Учить детей играть в Minecraft и Dota 2 еще со школы? А почему нет? В какое прекрасное время мы живем!
Новые времена требуют новые нестандартные решения. Общая компьютеризация требует от людей все более продвинутые навыки управления различными системами и понимание основных принципов их работы.
Как преподавали базовую информатику последние лет двадцать лет в школах и некоторых вузах? Устройства ввода-вывода, северный мост, шина, южный мост, бит, учебный язык программирования, пакет общераспространенных программ, табличку начертили, блок-схему нарисовали, и фактически все, если только ученик не готовится к ОГЭ. Ну и вспомнили про Тюринга, перфокарты там, «Энигма».
Ну, это так думает народ. Но методы обучения становятся все прогрессивнее – благодаря распространению в России киберспорта, в некоторых школах и кружках появились факультативные курсы по Dota 2 и LoL.
Тяжело понять практическую пользу подобных предметов с учетом количества отечественных кибератлетов, особенно с уровнем их успеха, но явно ее не меньше, чем от умения крутить солнышко или другого мучительного занятия, которым обременяет школьников обязательная физкультура.
Игры действительно развивают или это лажа?
Но давайте подумаем, что может сделать Dota 2, Starcraft и LoL для развития человека. Конечно, они развивают навыки тактического и стратегического мышления. Грамотный киберфизрук поможет детям исправить основные ошибки в микро и макро, что позволит им лучше играть в рейтинговых матчах.
Если дети играют рейтинговые матчи с достойными соперниками, то они сталкиваются в прямом противостоянии интеллектуалов в комплексной игре. При правильном подходе из каждого поражения или победы они смогут выносить для себя что-то новое, ведь с факультативом у них уже другой настрой, нежели чем с подпивасниками.
А есть вообще какая-то польза от игр, кроме развлекательной? Ну, учитывая столетний опыт разработки функции игр в жизни человека философами, учеными, психологами, различными исследователями и даже биологами, точно есть. Известно, что Starcraft является неотъемлемой и важной частью культуры Кореи, а League of Legends стала классической студенческой игрой в США благодаря поддержке Riot.
Но Dota 2! Практическая польза широко обсуждается. Кроме того, что у школьника есть стремящийся к нулю шанс выиграть The International или локальный турнир, в недавнем интервью двукратного победителя этого самого турнира, финского саппорта Джесси Jerax Вайникка, оказалось, что финны серьезно подошли к поиску практического применения игровых навыков в реальной жизни.
Взгляд киберпенсионеров на пользу Dota 2
Jerax на этот счет высказался, что игры являются отличной платформой для получения практически безболезненного опыта ошибок. Но не все люди учатся на ошибках самостоятельно, тут школьникам и пригодится тренер, который поможет сделать их хобби полезным.
Dota 2 вряд ли научит игрока новому с точки зрения культуры, это точно, но по мере развития навыков школьник окажется в высококонкурентной среде, где постоянно необходимо проявлять тонкое чутье, высчитывать урон и показатели, постоянно наращивать механические навыки и проявлять гибкость в выборе стратегий, пользуясь логикой и предугадывая действия соперника.
Многие топовые дотеры-стримеры часто проявляют свою привычку думать наперед и в других играх, особенно в карточных, вроде покера или ККИ. Это зачастую удивительно, когда профессиональный дотер уже достиг такого уровня, что может предсказать все движения соперника, предсказать предсказания соперника и сделать неожиданный ход.
Если есть читатели, которым это кажется чушью, просто вспомните детские настольные игры. Они упрощены до безобразия по сравнению с Dota, но развивают те же навыки, пусть то будет UNO, «Каркассон» или аналог «Монополии». И даже в них есть профессионалы!
Dota – шаг вперед от просто развивающих игр!
Разработчики настолок часто прикручивают для повышения ценности своего продукта в глазах родителей различные обременительные механики, вроде карточек с информацией о животных или памятниках культуры, но суть все равно остается та же – соревнование и расчет.
Единственный минус Dota 2 – насилие в самой игре. Но для повышения киберкультуры, в которой мы все будем жить до Третьей мировой, все-таки надо объяснить ребенку, что он может расти и развиваться в любом любимом деле.
Майнкрафтология
Теперь перейдем к главной игре века, к Minecraft. Это великолепная игра, которую обязательно начнут изучать в школе. Когда я вспоминаю свою школьную информатику, то уверенно могу сообщить – на ней я играл в игры. Нет, не в Unreal, увы. Примитивное приложение с глазастым трактором учило меня основам составления алгоритмов, раскрыло суть реле, триггеров и других сложных вне контекста вещей.
Автору статьи, ветерану квестов, стратегий и головоломок, это казалось дикостью – почему ученика средней школы учат чему-то, что для него не менее естественно, чем дышать? Детские игры с Playstation 1 опередили вас, господа учители. Марио, Крок, Краш и Спайро показали все это за десять лет до нашей встречи!
А теперь представьте, что на школьных компьютерах мог находиться Minecraft, а у учителя в руке – методичка с заданиями для этого мира бесконечных возможностей.
Благодаря возможностям Minecraft, школьники учатся не только строить дома, но и создавать цепи, программировать и работать со множеством инструментов, понимание которых пригодится им в будущем.
Они могли бы строить работающие модели различных устройств, сооружать сложные инженерные конструкции. Да к чему это все – Minecraft сам понимает свое безграничное великолепие и потенциал.
Идея обучения в Minecraft не нова
Именно поэтому существует Education Edition. Это не черный экран, на котором кибербедняжка ищет пропущенную точку с запятой. Это яркий и наглядный мир, где виден и ощутим результат любой работы.
9 вещей в Minecraft, которые мы делаем неправильно
Мало того, с нужным преподавателем ребята смогут понять азы автоматизации, электротехники, познакомятся с алгоритмическими логическими устройствами, бинарной логикой, научатся создавать электрические цепи. Они наша надежда на машину времени и освоение Марса!
Minecraft не зацикливается лишь на технических дисциплинах – в нем можно создать любую нужную платформу благодаря тому, что множество талантливых людей уже захвачены игрой и постоянно генерируют все новые идеи для нее. Кроме того, в разработку игры вливается поток из денег, а занимаются ей специалисты из Microsoft – уровень, недостижимый для большинства разработчиков ПО.
Ну вот сравните популярную среду для обучения Scratch с Minecraft. Кажется, Minecraft выглядит немного привлекательнее и практичнее. Вероятно, поэтому даже в нашей стране, о которой хейтеры могут отзываться как угодно, появились прогрессивные курсы с этой игрой в качестве среды для обучения.
Тяжелая артиллерия в воспитании будущих кибер-богатырей в кибербудущем
Что можно еще пожелать детям? Научиться пользоваться САПР, ведь в будущем их ждет освоение Марса или хотя бы виртуальные жены. Что пойдет детям зумеров?
Unity! Да, уже дети в школах начинают программировать на этом бесплатном движке, олимпиады проходят, чемпионаты. Познают объектно-ориентированное программирование, компонентно-ориентированное программирование. Учатся делать моды для указанных выше игр и Skyrim.
На освоение Unity уходят многие годы, на понимание принципов и правил, освоение SOLID, IoC и DI. И детское время под руководством опытных учителей располагает к этому так же, как и игры – можно совершать ошибки, в ответ получая наставления, а не по шапке.
Возможно, эти дети, которых родители записывают на курсы Unity, в будущем с легкостью найдут себе занятие в мире, где бухгалтеров, кассиров, водителей, грузчиков и многие другие профессии заменят роботы. Мало того, Unity развивает и творческие, и технические навыки.
Хотите вы или нет, но многие современные игры путем взаимодействия со школьниками двигают нас к будущему не меньше, чем фантастические рассказы конца прошлого века двигали к цифровой мечте мамонтов информационной эры.
И знаете, тренера могут нанять и взрослые. Это повлечет куда большие расходы при меньшей эффективности, чем подобные занятия в школе или институте, но позволят развиваться даже в зрелом возрасте.