Сегодня сложно представить, что на рынке может появиться консоль от кого-то кроме Sony, Microsoft и Nintendo. Периодически появляются компании, которые пытаются навязать конкуренцию мастодонтам игровой индустрии, но их приставки либо не добираются до этапа запуска производства, либо с треском проваливаются в продажах еще на старте и забываются.
Так было не всегда, в конце прошлого века многие компании выпускали на рынок свои консоли, которые по разным причинам не стали известными. Именно такие приставки попали в нашу подборку.
Turbografx-16 (1987)
Это творение японской компании NEC, которая в 80-х специализировалась только на производстве мониторов для ПК. В 1987 руководство NEC решило совместно с производителем видеопроцессоров Hudson сделать собственную консоль. Получилось весьма неплохо, потому что на то время приставка предлагала 482 цвета (в отличие от стандартных 64 у конкурентов), скромные габариты и шестиканальный стереозвук. Помимо этого, Turbografx-16 работала не на картриджах, а на компактных карточках, которые выпускала компания Hucards.
Учитывая характеристики и возможности консоли от NEC, она должна была стать настоящим хитом на рынке, но этого не случилось. Во-первых, приставка стоила $199, что для тех времен просто космическая сумма. Во-вторых, игры под нее выпускали японцы, которые не позаботились о своевременной локализации проектов на английский язык, чтобы играть на Turbografx-16 было комфортно геймерам по всему миру. Несмотря на то что на приставку вышло несколько крутых игр вроде Beyond Shadowgate, Castlevania: Rondo of Blood и Bonk, она быстра пропала из виду. К слову, винить в провале Turbografx-16 на международном рынке можно команду маркетологов, которые использовали максимально кривую стратегию для продвижения нового продукта.
ТОП-5 самых странных игровых контроллеров и приставок
Philips CD-i (1991)
Когда-то и компания Philips пыталась покорить рынок игровых приставок, причем на старте у нее это получилось весьма неплохо. Изначально Philips CD-i задумывалась как мультимедийный центр, где, прежде всего, можно смотреть фильмы, а уже потом играть. Тем не менее мощности устройства хватило для того, чтобы под нее начали делать достаточно качественные проекты. В итоге Philips CD-i заинтересовала геймеров, и производитель даже выпустил отдельную модель с приставкой CD-i 450 специально для видеоигр.
Главной фишкой консоли была возможность воспроизводить видео, различного рода презентации и даже заходить в интернет. Игроделы со всего мира решили, что такие особенности устройства можно использовать для создания интерактивных игр. Именно на Philips CD-i впервые появились FMV-игры, которые захватывали буквально с первого взгляда. Это такие себе небольшие проекты вроде Burn Cycle, Chaos Control и Hotel Mario, где можно и видео посмотреть, и поиграть. У Philips с его приставкой все было хорошо ровно до момента выхода PlayStation 1. Вот тогда про консоль и ее крутые FMV-игры все начали забывать, и создатели просто решили сосредоточиться на других видах техники, а про игровые приставки забыли.
FM Towns Marty (1993)
Перед вами настоящий раритет, потому что достать FM Towns Marty в 1993 году можно было только если вы случайно залетали в Японию и решили заглянуть в один из местных магазинов техники. Это устройство выпускали только на японском рынке. Власти по каким-то причинам запретили экспорт консоли на весь мир. Самое странное, что на то время FM Towns Marty была действительно революционным продуктом. Во-первых, это первая 32-битная приставка. Во-вторых, именно в ней впервые появилось разрешение 640х480. И в-третьих, консоль помимо дисков принимала дискеты, на которые можно было делать сохранения игр, а также давала возможность подключить клавиатуру от обычного ПК.
В целом в 1993 году это была лучшая приставка, но доступна она оказалась только японцам. Спустя 2 года выходит PlayStation 1, и про FM Towns Marty все быстро забывают. Как обычно, японцы получают все самое лучшее первыми. Радует только то, что Sony додумалась продавать свою приставку по всему миру, а то кто его знает. Возможно, и PlayStation когда-то задумывалась как консоль исключительно для японцев.
Pioneer LaserActive (1993)
Пожалуй, одна из самых странных приставок, которую выпускали в 90-х. Создатели хотели запихнуть в одно устройство все, что только можно, но на деле получился какой-то «монстр», которому так и не удалось получить признание среди игроков. Pioneer LaserActive была оснащена приводом LD-ROM-дисков, который позволял воспроизводить как аналоговые, так и цифровые носители. Кроме того, в консоли было множество выходов, чтобы подключать разнообразные гаджеты.
Пользователь мог подключить к Pioneer LaserActive микрофон и превратить ее в караоке или докупить специальные гаджеты от SEGA, и она превращалась в Genesis. На бумаге концепция Pioneer LaserActive выглядела просто отлично, но на деле это был какой-то кошмар. Производитель еще и поставил ценник на это чудо в размере $900, а каждый вспомогательный модуль, который заставлял этот «трансформер» перевоплощаться в новое устройство, стоил около $400.
Выгоднее было купить 2-3 другие консоли, чтобы играть во все игры тех времен и ни в чем себе не отказывать; или взять одну приставку и отдельно полноценный мультимедийный центр. В итоге было продано всего 1000 экземпляров Pioneer LaserActive, и продажи остановили.
10 лучших игр для консолей PS4 и Xbox One, в которые можно играть на одном экране
Virtual Boy (1995)
Первая консоль с 3D эффектом, которая в середине 90-х должна была стать настоящим прорывом, но, как вы понимаете, не срослось. Дело в том, что в Virtual Boy создатели решили достичь 3D эффекта не с помощью тех технологий, которые используются сейчас, а используя обычный параллакс. Если говорить по-простому, то для одного глаза изображение было приближено, а для второго отдалено. Когда смотришь двумя глазами, то создается эффект объемности, который и называют параллакс.
Сначала такая идея пришлась геймерам по вкусу, но со временем производитель решил использовать более дешевые материалы для производства приставки. В итоге вполне сносное 3D превратилось в ярко-красное, объемное нечто, что очень сильно давило на зрение. Продержаться в шлеме можно было от силы 15 минут, после чего глаза уставали, а некоторых даже начинало подташнивать. Естественно, после этого продажи Virtual Boy с бешеной скоростью понеслись вниз, и даже когда создатели думали вернуться к прежним материалам, их творение уже никому не было интересно, люди тратили деньги на лечение зрения.
Apple Pippin (1996)
Еще до того, как Apple покорила рынок компьютеров, а потом плееров, а затем смартфонов, а после этого еще и планшетов, компания выпустила собственную консоль. На фоне успеха в производстве различных видов техники именно с приставками у компании почему-то ничего не вышло. Создатели предлагали купить консоль с 16-битной графикой и встроенным CD-ROM со скоростью х4. Помимо этого, владельцы Apple Pippin могли с ее помощью зайти в интернет и поставить на нее разнообразный софт. Жители США после покупки даже получали полгода бесплатного интернет-соединения, который в середине 90-х стоил около $30 в месяц. Это было идеальное предложение, но опять же, только на бумаге.
На деле консоль от Apple разочаровала количеством игр. Их было настолько мало, что многие использовали ее в качестве слабого компьютера. Причем именно слабого, потому что заявленный интернет-то был, но работал он настолько медленно, что пока откроется страница, можно было не только разогреть себе еду, но еще и успеть поесть, а страница все равно прогрузилась бы только наполовину.
Также Apple по какой-то неизвестной причине хотела за свое творение целых $600! И это в то время, когда вышедшая за год до Pippin консоль от Sony стоила в 2 раза дешевле! В общем, это самый громкий провал за всю историю Apple, который доказал, что компания не идеальна, и приставки ей делать не дано.
Gizmondo (2005)
Перед вами худшая портативная консоль в истории человечества. И это без преувеличений, потому что то, что произошло с этим творением компании Tiger Telematics, может стать отличным сценарием к какому-то криминальному триллеру. Все началось с того, что парень по имени Стефан Эрикссон решил придумать новый способ по отмыванию денег. Этот швед до начала основания Tiger Telematics успел побыть мафиози, сколотить собственную группировку головорезов и даже посягнуть на лавры самого Пабло Эскобара со своей мини-империей по продаже кокаина. Нелегкая жизнь привела его к тому, что он решил выпустить Gizmondo – приставку, которая включала в себя встроенный онлайн-магазин игр и GPS-навигатор.
Изначально продажи Gizmondo были обречены на провал, потому что в 2005 году на рынке уже вовсю хозяйничала Nintendo со своей портативкой DS, а конкуренцию ей создавала Nokia со своей N-Gage, которая, к слову, продавалась даже лучше Gizmondo, несмотря на откровенный провал по всем фронтам. После начала продаж в 2006 году Стефан Эрикссон получил судимость за аварию в нетрезвом виде. В 2008 о его грязных делишках из прошлого наконец-то все узнали, и владельца Tiger Telematics посадили в тюрьму. Естественно, после этого все партнеры компании и ответственные за Gizmondo люди разбежались, и проект закрыли, навсегда прекратив продажи.
Mattel HyperScan (2006)
Удивительное устройство, которое выпускала компания, занимающаяся созданием кукол Барби в середине 2000-х. Производитель данной консоли всерьез решил сделать детскую версию PlayStation 2 для геймеров от 5 до 10 лет. Именно так на свет появилась приставка Mattel HyperScan с по-настоящему уродским дизайном. Если сейчас многие плюются от внешнего вида новых PlayStation и Xbox, то увидев это чудо такие люди навсегда бы поняли, что дизайн может быть гораздо хуже.
Про PlayStation 5 понятным языком: что хотели рассказать инженеры Sony про SSD, обратную совместимость и новый звук
Mattel HyperScan работала на специальных карточках, которые производили создатели консоли. Фишкой приставки была возможность добавлять в игры новых персонажей и всякие бонусы, покупая новые карточки. Таким способом создатели HyperScan хотели навязать детям коллекционирование, чтобы они буквально умоляли родителей постоянно покупать им новые плюшки для их игр, которых, к слову, было всего пять, и больше компания делать не собиралась.
У консоли была еще одна интересная особенность. Внутри стоял сканер для считывания карт с играми, который мог попросту размагнитить обычные карточки, например, всякие там RFID-пропуски или кредитки. За счет этого необычного «бонуса» HyperScan в 2006 году запомнили не только дети. Продажи прекратились буквально через пару лет, и каких-то конкретных причин на это нет, проект изначально был неудачным и было бы удивительно, если его начали раскупать.
Это была подборка старых консолей, про которые вы, скорее всего, узнали впервые.
А какие устройства вы помните из своего детства, возможно, у вас даже есть одна из приставок данной подборки? Делитесь своим мнением в комментариях!