Рынок смартфонов переживает не самые хорошие времена. Многие производители жалуются на падение продаж, и чтобы повысить их, постоянно предлагают все новые и новые функции или относительно недорогие модели. В общем, каждый борется за покупателя как может, вот только сами покупатели не спешат расставаться с деньгами и покупать новые смартфоны. Все это уже второй квартал подряд приводит к падению продаж мобильных устройств. На этот раз статистика у нас пока есть только для США, но с некоторыми отклонениями и допущениями ее можно отнести и на весь остальной мир. Большого отклонения по крупным рынкам быть не должно, но статистика получается очень интересной.
Как коронавирус повлиял на продажи телефонов
Конечно, в первую очередь больше всего влияния на продажи смартфонов оказала пандемия COVID-19, которая не только существенно навредила мировой экономике, но и сказалась на каждом конкретном потенциальном покупателе.
Самое безобидное влияние выражается в том, что люди долгое время не могли ходить по магазинам и покупать новые смартфоны. Конечно, можно все купить через Интернет, но многие все равно предпочитают классический способ с походом в магазин. Кроме этого, многие из тех, кто покупает через Интернет, хотят все равно сначала лично потрогать то, что им интересно, а для этого нужен шоурум или магазин. Это не касается фанатов марки, особенно Apple. Они примерно знают, что получат в новом поколении, и готовы покупать ”не глядя”.
Куда серьезнее дела обстоят с ”темной стороной пандемии”. Я имею в виду тот случай, когда люди просто напросто теряли работу из-за закрытия многих небольших бизнесов. Они не могли справиться с падением спроса и вынужденной блокировкой работников по домам. Но страдали от этого и крупные компании, например, автопроизводители, которые сокращали работников целыми заводами.
Статистика продаж смартфонов
Мы уже писали, как пострадали продажи смартфонов в прошлом квартале, и о том, что Xiaomi стала единственной компанией, продажи которой не упали. Это можно было объяснить переходом в ее стан многих фанатов Huawei, которых внезапно оставили без Google.
В этот раз меньше остальных, по крайней мере на американском рынке, пострадала Samsung. А вот больше остальных пострадали китайские производители. Проще всего объяснить это выходом достаточно удачной модели Samsung Galaxy A51, которая стоит не очень дорого, но при этом предлагает хорошие возможности и тот самый ”пользовательский опыт”.
Небольшие особенности у рынка США впрочем есть — в первую очередь, он имеет яркую оффлайн направленность. А еще там очень популярны постоплатные смартфоны, которые тесно связаны с тарифом оператора. В этом случае человек, покупая смартфон, выбирает определённый тариф на 1-2 года и за это получает его бесплатно или с серьезной скидкой. Это немного смещает статистику продаж в сторону дорогих устройств (ведь сразу платить не надо), но не настолько сильно, чтобы данные считались полностью несоответствующими мировым.
Зато именно на американский рынок закрытие розничных магазинов повлияло больше, чем на остальной мир. Но опять же, этого недостаточно, чтобы предполагать, что в США продажи упали на 25%, а в остальном мире не упали вовсе.
Если смотреть на статистику продаж по кварталам, то падение есть, но интересно, что если сравнивать июнь 2020 года и июнь 2019 года, то в целом наблюдается даже рост. Его можно объяснить так называемым отложенным спросом. Это когда люди долго ждут, копят потребности, а потом открываются магазины и они разом бегут покупать то, что им нужно. То есть, грубо говоря, в обычных условиях такое количество продаж было бы за три месяца, а в сложившихся — за один.
Какие смартфоны продаются хуже всего
Если возвращаться к производителям, то больше всех, согласно приведенному отчету, пострадали компании ZTE (падение на 68%), Motorola (падение на 62%) и OnePlus (падение на 60%). Объяснить это можно сомнительным качеством устройств ZTE и Motorola и высокими ценами на новинки этого года от OnePlus.
Существенно меньше потеряли Apple (23%) и LG (35%), а совсем мало на фоне остальных Samsung (10%) и Alcatel (11%). С Alcatel правда, получилось совсем неожиданно, но компанию спасли недорогие модели.
В отчете отмечается также, что новое поколение Samsung Galaxy S20 продается на 38% хуже, чем Galaxy S10 в прошлом году. Данные взяты за первые 4 месяца продаж. А вот Apple, наоборот, очень успешно выпустила iPhone SE и тем самым потеряла не так много, как могла, если продолжала бы торговать исключительно дорогими моделями. В основном покупали его владельцы iPhone 6S, но примерно четверть iPhone SE продали тем, кто до этого пользовался Android-смартфонами.
Конечно, рынок будет постепенно восстанавливаться, но пандемия стала для него серьезной перезагрузкой и привела к тому, что люди просто задумались, а нужен ли им дорогой телефон. Тем более, что ничего принципиально нового не появляется, они просто становятся чуть более мощными. Производители еще и придумывают искусственные ограничения на функции, которые программно заблокированы на старых устройствах и преподносятся, как киллер-фича в новых.
Конечно, есть нововведения, вроде выезжающей камеры, камеры с подвесом или сверхбыстрой зарядки, но в целом это все равно то же самое устройство. Может быть что-то изменится, когда складные смартфоны станут дешевле, а экран сможет сгибаться, не оставляя складку? Очень может быть.