Безумная тетка с луком, ставящая на колени мужланов и совращающая мальчиков. Был ли злодей хуже?
Два последних аддона к World of Warcraft, Battle for Azeroth и Shadowlands, стали позорным желтым пятном на репутации Blizzard. Основные причины: неспешный график релиза контента и невыразительный сюжет. Четыре года сценаристы тянули придуманный мир вниз, все дальше и дальше, пробивая дно за дном.
Настал финал – и теперь мы машем ручками Сильване Ветрокрылой, главной злодейке ушедшей пятилетки. Вместе с ней, как оказалось, мы навсегда закрывает главу старого World of Warcraft.
Сильвана – мясной деликатес с душком
Сильвана Ветрокрылая – персонаж Warcraft 3 и World of Warcraft, а также HotS, комиксов, книги и прочего фанбойского контента от Blizzard, место которому в центре самой большой мусорной кучи. Кратко пробежимся по ее истории. Вы все наверняка знаете, но таковы правила.
Когда-то Сильвана стояла на защите кель’таласских лесов, возглавляя местную службу военизированных рейнджеров. Ее убил рыцарь смерти Артас во время штурма столицы эльфийского королевства, города Луносвета. Гадко посмеиваясь, Артас надругался над трупом и воскресил как банши, присоединил к армии мертвецов Плети и отправил на истребление сородичей.
Чуть позже дух Сильваны вернул тело, уже подгнившее и посиневшее до черноты, но сохранившее пикантные формы в области груди и зада, которые до сих пор вызывают противоречивые чувства у фанатов. Бывшая эльфийка осталась в рабстве у своего убийцы в новой роли темного следопыта.
В какой-то момент власть Артаса над прислужниками ослабла. Сильвана смертельно ранила мучителя, подчинила себе несколько бывших союзников и вместе с ними откололась от Плети, основав новое королевство нежити при помощи хитрости и коварства. Назвались Отрекшимися, захватили территории между королевствами эльфов и людей, а столицей выбрал подвал под могилой отца Артаса.
По желанию левой пятки сценаристов, Отрекшиеся стали частью Орды, надгосударственного союза троллей, орков и тауренов. Ситуация у королевства Сильваны сложная: ее народ не внушает доверия союзникам, вокруг уничтоженные земли, заполненные демонами и склонной к некроциду вражеской нежитью. Кроме того, местные люди считают, что она сидит на их исконных землях, начав бесконечную гражданскую войну, подпитываемую спецслужбами и религиозными фанатиками.
Что было хорошего в Сильване
Прочитав вольной пересказ выше, вы уже поняли, что Сильвана и ее фракция – уникальный продукт, который характерен для ироничного фэнтези и фанфиков, а не для стандартных историй про фантастических тварей и волшебных миров. Ее история напрямую отвечает на вопрос «Что было дальше?».
Пафосная война Добра против Зла закончилась, оставив множество шрамов на теле мира и несколько обездоленных чужаков, включая демонов и нежить. Ничто не объединяет изгоев, кроме сильного лидера. Силы света не ждут их, даже некогда близкие родственники предпочитают считать их мертвыми, нежелая принимать нежить.
Там, в этом новом и безрадостном мире, спрятанном где-то за кадром, Сильвана показала себя как умный и ловкий политик: организовала спецслужбы в противовес людской ШРУ, наладила контакты со старыми живыми знакомыми, провернула пару интриг, заставила мертвяков любить свою новую родину.
Затем сценаристы оставили в покое Сильвану, разбираясь с демонами в Запределье, драконами, Древними Богами, пришельцами из других миров и снова с демонами. В 2018 году ее снова откопали и поставили центральным персонажем истории.
Глава, в которой мы вспоминаем пробитый арматурой сюжет World of Warcraft
Сюжет World of Warcraft прихрамывает со времен Cataclysm, где мир сражался против Безумного Аспекта. Или даже с Burning Crusade – вспомните линии Иллидана и сошедшего с ума Кель’таса.
Окей, это опасное заявление, извините. Но третий аддон стал этаким ответом на сюжетные слабости второго – вот вам четкий и чудовищно сильный антагонист, вот единая и связная сюжетная линия, где всего несколько безумцев. Долгожданная победа над слишком выпуклым Королем Личом вынудила Blizzard откопать посредственную историю о драконах-аспектах, развивая побочные квестовые линии: Ониксии, Нефариана, Малигоса, Драконьего Погоста, лордов элементалей (все, как водятся, безумны).
Финалом новой ветки стало завершение приключений Тралла. Он обшаманился и ушел на покой. Управление ордой принял Гаррош, сын Громмаша Адского Крика. Он стал самым нелогичным, дурацким и тупым центральным персонажем в истории World of Warcraft. По воле сценаристов, он обезумел, попал под влияние Древних Богов, убил кучу народа, сбежал с личного Нюрнбергского процесса, учудил странный манёвр со временем и бесславно сдох, так и не получив мотивации. Злой яростный парень, злой и яростный, чтобы быть злым и яростным.
Почему так происходит? Все из-за концепции первого аддона. В нем не было центральной линии, только короткие истории во множестве локациях. Гоблины, пираты, духи, огры, повстанцы, раса безумных насекомых, кентавры, гноллы – проект раздавался не в глубину, но вширь, паразитируя на стереотипах.
Порабатывать глубину наняли профессиональных производителей низкосортной макулатуры (Ричард Кнаак, Кристи Голден). Помните квест Warcraft Adventures: Lord of the Clans про Тралла, отмененный из-за безблагодатности? Отличный пример творчесокго бессилия авторов.
Некоторые идеи таки просочились в основную игру. Когда пришло время и разработчики судорожно принялись искать концы всех историй, вот тогда оказалось, что все они слабые и практически безжизненные. Ствол есть, корней нет.
Все перепуталось, пришлось ретконить и создавать корпус историков, историки и сценаристы переругались, одни ушли, другие пришли, начали все ретконить, затем снова ретконить, и снова, но уже с модным приемом ненадежного рассказчика прямиком из Warhammer. Дело закончилось тем, что творческие бугры из команды World of Warcraft сами перестали понимать, что к чему, и уже не могут внятно отвечать на вопросы фанатов. Простых фанатов, без красных футболок.
I’m the bad guy
Настала эпоха сильных женщин (и Геймергейта). Сильные нашлись не сразу: Азшара, Джайна и Сильвана. Первой сошла с ума Джайна, и аж поседела от безумия. Разогнавшись в неприличном направлении, Джайна сошла с рельс и нацепила личину депрессивной унылой нехорошие после рехаба. Другая сильная и независимая, королева наг Азшара, тоже сошла с ума, затем ее бесславно растерзали в рейдах игроки. Так что сценаристы пришли за Сильваной.
Фанаты молили: только не вторая версия Гарроша. Blizzard уверила, что Сильвана не повторит путь Гарроша. Действительно: она сошла с ума, развязала гражданскую войну чередой военных преступлений, попала под влияние божества, учудила странный манёвр с пространством и бесславно сдохла. Затем воскресла на голубом глазу и поболтала со всеми врагами – но об этом дальше.
В итоге Сильвана стала еще более мультяшным и карикатурным существом, по щелчку меняя стороны и мотивацию. Она стала иконой фирменной «серой морали» в понимании Blizzard – это когда персонаж сперва ангел во плоти, а через несколько часов становится воплощением зла, телепортируясь по нравственным координатам из одного крайнего положения в другое. И без морали как таковой.
Чтобы добавить еще больше пикантности в ее старое гнилое мясо, сценаристы добавили намек на любовную линию, связанную с королем людей, Андуином. Сперва они с Сильваной перемигивались, а затем развязали войну. Почему? Потому что сценаристы увлеклись «Игрой престолов» и другими взрослыми сериалами.
Война оказалась отвлекающим маневром. Пока основные персонажи вели разговоры беседы о том, как честь сочетается с предательством, Сильвана дернула на северный курорт, где раздавила жалкого нового Короля Лича с помощью силы тайного божка, транслирующего ей интересные видения философского характера о том, что нужно не воскрешать людей, а стоит поменять всю систему.
Затем Сильвана разбила небо мира и открыла путь в загробный мир, где мертвячку чуть не удушила новая безумная героиня, Тиранда. Отойдя о эльфийской кошачьей драки, Сильвана заманила в ловушку Андуина, вылепила из него подобие Артаса под управлением нового повелителя мертвых и стана алчно наблюдать. Далее, после взбучки от пары рейдеров, она предала повелителя, вернула к свету сладкого мальчика Андуина, простила всех, кому причинила зло, посмеялась над жалкой душой Артаса и сиганула в колодец.
Конец вакханалии?
Как итог, из Blizzard сбежали оставшиеся сценаристы и знатоки вселенной. Компания открыла набор на вакансию игровых историков, а затем представила новый аддон, вернувшись к темам Cataclysm, вконец избавившись от традиций пародийного гримдарк-фэнтези.
Чтобы хоть как-то реабилитировать Сильвану, уже упомянутая Кристи Голден выпустила про нее роман, где задним числом пытается оправдать все военные преступления, совершенные мертвой эльфийков. Там и тяжелое детство, и фрейдистские чувства к брату, и сексуальное насилие, и ПТСР, терзающий ее подгнивший мозг. Да, у Сильваны есть брат. И он оказался основной причиной для всего, а вовсе не мятные пряники.
Кстати, у самой Кристи Голден история тоже не ахти. Да, писатель она заурядный, но невероятно опытный. В каком-то смысле она мать нынешней Сильваны, вот только все ее наработки используют только чтобы задним числом исправить косяки основных сценаристов, а от самой игры держат подальше: все поступки Сильваны обосновали тем, что у нее есть злая и добрая души. У злой глаза красные, у доброй – голубые.
Сейчас судьба вселенной в руках людей, которые ничего не умеют. И тактика – злоупотребление внезапными поворотами, как в худших сериалах от Netflix (вот как в DOTA: Кровь дракона), а также обесцениваем прошлых событий. Мол, всегда находится враг злее, а зло – масштабнее. И если сериалы зрители включают вечером под пиво ради аттракциона на экране, то в играх вовлеченность и участие куда интенсивнее, а подобные приемы обретают статус надругательства. И на Сильваной произошло именно надругательство. А самый главный враг давно очевиден – это сотрудники Blizzard.
Слив всех интересных персонажей от Гарроша и Н’зота до Сильваны и Азшары, Blizzard в очередной раз готова перевернуть мир с головы на ноги, попутно свернув ему шею. Помните, что планету пронзил огромный пылающий клинок? Так вот, в последнем трейлере нам сказали, что раны просто исцелились.
Как можно все это подытожить? Весь сюжет World of Warcraft – маркетинг в формате поверхностного сторителлинга, который построен вокруг способных продавать контент персонажей и популярных в медиа тем. Некоторые из героев, вопреки труду авторов, получились интересными, пронзительными, запоминающимися.
И если мы забудем весь бред из основных сюжетных линий, то запомним Сильвану как сложного, трагичного и сильного женского персонажа. Создание со столь мощной волей к жизни, что даже после смерти она осталась защитницей слабых и покинутых, собрав на себя грехи союзников и противников, пронеся на себе их через мучительную нежизнь к финальному забвению. Финал же можно рассматривать как классический античный сюжет: скорбный и без заслуженной награды. Вот только мораль о круговороте жизни и смерти куда-то выпала.