Одна из самых неоднозначных частей знаменитой серии приключений великого Сэма Стоуна, подменяющая понятия и манипулирующая эмоциями…
Так случилось, что хорватская студия Croteam всегда была и остается скромной студией-разработчиком, не имеющей ресурсов на разработку по-настоящему большого изделия. При этом поклонники серии Serious Sam каждый раз требуют от создателей чего-то грандиозного и революционного, напрочь забывая о том, что сами разработчики всегда позиционировали свое детище как развлечение для себя, а не для кого-то иного.
Serious Sam 4 находится в парадигме единой вселенной, сформированной еще в начале 2000-х годов, когда на листе сценария проявились очертания злобного Ментала и всех его Сирианских прихвостней. С тех пор новые игры серии в целом получают лишь новые эпизоды, и путешествие на другие планеты и прогулки по Египту лишь ветви этого сценария. В новой игре разработчики вновь активировали дополнительную линию сюжета, отправив нас в первые месяцы войны.
Я тут, уроды безголовые!
Действие Serious Sam 4 проходит в первые месяцы вторжения, когда армии Ментала вовсю жмут на Лиссабон, Париж, Рим и Тунгуску. Противостоит оккупантам традиционный амбал Сэм, таскающий еще непоношенные джинсы и во всю хохмящий, временами напоминая своим необузданным юмором Тревора Филипса. Особых надежд у объединенной армии Земли нет, поэтому нам предстоит совершить путешествие в Ватикан и отыскать Святой Грааль, способный обеспечить перелом в войне.
Сюжетные перипетии назвать сюжетными очень сложно, а основную информацию о первых месяцах войны мы получаем из разбросанных по локациям радиоприемников, а также из летающих по пустым улицам дронов-пропагандистов. Из приемника вещает радиолюбитель, а из дрона главный коллаборант Земли, управляющий захваченными территориями от имени Ментала. Больше отмечать в сюжете нечего, гораздо веселее прогуляться по Риму с миниганом в кармане.
Набегай, свинца хватит для всех!
Чем же может порадовать Serious Sam 4, кроме новых декораций? Вероятно, оружием и теми ордами, с которыми нам предстоит расправляться. Здесь дела идут лучше, хотя само оружие – минометы, пулеметы, дробовики, винтовки и прочее – перекочевало из прошлых игры серии, получив новые текстуры. По ощущениям, характеристики огнестрельного оружия не изменились, а вот рукопашное оружие деградировало – вместо впечатляющей кувалды нас ждет унылый ножик с единственной анимацией.
Разнообразие в боевой системе достигается за счет дополнительных гаджетов, получаемых за выполнение однообразных дополнительных заданий. Первый же такой квест обогатит нас Голообманкой, активирующей обманную проекцию Сэма, на которую сбегаются одураченные противники. Еще более круто выглядят гранаты-замедлители времени, превращающие монстров в улиток (за убийство пришельцев в этом режиме даже выдается достижение «Макс Пейн»).
Существуют и другие гаджеты, как, например, газовый переносной генератор, изобретенный сумасшедшим борцом с земляными червями. Есть и боевые усилители в виде инъекций, одна из которых носит поэтичное название «Кайф». Вколов дозу подобной инъекции, наш герой начнет носиться как угорелый, а выстрелы из оружия разорвут на части самого злобного монстра. В случае открытия специального перка, мы научимся стрелять из двух стволов и перезаряжать оружие на бегу.
Господи, нельзя недооценивать дебилов, собравшихся в стадо
Штурм Земли заставил Ментала собрать все порабощенные народы и бросить их в топку войны. В Serious Sam 4 бестиарий врагов главного героя более чем внушителен, объединяя уже знакомых персонажей – скелетов Клира, быков-оборотней, Гнааров и т. д., так и новых злодеев – обращенных антрополипов, изрыгающих антрополипов, брызгающих кислотой толстяков и многих других. Особо впечатляюще выглядят рогатые дьяволы, величиною с Пизанскую башню.
Объединяет армии вторжения стремительность и большое количество урона в секунду, причем некоторые образцы (брызгающие огнем или прячущиеся за щитами) могут доставить множество проблем. Еще одной весомой силой на поле боя являются стреляющие дроны, использующие тактику роя и способные залетать под крышу и в укрытие игрока. Кампанию им составляют летающие монстры, выступающие в роли боссов.
Битвы с инопланетянами проходят по старой формуле – несколько волн разнообразных противников, после чего Сэм получает возможность пройти далее по уровню. Помощь в этом нелегком деле иногда оказывают боевые товарищи Сэма и сюжетные герои – толку от них ноль, а сами они выступают в роли сюжетных триггеров. Правда, иногда они зависают, глупо смотрят на нас вытаращенными глазами и заставляют загружать последнее сохранение.
Афера века
Продолжая тему прихвостней Ментала, мы не можем пройти мимо разрекламированной системы «Легион». Данная система является техническим обозначением, означающим выросшие возможности инструментария Serious Engine, благодаря которому игра может безболезненно переваривать десятки и сотни тысяч юнитов на одной карте. Сразу возникает вопрос – какой компьютер необходим, что выдержать натиск подобного количества движущихся объектов?
Ответ оказался прост – средний. Знакомство с «Легионом» начинается в самом начале игры, когда мы на несколько секунд оказываемся в центре великой битвы, шокирующей количеством противников и невероятной плотностью огня. Задача наша проста – возглавить битву и пробиться к инопланетному порталу. Несмотря на опасения, ноутбук автора обзора с легкостью справился с задачей, а разгадка тайны оказалась обыденной.
Во-первых, никаких сотен тысяч юнитов там нет и близко, а противостоят нам максимум десять тысяч. Во-вторых, все противники статичны и лишены привычных анимаций, они тупо двигают ногами и жмут на курок. В-третьих – сама битва загружается в отдельной небольшой локации, а не в составе уровня. В-четвертых, сама локация абсолютно пуста, лишена каких-либо объектов и архитектуры. К тому же сражение проходит ночью, что тоже благосклонно влияет на производительность. Да и встреч с «Легионом» всего две: в начале и конце игры.
Теперь будете плясать вот под эту дудку
Одной из главных претензий к Serious Sam 4 является архитектура уровней, и дело даже не в резкой смене антуражей и цветовой схемы, а в отсутствии у локаций смысла как такового. Ну серьезно – путешествуя по знаменитым холмам Рима, мы потратим где-то час реального времени, не получив взамен ни поворотов сюжета, ни даже запоминающихся встреч. Складывается впечатление, что вся игра является ретекстурой прошлой части серии, в несколько раз увеличенная в размерах.
Разнообразие появляется при встрече с транспортом – комбайном, мотоциклом или шагающим роботом. Транспорт серьезно экономит время и позволяет весело и красочно расправляться с противниками, но сами эти эпизоды редки и встречаются лишь несколько раз за все прохождение. Кроме того, игра лишена ловушек и головоломок, и каждая следующая локация становится предсказуемой и откровенно скучной.
Совместная партия в кегли… головами Клиров
Может, совместное истребление зла отвлечет нас от грустных мыслей? Кооперативный хаос впервые в серии рассчитан аж на четверых игроков, но и здесь есть серьезные проблемы. Во-первых, нам предстоит покорить уже пройденное в сюжетном режиме пространство, и вряд ли это вызовет хоть какой-то интерес. Во-вторых, игровой процесс небогат разнообразием, и игрокам остается лишь вовремя поднимать патроны, аптечки и броню.
Создатель сессии может увеличить количество противников, оставляя игрокам лишь краткие промежутки уровни между сражениями. Но и здесь все линейно – очередная партия злыдней прет прямо на участников битвы, не умея совершать обходные маневры или прятать слабых за спинами сильных. Все, что нас окружает – это открывающиеся порталы, из которых выпадают все новые силы вторжения.
Веселее дело продвигается при использовании перков – способности героев в виде скудного древа навыков позволяют им получать очки здоровья за рукопашные убийства, стрелять на бегу из двух стволов, взбираться верхом на быков, отрывать головы Хнумам и т. д. Перки выдаются за активацию древних артефактов, лежащих в деревянных ящиках. В целом навыки имеют благосклонное влияние на геймплей, но кардинально изменить картину неспособны.
Потянет ли мое ведро юмор Сэма?
Заканчивая описание Serious Sam 4, мы должны затронуть техническую часть, находящуюся, несмотря на обещания разработчиков, в плачевном состоянии. Общая оптимизация на релизе недалеко ушла от корявых бета-билдов, а плавность картинки может разочаровать даже мощные игровые системы. При этом потеря кадров в секунду может происходить в какой-либо пустой подворотне, а во время серьезных замесов все приходит в норму.
Огорчают и неигровые персонажи, они просовывают глупые головы сквозь текстуры, вдруг зацикливаются на одной фразе, несут ахинею и всячески раздражают. Особые эмоции доставляет сам Сэм, имеющий привычку застревать ногами в малейшей неровности. Единственное, что у разработчиков получилось на пять с плюсом, так это бодрый саундтрек, сочетающий классические мотивы в современной обработке.
Плюсы:
- Традиционный для серии хаос
- Большой и разнообразный бестиарий, впечатляющий арсенал
- Отличный саундтрек
- Кооператив на четырех игроков
Минусы:
- Незамысловатый сюжет
- Устаревшая графика
- Провальный дизайн уровней
- Неудовлетворительная оптимизация и искусственно завышенные системные требования
Все кончено, Сэм. Ты проиграл? Мы не будем делать категоричные выводы, а в качестве реабилитации разработчиков спишем часть грехов на COVID19, серьезно повлиявший на разработку игры. Но, все же, нас не покидает ощущение, что Serious Sam 4 могла быть гораздо круче, а вина в провале лежит отнюдь не на коронавирусе.