Разработчики видеоигр часто экспериментируют, и за счет этого в свет выходит немало игр, которые сложно определить к какому-то конкретному жанру. Из-за этого появляются уникальные проекты, некоторые из которых умудряются стать очень популярными. Яркий пример – прошлогодняя Desperados 3, которая получила хорошие оценки от критиков и признание среди геймеров. При этом проект ни что иное, как тактический стелс, и именно в этом жанре выходит меньше всего проектов.
Мы решили разобраться, как появились стелс игры с тактическими элементами, когда они обрели популярность и почему так редко выходят.
Рождение тактического стелса
Первая игра в жанре под названием Commandos: Behind Enemy Lines вышла в 1998 году. На тот момент такого понятия, как «тактический стелс», не существовало. Игроки просто окрестили проект стратегий в реальном времени с видом сверху и тактическими элементами. Дело в том, что в конце прошлого века игр выходило не так уж и много, а такая так вообще была всего одна, поэтому определять ее к какому-то конкретному жанру никто не стал.
Тем не менее Commandos: Behind Enemy Lines удалось заметно выделиться на фоне других проектов. Дело в том, что здесь впервые механики из стелс игр скрестили с RTS тех времен, также проект был невероятно хардкорным и его удавалось пройти до конца единицам, ну а еще первая Commandos очень понравилась отечественным игрокам за счет военной тематики. Именно после данной игры и появился жанр тактический стелс, потому что долгое время не выходило ничего похожего на Commandos.
Крах франшизы Commandos
Тактический стелс набрал серьезные обороты популярности, используя для этого всего одну серию игр – Commandos. Вторая часть с подзаголовком Men of Courage моментально стала хитом и до сих пор считается одним из лучших проектов в этом жанре. Разработчики довели до ума все механики, улучшили геймплей, разнообразили историю и даже подтянули графику. Недаром относительно недавно HD-ремастер выпустили именно по второй части серии.
Далее выходит Commandos 3: Destination Berlin, которая получилась примерно того же уровня, что и сиквел, но ничего нового в серию не привнесла. А вот после этого создатели, видимо, забыли, за счет чего они стали известными в игровой индустрии, и начали странные эксперименты. Следующая часть Commandos стала шутером от первого лица, который якобы должен был навязать конкуренцию Call of Duty, но в результате моментально обделался и отправился в длинный ящик с табличкой «Провал года».
Зачем создатели пошли на такие радикальные изменения, непонятно, но создать достойный шутер у них, к сожалению, не вышло. В какой-то момент геймеры начали думать, что жанру тактический стелс пришел конец, но тут внезапно на горизонте замаячила франшиза Desperados. Изначально она была всего лишь недорогим подражателем «звезды» под названием Commandos, но как только история про отважных солдат во времена Второй мировой начала проседать, ее быстро вытеснили с «трона» ковбои и их вечные разборки на Диком Западе. Именно благодаря Desperados тактический стелс не пропал с радаров и продолжил развиваться.
Ковбои продвигают стелс в массы
Desperados: Wanted Dead or Alive вышла в 2001 году, спустя всего 3 года после успеха оригинальной Commandos. Как только поклонники тактического стелса заметили, что у франшизы про военных не прет, они моментально переключились на вестерн. Тем не менее Desperados обрела популярность не только потому, что предлагала похожие с Commandos механики. В ней были и собственные идеи, которые понравились игрокам.
Например, локации в Desperados были наполнены NPC, которые занимались своими делами. В это время боевой отряд игрока должен был справиться с заданием не просто тихо, используя стелс, а еще и сделать так, чтобы никто из мирных жителей не пострадал. Помимо этого, в Desperados до мельчайших деталей проработали каждого персонажа и их уникальные умения, что на фоне Commandos выглядело более интересно, но в какой-то момент разработчики чуть ли не споткнулись о те же грабли, что и их коллеги по жанру.
Дело в том, что создатели Desperados додумались выпустить сиквел с элементами экшена. Ключевые механики тактического стелса остались, но при этом появилась возможность переключаться на вид от третьего лица. Игру восприняли неоднозначно, но ей все же повезло не стать полным провалом. После этого в 2007 году вышел проект под названием Helldorado от тех же разработчиков. В нем использовались знакомые по Desperados персонажи, но это было самостоятельное ответвление от серии. На этом история тактического стелса в стилистике дикого запада закончилась, и до 2016 года жанр отправился в криосон. Казалось, что мы больше никогда не увидим подобных игр, но нашлась студия, которая решила вернуть ему былую славу.
Азиатский Командос: Возвращение
В 2016 году внезапно выходит Shadow Tactics: Blades of the Shogun. Так сказать, проект от фанатов для фанатов, на который никто после провала Commandos и Desperados уже и не надеялся. На деле получилась отличная игра, которая сумела показать, как должен выглядеть тактический стелс в современной обертке. По сути, это был аналог уже легендарной Commandos 2 только с трехмерной графикой, и действия игры перенесли в Японию.
Shadow Tactics рассказывает историю японских шпионов, которые выполняют секретные задания на живописных локациях. На высшем уровне качества здесь было проработано абсолютно все, поэтому даже от критиков игра получала высокие оценки. Увидев успех Shadow Tactics, другие разработчики начали думать над возрождением тактического стелса. В 2020 году это получилось только у одной студии.
Вторая волна успеха тактического стелса
По сути, 2020 год можно смело считать второй волной игр в жанре тактического стелса. Сперва вышла отличная Desperados 3, которая понравилась и поклонникам жанра, и тем, кто о нем никогда не слышал. Игра стала более казуальной, но благодаря наличию нескольких сложностей в нее играли и те, кто познакомился с франшизой Desperados впервые, и те, кто хотел снова вернуться к хардкорному геймплею. Я бы рекомендовал попробовать Desperados 3 каждому, потому что это действительно увлекательный и добротно сделанный проект.
Также в 2020 вышла Partisans 1941. Да, эта игра попроще, чем Desperados 3, но по своим механикам мало чем уступает нынешнему королю жанра. К тому же игроки встретили ее достаточно хорошо и практически сразу начали требовать продолжения. Надеюсь, после такого успеха тактический стелс снова станет востребованным и подобных игр будет выходить гораздо больше.
Почему тактический стелс никогда не станет массовым?
Наверняка, ознакомившись с историей жанра, многие задаются вопросами, почему в нем так мало игр и почему ему так и не удалось стать массовым? На самом деле все просто: это игры далеко не для всех. Современные геймеры привыкли к запредельной динамике, непрерывным перестрелкам, огромному открытому миру и куче вариантов прокачки. Тактический стелс же достаточно медленный, он требует максимально концентрации и вдумчивой прокачки каждого персонажа. Одно неверное решение, и вам придется проходить миссию с самого начала. Такое нравится единицам!
То же самое можно сказать и про такие серии, как Deus Ex и Hitman, у которых с теми же Commandos и Desperados куда больше общего, чем вы думаете. Все эти франшизы заставляют думать и выстраивать тактические маневры, также они предлагают пройти одно и то же задание несколькими способами, некоторые из которых неочевидны. Ну и, естественно, ни одну из перечисленных игр вы никогда в жизни не сможете тупо пробежать, скажем, за вечер. Вам придется часами сидеть за разбором одной локации и только после этого вы сможете получить желаемый результат.
Неизвестно, как жанр тактического стелса будет развиваться дальше, но я могу точно сказать, что большого количества игр вы можете не ждать. Это проекты для очень узкого круга потребителей, которые обожают все их механики и готовы по несколько дней проходить одну миссию, лишь бы у них получилось сделать это наиболее эффективным способом. Тем не менее для многих разработчиков стало очевидно, что тактический стелс все еще востребован, поэтому переживать по поводу его скорой кончины уж точно не стоит.
Вот такая история была у одного из самых малозаметных жанров в игровой индустрии. Если вы любите игры, которые упоминались в нашем материале, то обязательно напишите почему. Ну и, конечно же, не забывайте писать про другие проекты в жанре тактического стелса, которые заслуживают внимания игроков. Да их было немного, но, возможно, вместе нам удастся вспомнить еще что-то стоящее.