Одной из непреложных истин мира портативной техники является тот факт что FiiO как никто другой умеют понимать, куда движется рынок и следовать за ним. Застолбив себе хороший кусок нижнего сегмента наушников, в компании решили идти «вверх» и представили четырёхдрайверную гибридную модель FH5.
К разработке подошли с характерным тщанием, в роли вуфера для низких частот выступает 10 мм динамик с диафрагмой из нанокомпозитного полимера, остальная часть диапазона отдана арматурным излучателям от Knowles. На СЧ используется ED30262, за ВЧ отвечает спаренник TWFK-31082. Дополняет это фрезерованный корпус из металла, со специальными спиральными каналами, призванными улучшить звук. Ценник так же ожидаемо подрос, но остался заметно ниже большинства других моделей аналогичной конфигурации, за FH5 просят примерно 260 долларов, хотя цена может немного отличаться в зависимости от налогов и аппетитов дистрибьюторов.
Технические характеристики
- Излучатели: 10 мм динамический + 3 × со сбалансированным якорем (Knowles)
- Диапазон частот: 15 Гц ~ 40 кГц
- Чувствительность: 112 дБ/мВт
- Импеданс: 19Ω
- Максимальная мощность: 100 мВт
- Кабель: 120 см, съёмный с MMCX коннекторами, посеребрённая медь
- Штекер: 3.5 мм TRS
Упаковка и комплект поставки
Коробка сделана в стандартном для FiiO стиле, минималистичная чёрная суперобложка, чёрная картонная коробка внутри. Сверху на ложементе выложены наушники, ниже разместили пластиковый кейс для хранения, матерчатый чехол на змейке, кисточку для чистки и большой набор насадок, аккуратно разложенных по специальным гнёздам:
- 3 пары «сбалансированных» по звуку насадок
- 3 пары насадок, акцентирующих СЧ «vocal»
- 3 пары насадок, акцентирующих НЧ
- 3 пары пенных насадок
В общем, на аксессуары менеджеры продукта явно не скупились.
Дизайн и удобство ношения
Над внешним видом наушников FiiO действительно поработали. Дизайнеры компании вдохновлялись то ли морскими раковинами, то ли плодами инжира и сделали очень эффектный корпус из сплава алюминия с магнием. Внешний вид дополняет рифлёная поверхность фейсплейтов и охватывающий их золотистый ободок. В FiiO постарались проработать и звуковую часть: носик наушников содержит три раздельных звуковода, по одному для каждой полосы, на выходе они прикрыты сеткой для защиты от пыли и мусора. Внутри корпуса сделали специальный спиральный канал, усиливающий низкие частоты динамика и фильтрующий его СЧ и ВЧ составляющую, эту технологию назвали S.TURBO, вероятно мы о ней ещё услышим.
С точки зрения эргономики наушники так же удачны, анатомическая форма и отсутствие острых углов обеспечивают комфортное ношение, единственным, пожалуй, исключением могут стать обладатели совсем уж маленьких ушных раковин. Звуковод наушников выходит под нужным углом, поэтому, звукоизоляция на среднем для форм-факторе уровне, несмотря на небольшую его длину. Я видел в интернете отзывы людей, которым не хватало длинны носика для правильной посадки, но у меня подобных проблем с FH5 не возникало.
Разумеется, провод сделали сменным, используются MMCX коннекторы, они тугие, но всё-таки отсоединить их можно, поэтому в надёжности сомневаться не приходится, хотя основатель FiiO на Head-Fi упомянул, что они недовольны существующими на рынке коннекторами и ведут работы над собственным вариантом, но это вопрос будущего. Комплектный кабель достаточно необычен, посеребрённая монокристаллическая медь заключена в изоляцию из термопластичного полиуретана, придающего кабелю прочность и долговечность, но не в ущерб мягкости и удобству использования. Что интересно, ниже разветвителя провода левого и правого каналов идут параллельно, а не свиты, как это делается в большинстве случаев. Штекер угловой и достаточно крупный, провод не склонен к микрофонному эффекту, мало твердеет на морозе и в целом оставляет приятное впечатление. В этот раз в комплект не положили балансный кабель, так что его придётся докупать отдельно, благо в FiiO выпустили целую серию проводов разного дизайна со всеми ходовыми коннекторами: 3.5 и 2.5 мм, а так же Pentaconn.
В общем, на мой субъективный взгляд, по экстерьеру наушники получились сравнимые со многими флагманскими моделями: дизайн, качество сборки, удобство ношения — всё сделано на высоком уровне.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов, изменения в звуке наблюдались первые часа 2.
Судя по всему, FiiO надоели жалобы на ВЧ пик в их моделях серии F9, поэтому для следующих наушников FH1 они решили затемнить звук, ну или точнее — сделать его менее светлым. Идея понравилась широкой аудитории, поэтому FH5 решили оттюнинговать в схожей манере, сделав их ВЧ достаточно комфортными. В целом, наушники делались с прицелом на «массовый» звук, но при этом с оглядкой на ценителей более «дорогой» подачи.
Бас сделан чуть акцентированным, или , правильнее будет сказать, он немного выделяется на фоне слегка опущенных нижних СЧ. НЧ обладают приличной массой и весомостью, демонстрируя зачем в гибридных моделях используют динамический излучатель. Бас предлагает очень хорошую скорость и текстурность, но, конечно, лишён сухости, характерной для большинства арматурных моделей. Низкие частоты уходят весьма глубоко, практически до предела возможностей наушников данного форм-фактора, видимо технология S.TURBO даёт себя знать. Контроль НЧ так же неплох, почти всегда они знают своё место и придерживаются его, не наползая на соседние территории.
Средние частоты на графике АЧХ имеют вид восходящей линии, нижняя половина СЧ количественно ослаблена, а ВСЧ наоборот — акцентированы, «высота» этого перепада составляет примерно 10 дБ, не критично, но на характер подачи наушников своё влияние оказывает. Середина обладает хорошим разрешением, но она не арматурно-сухая. FiiO сумели придать СЧ достаточную весомость, обеспечивающую им неплохой для данного сегмента уровень реализма. Наушники хорошо передают вокал, особенно женский, пожалуй, единственным недостатком их СЧ можно назвать нехватку резкости на некоторых треках (в моём случае это были записи Iron Maiden с альбома «Powerslave», что забавно — та же Metallica отыгрывается вполне прилично), впрочем, на живой и естественной музыке этой проблемы нет. Воображаемая сцена чуть больше средней в глубину и ширину, причём ширина немного больше глубины. Разделение планов не идеальное, но хорошее, инструменты имеют адекватные размеры и правильно позиционируются, в общем, по «пространственным» параметрам наушники не запредельно-идеальны, но вполне приличны.
Для верхних частот использовали обновлённую версию самого популярного спаренника, но постарались сделать всё, чтоб эта часть диапазона звучала комфортно. Может быть, конечно, совсем запущенные ВЧфобы будут недовольны, но думаю таких случаев не будет много. Судя по отзывам в сети, некоторым не нравится подъём СЧ в области 2 кГц, но на мой слух никакой проблемы там нет, обычный шаг для многих моделей IEM, улучшающий читаемость верхней середины. Впрочем, я отвлёкся, ВЧ обладают нормальным разрешением, правильно отыгрывают атаки и затухания, хотя разделения планов, конечно же, им не хватает. Самые верхние частоты аккуратно зажаты, чтоб не создавать проблем с плохими источниками или записями, с одной стороны, это лишает их аудиофильских тонких обертонов и затуханий, с другой — радует всех любителей музыки попроще.
Ну и, конечно, немного сравнений. Разумеется, сопоставлять эти наушники со всем, что существует на рынке я не могу, поэтому ограничусь лишь несколькими моделями. Сразу скажу, что я намеренно не делал сравнений с многодрайверными гибридами других компаний с ценником выше 400 долларов, которых появилось последнее время немало, поскольку разрыв в цене очевиден и эти модели не являются конкурентами FH5.
FiiO FH1 Конечно, ценовая разница тут очень велика, но именно младшие FH являются ближайшим аналогом «пятёрок» по общей манере подачи. При этом, когда слушаешь FH1, они звучат неплохо, чуть притемнённые, но очень вовлекающие и эффектные наушники. Но переход на FH5 подтягивает их звук по всем параметрам, создавая эффект «спавшей пелены» — лучше разрешение, эмоции, микроконтраст.
FiiO F9 Pro В целом, это сравнение справедливо и для не-pro версии. Сопоставление данных моделей показывает отход компании от попытки создать некий «аудиофильский» звук (в азиатском его понимании) в пользу более универсального тюнинга. FH5 звучат менее резко на ВЧ, глубже на НЧ и, пожалуй, чуть живее на средних частотах. Поэтому, если вы не являетесь любителем ВЧ, выбор будет практически очевиден.
iBasso IT03 Несмотря на близкую ценовую категорию, гибриды iBasso оттюнингованы в непохожем стиле, они более нейтральные, обладают немного лучшей детализацией, чуть менее весомы (особенно это заметно на СЧ), поэтому IT03 лучше справляются с агрессивным материалом, а конёк FH5 — натуральность акустических инструментов.
Campfire Audio Comet Вопреки использованию разных схем, «Кометы» тоже чем-то напоминают FH5 по общей манере подачи. У них, конечно, меньше весомости и телесности на НЧ, но при этом они когерентней и детальней на СЧ. На ВЧ FH5 всё же немного лучше, если не использовать Comet со сменным проводом.
LZ A5 Ещё одни близкие по цене гибриды, достаточно сильно отличающиеся по звуку. LZ A5 плотней и ударней на НЧ и обладают намного более акцентированными ВЧ, что делает их подачу заметно V-образней со всеми вытекающими плюсами и минусами, а выбор между двумя моделями — абсолютно субъективным.
Dunu Falcon-C Ещё одна модель, про которую можно сказать «мало общего». У модели Dunu меньше НЧ, при этом они суше и плотней, на СЧ они отличаются чуть меньшим весом, что позволяет FH5 звучать более эффектно, на ВЧ, пожалуй, паритет, так как у Falcon-C верха больше, но он чуть хуже оформлен чем у FH5.
Совместимость
Думаю, можно сразу сказать, что FH5 созданы для плееров, причём желательно хотя бы начально-среднего сегмента, слушать их с телефонами и планшетами смысла не много. Разумеется, в первую очередь они хорошо звучат с устройствами самой FiiO, причём субъективно, мне нравится их пара с M7, но и с другими устройствами вроде iBasso или Shanling они так же не пасуют. Главное — чтоб плеер был не совсем уж «мясистым» и напористым на НЧ.
Стилистически модель достаточно универсальна, за исключением брутальных жанров в случае, если вы привыкли к подчёркнуто-агрессивной подаче материала. К качеству записи наушники относятся умеренно толерантно, поэтому по условной шкале придирчивости получают 6 баллов из 10.
Как обычно, несколько треков в роли примера
Gotan Project — Chunga’s revenge Ещё один трек от прекрасного французского коллектива, экспрессивно смешивающего танго с электронной музыкой для формирования уникального сплава. Тут FH5 показывают себя в полной красе: мощные удары ритм-партии эффектно контрастируют с инструментами верхней середины, придавая треку убедительную живость.
Brazil Beat — Aguas de Marco Лето уже заканчивается, а вы так нигде и не побывали? Ну, тогда хотя бы послушайте этот трек. Насыщенный лаунж, смешанный с латино-джазом, в подаче FH5 обретает настолько эффектное оформление из НЧ и вокала, что закрыв глаза можно представить себя где-нибудь на море, в шезлонге с коктейлем… Потом открыть глаза и снова оказаться в офисном кресле за компьютером.
Röyksopp — Poor Leno Вам слишком жарко? Августовское тепло выжимает все соки и мозг отказывается работать? На помощь придут знаменитые электронщики из страны, знающей толк в холоде — Норвегии. Насыщенная лёгкими инструментами и перкуссией мелодия напоминает лето в районе северной тундры, когда солнце светит почти целый день, но не может до конца победить прохладу. FH5 и тут прекрасно справляются со своей задачей, отлично передавая не только ритм-секцию, но и все нюансы остального диапазона.
Выводы
Наушники получились интересными, со вкусным, пусть и не убивающим всех конкурентов звуком, отличным качеством исполнения и богатым комплектом поставки. При этом FH5 очень адекватно оценены, что добавляет им конкурентоспособности.