На днях из Steam было удалено более тысячи игр. Каковы могут быть причины, формальные и неформальные, для того, чтобы достаточно либеральные к контенту сотрудники Valve решили удалить проект из магазина?
Рост рынка цифровых продаж заставляет все больше игроков задаться вопросом о том, может ли владелец цифрового сервиса, издатель или разработчик отобрать право пользоваться игрой?
И если раньше многие считали, что проблемы могут возникнуть только у многопользовательских проектов, то последние события показали – под угрозой находятся все игры.
Например, у игроков отобрали доступ к оригинальной Prey и к Tron: Evolution. Более сотни игр от издательств Dagestan Technology и Siberian Digital забанены. Почти тысяча игр от инди-разработчиков разного качества исчезла из магазина.
Проблемы маленьких независимых издательств
Почему? Представитель издательства Dagestan Technology – чей со-основатель Роман Лакруа называет свою деятельность на*****вом, геймдев гейдевом, а независимых разработчиков индюшатами – объяснил ситуацию следующим образом: к блокировке привело злоупотребление Steamworks, инструментом для публикации игр в Steam. Точной причиной являются наборы из разных игр, стоящие намного меньше, чем все игры по отдельности. Для примера он привел бандл с игрой Bloodbath Kavkaz.
По информации издателя, бандлы помогали издательствам и независимым студиям выходить на самоокупаемость, поддерживая конкуренцию на рынке, на котором ААА-издатели занимают все больше места. Также он напомнил о причинах пропажи гигантских скидок в Steam: Valve ввела ограничение на минимальную среднюю цену за игру в составе набора. Из-за запрета на сверхнизкие цены пришлось удалить некоторые наборы и уменьшить скидки на другие. Соответственно, пропали те самые мемные игры за 10 или 15 рублей, радовавшие нас непродолжительное время.
Слабо относится к теме, но представитель Dagestan Technology и Siberian Digital (и еще множества связанных с ними издателей, некоторые из которых были разбанены) сообщает про оборот в 600 000 долларов. Точно не понятно, это оборот за 5 лет существования или в этом году, но впечатляет, если вы сталкивались с играми Dagestan Technology.
Проблемы разработчиков, сотрудничавших с маленькими независимыми издательствами
Вероятно, удаления действительно были связаны с неоднозначными способами продвижения игр. Некоторые пользователи отметили, что Steam явно не нацелен удалять плохие или оскорбительные игры. Например, игры от Ghost_RUS (Gay World, Russia World и Путиноиды Против Навальнят) остались живы.
В огромном треде на reddit появились сами разработчики игр. Например, юзер idenver (Денис в информации о профиле) обнаружил свою игру (издатель как раз Siberian Digital) и партнерку Steam в бане за злоупотребление бандлами. Денис признал, что выбранный им издатель злоупотреблял раздачами и торговлей ключами на G2A, поэтому idenver порвал с ним и уведомил об этом Valve.
Вероятно, Денис не зря написал про свою игру в указанном треде – пользователи вспомнили игру с большим числом положительных отзывов и, вероятно, помогли достучаться до поддержки Steam, которая признала информацию разработчика достоверной и вернула игру в Steam. Стараниями разработчика или издателя были получены положительные оценки – неизвестно.
Полный список попавших под запрет игр можно найти madjoki.com. В итоге, что произошло? Valve забанила все игры подряд от издательств, которые абузили доход с независимых игр. Некоторые из пострадавших разработчиков смогли доказать свою непричастность, а пресловутое издательство Dagestan Technology потеряло большую часть игр, у некоторых из которых до сих пор есть фанаты.
Какие еще могут быть причины, по которым игра может пропасть из магазина?
Tron: Evolution убрана из магазина из-за того, что истекла лицензия на вселенную Трон. А игроки не могут попасть в игру из-за антипиратской защиты, которую Disney не оплатила. Это один и первых звоночков проблем с играми, требующих подключение к сети.
Нередки случаи, когда истекает лицензия на музыку. Знамениты подобными проблемами разработчики Rockstar и Codemasters. Если Rockstar приходится менять музыку в играх, то авторы Grid и DiRT просто удаляют игры из продажи, перед этим устраивая раздачи.
Вспоминается курьезный случай с ужастиком Devotion и мемом про Cи Цзиньпина и Винни-Пуха. Когда игра нарушает законы некоторых стран, Valve может убрать доступ для региона. Но в некоторых случаях сами разработчики могут не выдержать давления, самостоятельно исключая игру из продажи.
Некоторые игры пропадают из-за нарушения авторских прав. Например, если название одного проекта похоже на другое или точно повторяет его. И точно будут убраны игры, что нарушают правила Steam следующим образом: накруткой отзывов, абузом карточек для продажи, майнингом, несоответствием цензурной политике Valve.
Игра может быть удалена по желанию разработчиков или издателя: у игры в раннем доступе может закончиться бюджет, игра может оказаться неудачной, недоработанной или получить ремастер. Самый экзотичный случай – у оригинальной Prey просто закончились цифровые ключи. Ситуация понятная, но фанатам лицензий утешения не несет.
Какие выводы можно сделать из статьи?
Steam является отличной площадкой для независимых разработчиков, так как позволяет крутить с ключами и ценами в магазине, получать неплохую прибыль. Правда, теперь их за это банят, но легальные способы наверняка не исчерпаны.