knowles ценит свои излучатели, поэтому рекомендованная цена FA7 составляет около 300 долларов. В FiiO говорили, что FA7 по тюнингу будут более нейтральной моделью чем те же FH5, но почему-то передумали и перенастроили модель в другом ключе.
Технические характеристики
- Излучатели: 4 × со сбалансированным якорем
- Диапазон частот: 20 Гц – 40 кГц
- Импеданс: 23Ω
- Чувствительность: 110 дБ/мВт
- Максимальная мощность: 100 мВт
- Кабель: 1.2 м, сменный, с MMCX коннекторами, посеребрённая монокристаллическая медь
- Штекер: 3.5 мм TRS
- Вес: 5.3 гр. (один наушник без провода)
Упаковка и комплект поставки
Коробка уже знакома по тем же FH5, тут немного изменили полиграфию, сделав её поэффектней, но на этом различия заканчиваются. Упаковка достаточно крупная, традиционно сделана в два «слоя», внутри, кроме самих наушников вы найдёте:
- кабель
- инструкцию
- пластиковый бокс для хранения
- матерчатую сумочку-органайзер со змейкой
- кисточку для чистки наушников
- магнитный фиксатор провода
- 13 пар насадок разных видов. Пара двухфланцевых, 3 пары пенных насадок и 3 набора по 3 пары однофланцевых силиконовых насадок («сбалансированные», «басовитые» и «акцентирующие вокал»)
Как видите, набор аксессуаров превосходит самые смелые пожелания.
Дизайн и удобство ношения
Внешний вид — однозначно одна из главных «selling points» данной модели. Трёхмерная печать оправдала себя на 200%, позволив создать удобные толстостенные корпуса из качественного полимера. Традиционно для индустрии, основную часть корпусов решили сделать полупрозрачной, так что счастливый покупатель сможет насладиться «внутренностями» новинки. Фейсплейты оформлены с интересными трёхмерными эффектами, что ещё больше добавило шарма модели, на выбор есть чёрный вариант с продольным узором либо вариант в сине-красных цветах, немного напоминающий катафоты. В будущем возможно появление и других дизайнов, но это явно будет зависит от успешности модели.
Наушники комфортны в посадке (по крайней мере лично для меня), благодаря нормальному звуководу и эргономичной форме они занимают «своё место» сразу и без проблем. Звукоизоляция — чуть выше среднего уровня, комфорт использования — максимальный. Наушники созданы для заушного ношения, посадить их кабелем вниз не получится.
Комплектный провод точь-в-точь повторяет кабель из набора FH5, он средней жёсткости, не склонен к твердению на морозе и тем более запутыванию, микрофонный эффект выражен слабо. Из интересных особенностей — отсутствие плетения, ниже разветвителя провода левого и правого каналов идут параллельно до самого штекера. На проводе есть заушины без эффекта памяти, обеспечивающие неплохую фиксацию кабеля за ухом. MMCX коннекторы — качественные, фиксируют провод надёжно, но не требуют мегаусилий для отсоединения.
В целом, качество сборки наушников получилось отличным, в FiiO уже поняли, что корпуса вышли хорошими и выпустили в схожем дизайне однодрайверную модель FA1.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- Yulong DA9 и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2016 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Lotoo Paw Gold Touch, theBit OPUS#2, Astell&Kern A&ultima SP1000 и другие в роли портативных плееров
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов, изменений в звуке не было. Наушники с излучателями со сбалансированным якорем практически никогда не нуждаются в прогреве, но я решил соблюдать формальности.
Вот уж не знаю зачем, но в FiiO решили сделать этим наушникам акцент на низких частотах, но акцент необычный, а весьма «длинный», подъём начинается с самого низа и длится примерно до 300 Гц, после которых уже начинается спад. Из-за этого FA7 получились весьма необычными по звуку и явно не «аудиофильскими» по тюнингу (по крайней мере в традиционном понимании данного термина). Данный акцент поддаётся некоторой корректировке с помощью смены амбушюр и кабеля (тот же FiiO LC-2.5C), но всё равно он остаётся достаточно заметным.
В целом, вы уже поняли, что НЧ тут акцентированные, хотя арматурность спасает их от мутности и излишнего раздувания. Тут, конечно, есть и отличная глубина, и неплохое разрешение, и очень хорошая передача текстур. Ещё к плюсам модели можно отнести массивность и внушительность НЧ, редкую для арматурных моделей. Контроль неплох, но избежать некоторого наползания баса на середину на насыщенных НЧ треках не получится просто в силу физики.
Средние частоты тут очень хороши, если бы не количество НЧ, изредка мешающее воспринимать этот факт, «середину» FA7 можно было бы записывать в лидеры: тут есть и нужное разрешение, и «правильная» весомость, и грамотный баланс между микроконтрастом и макродинамикой. Этой модели хорошо удаётся передавать эмоции и мелкие нюансы записи, кроме, конечно, насыщенных басом треков. В принципе, избыток НЧ в этих наушниках хорошо исправляется эквалайзером, как и FH5, данная модель хорошо на него реагирует. Несмотря на акцент, у наушников неплохо получается строить воображаемую сцену (немного больше средней в глубину и средняя в ширину) и передавать объём записи.
Верхнечастотный диапазон отличается от большинства арматурных моделей отсутствием больших пиков. Это позволило FA7 отыгрывать ВЧ не только нейтрально, но и весьма естественно. Поначалу кажется что у FA7 не хватает агрессии в этом диапазоне, но после некоторого привыкания к отсутствию «горбов» понимаешь, что всё тут есть, просто оно не подаётся прямо «в лицо». В целом «верха» у FA7 получились: атаки и затухания передаются чуть быстрей, чем должно быть, но при этом звучат натурально, протяжённость не запредельная, но хорошая. Похоже FiiO вынесли уроки из прошлого, в котором их ругали за пики на ВЧ.
Сравнения на этот раз я расписывать подробно не буду, данные наушники обладают «своим» характером подачи, поэтому сравнения про «совсем не похоже» смысла не имеют. Скажу лишь о разнице с FH5. Средние частоты у этих моделей почти полностью одинаковые, на верхних частотах FH5 имеют более традиционно расставленные «пики», что даёт привычную, хотя и менее естественную подачу. НЧ акцент у обоих наушников имеет одинаковую «силу», но у FA7 он простирается выше по диапазону, поэтому у FH5 больше заметны глубокие слои баса, а у FA7 выделяются все низкие частоты целиком.
Совместимость
Как и любые наушники с ярко выраженными акцентами, FA7 не требуют топовых источников, главное — чтоб плеер хорошо контролировал частотный диапазон и не сглаживал средние и высокие частоты.
Если говорить о стилях, то тут всё ожидаемо: лучше всего в наушниках слушать то, что выигрывает от акцента на НЧ: от электронной музыки, до акустического джаза, либо наоборот, стили, не насыщенные басом. Впрочем, это всегда вопрос вкусов владельца. К качеству записи модель умеренно-чувствительна, где-то на 7 баллов из 10.
Несколько традиционных треков в роли примера
ZAZ — Si jamais j’oublie И ещё раз не буду оригинальничать, подобная музыка очень подходит к манере FA7: детальные и чистые СЧ/ВЧ, при поддержке акцентированного баса звучат эффектно и увлекательно.
Yo-Yo Ma — Gabriel’s Oboe Вообще, конечно, наушники с акцентированными НЧ чаще всего не самый подходящий вариант для классики, но в данном случае «звёзды сошлись», и герои сегодняшнего обзора отыгрывают этот трек очень «вкусно», пусть и не совсем нейтрально.
Robert Plant — The May Queen Раз уж я тут «подгоняю задачу под ответ», то вот ещё один трек, прекрасно подходящий манере подачи многодрайверов от FiiO: эффектно подчёркнутая ритм-секция и натурально переданный вокал Планта со всеми его особенностями.
Выводы
Пожалуй, если бы FiiO немного уменьшили НЧ, FA7 получились бы более «универсальными» в аудиофильском плане, но в компании решили иначе и сделали необычную вкусовую модель, которая тем не менее явно найдёт своих ценителей.