Ну что, все готовы высказывать своё мнение про самые дорогие наушники в форм-факторе IEM из тех, что были у меня на обзоре? Поскольку за дело в этот раз взялись одни из признанных лидеров данного сегмента рынка в лице Unique Melody, результат явно не мог получиться плохим, так, собственно, и вышло.
Пожалуй, не вижу смысла в том, чтобы пускаться в длинные рассуждения о роли Unique Melody в становлении рынка CIEM. Кто следит за отраслью, тот и так об этом знает, а кто не следит — просто поверьте на слово, опыта и успешных моделей данной компании не занимать. Наушники Mason, как это несложно понять, третьей версии, занимают в модельном ряду компании флагманскую позицию, предлагая пользователю новое звучание благодаря 16 излучателям со сбалансированным якорем в каждом ухе. Кроссовер сделали 4-полосным (по 4 драйвера на полосу). Также новинку снабдили функцией настройки глубоких НЧ и возможностью выбирать один из двух материалов кабеля (медь и «посеребрёнка») простой перестановкой коннекторов местами.
Естественно, доступной цены для этого всего богатства ждать не стоило, поэтому разработчики даже не стали напрягаться, выставив для флагмана ценник в 2700 долларов (цена на момент написания обзора), но кто сказал, что путь к совершенству будет доступным?
Технические характеристики
- Излучатели: 16 × со сбалансированным якорем
- Кроссовер: 4-полосный (4 излучателя на НЧ, 4 на нижние СЧ, 4 на верхние СЧ, 4 на ВЧ)
- Диапазон частот: 20 Гц – 25 кГц
- Импеданс: 24Ω
- Чувствительность: 104 дБ
- Общие гармонические искажения: 0,30%
- Кабель: сменный, «Dual-Tone» с проприетарными коннекторами
- Штекер: 3,5 мм
Упаковка и комплект поставки
Что касается коробки, ей немного не хватило пафосности. Конечно, чёрный картон с приятной текстурой смотрится нормально, но всё-таки простовато. Впрочем, это я уже тут придираюсь от бессилия сделать это в любом другом месте. Набор аксессуаров достаточно необычен, помимо наушников и провода покупатель получит:
- металлическую «банку» с резьбой для хранения
- три пары фирменных пенок Comply
- петельку с магнитом для смотки кабеля
- тряпочку из микрофибры для ухода
- фирменную гарантийную карточку, попутно являющуюся флешкой
Я бы, конечно, хотел увидеть в комплекте больше насадок, но, думаю, у любого покупателя подобных наушников дома уже накоплен огромный пакет силикона на все случаи жизни.
Дизайн и удобство ношения
Вот кому я не завидую, так это будущим покупателям данной модели, в конструкторе дизайна можно незаметно для себя провести не то что несколько часов, но даже несколько дней. Помимо разных вариантов цвета, Unique Melody предлагают необычные опции типа пластика, меняющего цвет от температуры или светящегося в темноте. И это не считая кучи различных вариантов оформления фейсплейтов, различных текстур и новинки этого сезона — дизайна «Dreamweaver»: прозрачный пластик, армированный внутри специальным волокном. Я пошёл по пути наименьшего сопротивления и выбрал лимитированный дизайн «Ультрафиолет», выпущенный в честь «цвета 2018 года по версии Pantone», люблю, знаете ли, ограниченные тиражи.
В Unique Melody долго думали, как бы им объединить две малосовместимые вещи: уникальность дизайна, характерную для ручной работы, и повторяемость результатов. В итоге они приобрели высокоточный 3D-принтер, на котором печатается внутренняя часть шелла, в которой размещаются излучатели, а внешняя часть делается в лаборатории компании вручную. Так что и кастомная, и универсальная версии получаются с выверенным фирменным звуком без каких-либо сюрпризов.
В целом дизайн, думаю, понятен по фотографиям. От себя отмечу только то, что наушники достаточно массивные (по 16 драйверов-то в каждом ухе), но из-за продуманного компактного дизайна они отлично садятся в уши, обеспечивая хорошую звукоизоляцию (насколько это возможно для универсалов) и отменный комфорт ношения. Также заслуживает похвал и «фурнитура» (или как это назвать?): коннекторы, носики и регуляторы НЧ — всё сделано из качественного металла, отлично подогнано и смотрится аккуратно. Думаю, не стоит говорить, что отличное качество сборки вообще характерно для наушников UM.
Следующая необычная вещь, конечно, провод. Устав читать споры «какой же кабель лучше», разработчики сделали вариант «два-в-одном», причём это не гибрид, а просто два провода из разных материалов, соединённых в один. Вы можете выбирать, что вам ближе: чистая высококлассная медь или же медь посеребрённая. Для переключения достаточно просто отсоединить оба коннектора и поменять их местами. Конечно, разъёмы тут проприетарные, что расстроит любителей сторонних кабелей, но по факту не думаю, что в сторонних проводах есть смысл. Штатный «dual-tone» прекрасен и по звуку, и эргономически, и визуально. Невзирая на немалую толщину (впрочем, в пределах разумного), он очень мягкий, на холоде не твердеет и не шумит от трения об одежду. Сами же резьбовые разъёмы отличаются завидной надёжностью и, думаю, долговечностью.
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 60 часов, больших изменений в звуке при этом не наблюдалось.
Естественно, пару слов о настройках звука, возможностей для этого тут ровно две (подбор насадок, тоже влияющий на подачу, мы оставим за скобками). Первая — регулятор НЧ, те самые крутилки на передней панели. В теории их можно оставлять и в некотором средней позиции, но на практике — проще всего держать их в каком-то из конечных положений, благо они там фиксируются. Регулятор этот отвечает за самые глубокие НЧ и меняет их в очень небольших пределах, примерно 4 дБ, по словам разработчиков. Я сразу вкрутил его на максимум и там оставил. Вторая возможность повлиять на звук — это кабель. Влияние тут такое же минимальное, но ощутимое, оно приходится в основном на область нижних СЧ, «посеребрёнка» звучит нейтральней, в то время как чистая медь добавляет малую толику весомости, подчёркивая телесность инструментов. Для себя я остановился на варианте «максимум НЧ + посеребрённая медь», но так как разница не велика, любой из вариантов вполне имеет право на жизнь.
Ещё с этими наушниками, как и с любыми другими универсалами, важно подобрать подходящие насадки. Перебрав разные варианты, я остановился на силиконе с поролоном внутри от VSonic Gr01.
По общей подаче наушники получились очень органичными, с натуральным и естественным звуком, лишённым искусственных акцентов или перекосов. Наушники не акцентируют микроконтрасты, играя цельно и музыкально, без излишнего уклона в аналитичность.
НЧ прекрасно сбалансированы, помимо правильно подобранного количества, они радуют и качеством. Безупречный контроль, достаточная масса, приличная глубина, отменная передача текстур. В общем, всё, чего ожидаешь от качественных НЧ. Наушники хороши в макродинамике, когда надо, бас тут прекрасно играет удары, раскаты и взрывы, а когда нужды в этом нет — аккуратно держится на своём месте, создавая реалистичную «подложку» для остальной мелодии.
СЧ подаются в эмоциональной манере, они обладают хорошим весом (см. замечание о проводах выше) и играют очень цельно. Естественно, наушники очень хороши по разрешению, но при этом они не утомляют акцентом на микроконтрастности и не стремятся вывалить на слушателя все огрехи записи. Воображаемая сцена зависит от выбранного кабеля, с медью вокалист немного выдвигается вперёд, а сцена строится чуть интимней, с посеребрённым проводом наушники стараются отыграть максимально «так, как есть». Все инструменты обладают нужной телесностью и объёмом, вокал также радует приятной натуральностью.
ВЧ очень хорошо сбалансированы, пожалуй, даже чувствительные к «верхам» люди не назовут модель утомляющей, невзирая на то что тут нет попыток сгладить или ослабить данную часть диапазона в угоду комфорту. Разумеется, ВЧ хороши по разрешению, атаки и затухания, равно как и слоистость, имеются на должном уровне. Нормальная протяжённость ВЧ обеспечивает правильные обертона и затухания, тембрально богатые инструменты звучат очень естественно.
Конечно же, без сравнений обзор будет не полным. По вполне очевидным причинам, ничего сравнимого по цене с Mason у меня нет, так что это будет сравнение наушников разного сегмента. Кроме того, я сразу опускаю совершенно непохожие модели (64Audio U12, HUM Pristine и Campfire Audio Vega/Atlas).
Campfire Audio Andromeda. Конечно, разница в цене тут превышает два раза, поэтому разница в «уровне» также заметна, хотя разницу между хорошими и очень хорошими наушниками описать тяжело, но надо пытаться. Andromeda звучит тоньше на СЧ (логично с учётом числа драйверов), они ярче на ВЧ, хотя и протяжённей. НЧ у Mason v3 глубже и немного нейтральней.
Ambient Acoustics LAM-7C. Я понимаю, что сравнивать кастомы и универсалы не совсем справедливо, но что делать? По «общей подаче», LAM’ы можно с помощью переключателей и фильтров подогнать к варианту, схожему с Mason V3, но и тут разница в классе будет заметна. UM лучше контролирует бас, более естественно передаёт СЧ, лучше строит цену и более рафинировано передаёт ВЧ.
Noble Audio Kaiser Encore. Модель для тех, кто больше любит немного акцентированную подачу с добавками на НЧ и ВЧ, лучше подходит тем, кто хочет «подкрасить» свои треки, добавив им энергетики и драйва. Mason V3 в свою очередь звучат натуральней и естественней, предоставляя трекам «говорить самим за себя».
Совместимость
Я даже не знаю, стоит ли серьёзно писать что-то в этом разделе. Естественно, слушать эту модель с чем-то типа смартфона — глупость почище разбавления 25-летнего односолодового виски колой. С плеерами хотя бы среднего уровня ситуация становится уже получше, но, естественно, для полноценного «раскрытия» Mason v3 нужны топы (вы все знаете список подходящих моделей). Из более-менее доступных вариантов хорошо показали себя OPUS#2 и iBasso DX200.
Стилистически «массоны» вполне универсальны, они лишены ярко выраженных особенностей, которые могли бы помешать им безупречно отыгрывать тот или иной жанр, но при этом не звучат мониторно-скучно. Что касается качества записи, с одной стороны, наушники не то чтобы выпячивают недостатки, но демонстрируют их в неприкрытом виде. Поэтому оценю их в 8 баллов из 10, слушать что-то плохо сведённое с ними вполне можно, но как в знаменитом анекдоте вопрос «а смысл?» будет стоять в полный рост.
Несколько традиционных треков-примеров
Portugal. The Man — Feel it Still. Не позволяйте названию обмануть вас, на самом деле эта самобытная рок-группа берёт своё начало на Аляске. Под стать названию и трек, полный неожиданных переходов и нестандартных инструментальных находок. Впрочем, для Mason это даже не вызов, они не только отлично отыгрывают данную композицию, но и эффектно подчёркивают её драйвовость.
Eric Clapton — Cypress Grove. Известный блюзмен, переигрывающий классику другого блюзмена — этим, пожалуй, никого не удивить, кроме наушников, для которых медленный, тягучий классический блюз дельты Миссисипи является немалым вызовом: надо и атмосферу с характером инструментов сохранить, и в кучу всё не смешать. К счастью, обновлённые Масоны способны и не на такие чудеса, без проблем проходя этот тест.
Behemoth — Blow your Trumpets Gabriel. Один из тех треков, что надолго поселились в моём тестовом сборнике из-за нехарактерно высокого уровня требований, предъявляемых им к наушникам. Герои данного обзора отлично балансируют по всему диапазону, точно отмеряя нужные ингредиенты: количество и плотность НЧ, агрессивность и напор СЧ, протяжённость и детальность ВЧ.
Выводы
Что я могу сказать? Очень дорого, но очень хорошо по всем параметрам. Именно такими и должны быть вещи топового сегмента (хотел написать слово luxury, но сдержался). Вряд ли Mason v3 будет продаваться большими тиражами (цена всё-таки далеко выходит за пределы зоны комфорта), но в данном случае у меня точно не возникает вопроса «за что такие деньги?». Кстати, если говорить о вопросах, теперь у меня появился ответ на вопрос «а какие наушники-затычки можно сравнить с нормальными полноразмерами?».