3. Советы новичкам, способные поднять вас до уровня продвинутого
3.1 Здесь начинаются кулстори
Первое, что спросит опытный игрок – есть ли в игре читеры? Конечно! До недавнего времени они были очень наглыми типами, но разработчики начали их наказывать инстапроигрышем за использование высасывания золота и других нечестных приемов. Читера просто обнаружить по общему количеству золота в конце игры, его даже можно зарепортить.
Для того чтобы читеры вас не замучали, играйте на фанатских лигах. Есть русская лига Dota Auto Chess и крупнейшая лига Liquid.qihl. Вторая работает только через Discord и только после регистрации – вот правила. Боты без прочтения правил вас не пустят играть. Там же можно, например, найти полезную обновляемую информацию про героев с поправкой на странное разделение по полезности.
Из правил вы можете узнать, что существует строгое деление по рангам и способностям:
- Beginner (Новички): Не определённый и выше
- Intermediate(Середнячки): Слон-1 и выше
- Advanced(Продвинутые игроки): Слон-6 и выше
- Expert(Эксперты): Ладья-1 и выше
- Master(Мастера): Ладья-5 и выше
Супермастеры уровня Ферзя участвуют в местных турнирах. Честно говоря, если вы открыли данный гайд, то до Ферзя вам далеко, даже не одна сотня матчей. Но давайте попробуем что-то с этим сделать.
Все следующие стратегии и их описания будут для новичков и средняков, так как выше Слона-6 люди должны очень хорошо понимать игру, менеджмент золота, необходимость реролов и хотя бы предсказывать сборки противников. Впрочем, во всех соревновательных играх игра на разных уровнях ладдера сильно отличается, это далеко не новость.
3.2 Тренировочный процесс
Это не методичка, вся вводная информация была выше. Так что стиль изложения будет изрядно свободным.
После захода в игру у вас будет два варианта развития: играть в закрытом лобби в одиночку (для этого просто надо создать лобби, скрыть его паролем и запустить) либо сражаться против игроков. Ни о каких лигах речи идти не может – игроки до ранга Слон-1 вынесут вас так же легко, как это сделают читеры.
В лобби вы ничем не рискуете, но и не проходите калибровку, не получаете ранги. Работает лобби так – против вас посылают отряды, сохраненные в облачное хранилище из обычных игр. Так что будет сложно и больно.
В обычной игре вы встретите таких же новичков и плохих игроков (или тестеров), которые могут пригореть и ливнуть, забыть про игру, забыть выставить персонажей, увлекшись перепиской. Все это облегчит вам игру, если не попадутся читеры или азартные калибровщики с новыми аккаунтами.
3.3 Заработок золота
Как только вы поймете, что нужно в любой ситуации терпеть и копить золото – вы уже на пороге в средний уровень. Терпеть для того, чтобы обеспечить адекватный темп роста и запастись золотом на лейт.
Ах да, всю игру можно разделить на три стадии: ерли гейм, мидл гейм и лейт. То есть ранняя, промежуточная и поздняя игра. Где-то к 20 волне вы обязательно должны иметь 8 уровень и под 40 золота, которые обеспечат вас стабильным приростом золота для экстренных случаев.
Если вы победитель по жизни – побеждайте и тащите на винстрике. Если не чувствуете уверенность – существует стратегия через проигрыши. К 13 раунду вы накопите больше 50 золота с покупкой нужных героев и левелапом, а к 15 раунду мне везло скопить все 100 без закупок. И отлететь в следующем раунде, такие дела.
3.4 Трата золота и особенности повышения уровня
Золото – ваша сила. Это герои и уровни. Вы сможете покупать мощных героев, вроде троллей, просто чтобы вытащить их из общего пула и нагадить соперникам. Понятное дело, столь хитрые манипуляции лучше проводить без рисков для процентов от накопленного золота.
Легко понять, что чем больше уровень, тем больше героев на доске и тем больше урона они нанесут. Напомню, что в первом раунде игрок получает +1 к запасу золота, во втором +2, в третьем бонус за раунд увеличится до 3, в четвертом до 4, а потом останется неизменяемым – за каждый раунд до конца игры игрок получит +5 к запасу золота.
Четыре опыта стоят 5 золота, 8 опыта стоят 10 золота, 16 – 20 золота, 24 – 30, 32 – 40, 64 – 80 золота. Это легко подсчитать, но иногда полезно держать перед глазами. Еще полезно отмечать четное и нечетное количество опыта.
Это значит, после четвертого раунда, учитывая естественный прирост опыта, вы можете сразу потратить золото на повышение уровня курьера до 5, а к 9 раунду – до 6. Для 16 уровня вам придется накопить 20 золота – это четыре раунда. И даже если проигрываете, вы сможете вернуться в игру за счет получения сильных героев и увеличения их числа на столе.
Может быть множество игровых ситуаций, но всегда держите за правило – если к 18-20 раунду вы не смогли набрать 8 уровень, то вы проиграете против более-менее понимающих в игре противников. На этом построена вся логика игры, но чем раньше вы успеваете повысить уровень, тем успешнее вы будете в итоге.
Получается, если вы хотите достичь приличного ранга в игре (выше Коня-8), то вы должны убить в себе азарт рерола и постоянно следить за золотом. Набрали 40 золото со стриком побед? Намного выгоднее инвестировать золото в уровни, чем роллить персонажей: уровень вернее сохранит вам стрик побед и позволит набрать преимущество для победы в матче.
4. Стратегии и герои
Если вы смотрели стримы и хоть чуть-чуть интересовались игрой, то заметили, что профессионалы (да, такие уже появились) предпочитают стратегии с эльфами и троллями. Они очень сильны. Некоторые Ферзи вообще могут брать все фигуры подряд и выигрывать, но на таких сверхлюдей мы ориентироваться не будем.
Фишка в том, что на всех игроков ограниченный пул героев. Так что советую на 15 волне осмотреть все чужие доски с помощью
TAB
и предсказать их финальные сборки. Так вы сможете выдергивать опасных троллей просто из вредности, продавать их обратно и ориентироваться на победу.
Потому что, как показывает практика, люди, просто собирающие «имбу», нередко отхватывают на орехи от игроков, собирающих все, что есть в пуле – сильные комбинации хорошо работают в лейте, до которого не все не доживут. Кроме того, нужно четко понимать, что некоторые персонажи, необходимые для стратегии, очень слабы: того же Тролля Варлорда можно назвать одной из худших четверок в игре.
С другой стороны, суперполезный в одиночку Антимаг выжигает ману и не дает кастовать заклинания, но плохо показывает себя в конце игры, оставаясь немного актуальным лишь в стаке эльфов.
Так что я просто перечислю самые приятные стратегии и некоторые ньюансы их сборки. Если что, в сети существует сайт-конструктор со сборками dotachess.xyz.
4.1 Стратегии категории «дешево и сердито»
Сыграв несколько игр, я заметил, что в начале можно легко собрать следующих персонажей высокого ранга: Акса, Клокверка, Туска, Тини, Тинкера, Дроу Рейнджер, Энчатресс, Джаггернаута и Трента. Остальных либо очень быстро разбирают, либо они совсем ненужны. От них мы и отталкиваемся в дешевых стратегиях.
Так что ниже – лучшие стратегии для новичков и тех, кто готов уцепиться хотя бы за топ-4. Или для тех, кто осознает, что все полезные фигуры уже достались другим игрокам.
4.2 Необычные стратегии
Скорее приятные бонусы, чем причина победы – о них просто стоит помнить, некоторые из них требуют всего двух героев и могут удивить противника внезапным усилением основного ростера.
4.3 Надежные стратегии
Стратегии, строго претендующие на места выше 8, иногда даже на топ-2, но уязвимые к контрпикам, которые могут организовать вовремя спохватившиеся соперники.
4.4 Очень надежные стратегии
Главная проблема популярных и сильных стратегий – их тяжеловато собирать и они не очень гибкие, а победа на них требует высокого уровня киберспортивной удачи и развитого чувства игры. И не огорчайтесь, если ваши герои не добивают врагов с низким значением здоровья, а отвлекаются на суммонов и рушат ваши надежды на первое место – это всего лишь игра.
Просто хорошие и полезные герои
При создании стратегий вы должны ориентироваться на силу героев, которых подбираете. Некоторых героев стоит взять без расчета на классовую или расовую синергию, особенно если вы полны отчаяния:
- Терроблейд очень силен даже с первым рангом, исправляет совсем уж безнадежные сборки, но высасывает здоровье из случайных союзных фигур.
- СФ наносит очень много урона способностью. Крайне много.
- ДУМ – это не ценное сало, но и огромный жирный рогатый демон, наносящий тонну урона с обычных атак.
- Акса, Тускара, Тини, Дроу Рейджер – очень просто собрать в начале игры.
- Лоун Друид призывает жирного медведя, который наносит много урона и может зарутить врага – сделать из него беспомощную грушу для битья.
- Энигма кидает синюю лужу, наносящую урон в процентах. Может заменить любого чернокнижника для комбы на лайфстил, но не Некрофоса.
- Тайдхантер станит полкарты. Просто ставите его в первый ряд и надеетесь на то, что он не получит сайленс.
- Кункка тоже, да еще прекрасно вписывается к воинам и людям. Главное, что он почти всегда дает корабль даже на 1 ранге из-за очень быстрой анимации, и наносит серьезный урон. Если не выберет целью одинокого волка Ликана, что случается крайне редко.
- Медуза способна заморозить всех окружающих врагов или хотя бы замедлить.
- Лич пускает приятный ледяной шар, прыгающий по врагам. Впрочем, он настолько же хорошо, насколько хороши остальные фигуры 5 ранга, но вдвойне хорош против уклонистов и воинов.
- Дизраптор раньше был очень хорош за счет АОЕ сайленса, теперь уже не так приятен, но терпим и полезен.
- Антимага можно признать полезным за счет отключения демонов и сжигания маны фигуры, которую он атакует. Если выпал в 1 раунде, то берите его без лишних раздумий.
- Разор второго уровня ничуть не хуже СФа, но не страдает от демонических недостатков.
- У Вайпера есть плевок на 500 урона за пять секунд. На втором ранге убивает любую фигуру в игре с 7 секундным кулдауном.
5. Расстановка фигур
Самая тяжелая для описания часть игры, если вы Сунь-цзы и не Наполеон. Если говорить очень просто, то есть две основные формации: атакующая и наступательная. Так случилось, мне повезло наблюдать оба варианта на соседних досках, и оба игрока никак не могли пробить позиции друг друга, растянув игру на 40 раундов, чтобы закономерно получить люлей от нейтральных троллей.
Почти все атакующие располагаются в передней части поля, защитные забиваются в угол, обычно – в правый нижний. Перед боем рекомендую осмотреть состав команд оставшихся противников и переместить персонажей в наиболее выгодные позиции.
Например, убийц всегда ставят на отшибе – чтобы они могли прыгнуть к слабым персонажам на другом конце поля и быстро вырезать сладкие булки вроде Снайпера или СФа. Как решить вопрос защиты от убийц? Поставить рядом с булочками персонажа, способного принять и перенести много ударов. Тогда хрупкий персонаж спокойно выдаст прокаст, а убийца упадет под ударами воина, рыцаря или крипа.
Некоторые игроки делают еще более странные построения – ставят охотников в один угол, а воинов в другой. Так они противостоят черепашьей стратегии «забей-всех-персонажей-в-угол», избегая сражения «стенка-на-стенку» и позволяя своим основным ДД нанести побольше урона. Такие формация легко разбивается либо «свиньей» (да, я подсмотрел это название на каком-то сайте), либо простой линией из воинов и рыцарей.
Линия тоже может быть разных видов – либо ваши хрупкие персонажи стоят в центре, либо где-то сбоку, разбивая лица вражин с фланга. Хорошая стратегия против любителей зажаться в углу – персонажи не теряют времени и сразу заходят с фланга, не подставляясь под массовые способности и перехватывая «прыгунов». Клещи, да и только. Трент третьего уровня уверено занимает место в центре любой условной фаланги рядом с Аксом и Тайдхантером. Кроме того, линия иногда хорошо работает против нейтралов за счет вытянутого строя.
«Клин», в отличие от растянутой по карте «свиньи», редко бывает эффективным – верхушка в лейте умирает моментально, а на более широкую формацию не хватит персонажей.
Иногда можно использовать круговую – в центр поместить СФа, например, рядом с ним поставить надежного танка, а сзади – еще одного ДД и еще одного танка. СФу хватит времени, чтобы дать прокаст (да, это прокаст из одного скила, но выглядит эффектно), пока враги прыгают вокруг кругового построения.
Еще одна тактика, которой можно удивить в лейте – просто разделить отряд на две равные по силе части, которые окружат противника или разобьют сражение на два очага. Тогда враждебный Кункка промахнется кораблем, Энигма скастует лужу не туда, а половина вражеских героев запутается в карте, прыгая из угла в угол.
Сами фигуры нужно расставлять так, чтобы они могли полностью себя реализовать. Например, Тайдхантера или Энигму можно поставить в первый ряд, ведь единственная их задача – дать геймчейндж скилл. Тролли любят стоять черепахой – для них это наиболее выгодная позиция во всех ситуациях в связке с воинами или рыцарями.
Рыцари образуют мощный фронт, особенно с Думом, который всегда сможет удачно выдать способность. Хорошие эльфы и убийцы редко кучкуются. Магами лишь бы подставить под удары живой щит и выдать прокаст поудачнее. Механизмы с радостью дают себя окружить, как и Некрофос, чтобы взять врага измором и домучить с помощью АОЕ.
Большинство игроков играет вышеперечисленным образом, а расстановка при десанте не меняется. Так что многие из них ставят в первые ряды героев с мощным геймчендж способностями – это сыграет с ними злую шутку, если вы поставите напротив Медузы или Тайдхантера людей, Дума или героя, способного разрубить Тайдхантера за два удара.
Иногда появляется веская причина дать Blink Dagger крепкому воину в первом ряду – он сломает строй, прыгнув в тыл к врагу, и сможет надолго отвлечь внимание одного или нескольких врагов.
6. Послесловие
Вот уж перечисленными выше приемами вы точно сможете откалиброваться на коня, вам не придется сливать 9 уровней за один день в попытках экспериментировать с героями, построениями и способами получения золота.
Развивайте геймерскую интуицию (ведь есть же разговоры о боксерской интуиции?), если это возможно: идите ва-банк, если вам нужно вытащить персонажа, чтобы доделать фигуру третьего уровня, даже с 8 фигурами есть мизерный шанс победить владельца 10 фигур, если они прокачены и правильно расположены. Например: вы правильно расставите фигуры на поле против троллей или дракона, и вашего соперника нейтралы уничтожат на секунду раньше, чем вас.
Не жадничайте, не поддавайтесь азарту и меняйте устаревшие фигуры на новые и сильные. Внимательно следите за друидами – нужно только два друида одного типа и любой другой друид. А главное – делайте все быстро и не забывайте, что у вас только 7 ячеек для хранения героев, а все лишние будут убраны с поля боя в эти ячейки или просто стерты.
Отключайте сборку ценных предметов вроде Broad Sword и колец на реген. Наверняка Vanguard или Crystalys вам пригодятся больше, чем Perseverance или BM.
После 30 раунда стоит завести двух шаманов в запасе – очень полезно против Годня и Черного дракона. Заодно стоит выучить всех крипов по раундам.
Так как вы уже прочитали гайд или сразу промотали вниз, потому что высказанное в гайде для вас не новость, можно определиться насчет поражений и выигрышей. Как считают некоторые игроки, и я в том числе, на Конях и Слонах можно не поднимать уровень в 5 и 8 раундах, а просто копить золото на будущее. Если пришли артефакты – вы легко соберете несколько фигур первого уровня и апнете до 2 или даже третьего ранга (если зайдут непопулярные, то можно к 15 раунду собрать 2-3 фигуры третьего ранга), и будете выигрывать 4х5 и даже 6х8, если артефакты окажутся отличными и герои сложатся в удачную комбинацию.
Но! даже если вы ужимаетесь и к 13 раунду собираете 70 или даже 90 золота, игнорирование уровней приведет к тому, что вы лишитесь возможности набрать нужных героев 4 уровня (фиолетовые/мификал) и 5 уровня (легендарны/золотые/оранжевые), которые намного сильнее, чем все более дешевые герои. Так что шансы победить начнут стремительно уменьшатся где-то с 20 волны.
И еще: шансы собрать фиолетового героя 3 ранга чуть выше, чем надежда на то, что вот прямо сейчас вам в окно влетит пачка сто долларовых купюр. Не питайте пустых надежд. Но если вы уверены в своем АПМ, то в первой части гайда был описан абуз героев – покупаете всех героев 4 уровня, которых встретите, и реролите, выставляя лишних на поле. В конце раунда продаете их. Так ваши шансы найти нужного героя увеличатся, как и шансы промахнуться или не успеть продать героя – некоторых придется продавать прямо с поля, так как ячеек под хранение мало, а все анимации перемещения очень продолжительны.
Итак, если хотите повысить свой уровень – освойте менеджмент золота, запомните тайминги прокачки и максимально прокачайте скорость своих пальцев и внимательность. И главное – никогда не тильтуйте!
Если у вас возникли вопросы, пожелания, идеи и советы – пишите их в комментарии. Это единственный повод совершенствовать, исправлять и дополнять гайд.
← Часть 1