Во многих играх присутствуют скрытые механики, о которых игроки даже не догадываются, но при этом они напрямую влияют на игровой процесс.
Например, в Doom, когда у вас остается мало здоровья, главный герой на какое-то время становится более живучим и выдерживает больше урона, чем обычно. Это помогло разработчикам вызвать у игрока ощущение того, что ему все-таки чудом удалось выжить и справиться с противниками. Именно о таких скрытых механиках и пойдет речь в данной подборке.
См. также:
Уловки геймдизайнеров, которые помогают нам ненавидеть игры чуть меньше
Firewatch (2016)
Красочная адвенчура Firewatch заставит вас путешествовать по лесу, находить разнообразные предметы и решать загадки. Помимо этого, здесь присутствуют диалоги, которые напрямую влияют на игровой процесс. Интересно то, что во время беседы с NPC игрок может не успеть или по собственному желанию вообще не выбрать ответ. В итоге диалог будет продолжаться, но мало кто знает, что игнорирование собеседника – это тоже ответ.
Разработчики Firewatch подтвердили, что если молчать в диалогах, то это может привести к необычным последствиям. К тому же именно за счет тотального игнора создается ощущение, что собеседник реален. Дело в том, что некоторые из NPC могут тут же начать отвечать на тишину с вашей стороны. Догадаться об этой скрытой механике, по сути, невозможно. О том, что она есть, все узнали только после того, как один из игроков задал такой вопрос создателям Firewatch в твиттере.
Horizon: Zero Dawn (2017)
Наверняка многие кто прошел Horizon: Zero Dawn заметили, что постепенно враги становятся более живучими и сильными. Дело в том, что в игре присутствует скрытая механика эволюции противников, о которой разработчики вообще ничего не говорили. О ней стало известно спустя несколько месяцев после релиза игры на PS4, когда внимательные игроки начали сравнивать урон и запас здоровья у некоторых видов противников.
Стоит отметить, что враги эволюционируют только после того, как вы убьете их определенное количество раз. Например, если речь идет о бегунах или падальщиках, то убить придется не менее 20 представителей данного вида, а вот в случае с буревестником достаточно будет одного, чтобы весь вид эволюционировал. В принципе, такая механика выглядит в игре вполне логично, в отличие от игр, где используется похожий трюк (серия Far Cry прямо-таки грешит подобным). Достаточно вспомнить сюжет, в котором машины эволюционировали и захотели превзойти людей, чтобы понять, почему данная механика здесь как раз уместна.
Серия BioShock (2007-2013)
В BioShock на самом деле множество скрытых механик, о которых игроки даже не догадываются. Все они были добавлены исключительно для того, чтобы геймеру было комфортно проходить игру. Начнем с того, что первый выстрел от любого из врагов всегда летит мимо вас. Это сделано для того, чтобы в игре не было неожиданных нападений, например, со спины. Также в BioShock, подобно Doom и многим другим шутерам, когда у игрока остается 1 единица здоровья, он становится на несколько секунд неуязвимым. Это было сделано для того, чтобы создать ощущение, словно вы едва смогли выжить в перестрелке.
Еще одна интересная механика в BioShock связана с лутом. По уровням разбросано множество контейнеров, которые можно открывать и забирать себе полезные предметы. В игре есть механика, которая перед открытием контейнера анализирует ваш инвентарь, так что внутри него будет только то, что вам реально необходимо в данный момент, ничего лишнего.
Demon’s Souls (2009)
Demon’s Souls была первой пробой пера From Software в жанре «мучительных» ролевых игр, которые заставляют игрока постоянно умирать и пытаться учиться на своих ошибках. Именно в ней разработчики тестировали огромное количество наработок и, пожалуй, самой странной оказалась Тенденция мира. По сути, это и есть скрытая механика, которая нигде не объясняется создателями проекта. Узнать хоть какие-то подробности о том, что такое Тенденция мира, можно разве что из Google от всяких любопытных любителей souls-like игр.
Суть Тенденции мира в Demon’s Souls заключается в том, что когда вы умираете, игра становится сложнее, а когда убиваете боссов или крупных врагов, она становится легче. Главная проблема этой скрытой механики в том, что по логике все должно быть наоборот, но, видимо, в те годы From Software хотела изо всех сил поиздеваться над игроками. Надеюсь, подобного не будет в переиздании, потому что к такому вряд ли будут готовы даже ребята, закаленные Sekiro: Shadow Die Twice.
Будущее souls-like игр на консолях нового поколения
Titanfall 2 (2016)
Разработчики Titanfall 2 решили упростить стрельбу скрытой механикой, но сделана она настолько хорошо, что об этом невозможно догадаться. В принципе, никто бы этого и не сделал, если бы разработчики сами не рассказали. Речь идет о стрельбе по целям на большой дистанции.
В Titanfall 2 зона поражения большинства снарядов динамически меняется в зависимости от того, на каком расстоянии цель от игрока. Это сделали, чтобы в противников, которые находятся далеко, было немного проще попадать. Механика получилось настолько хорошо, что это даже незаметно. При этом игра не стала проще. Естественно, это своего рода удар по реализму, но ведь это и не симулятор охотников верхом на огромных мехах.
Серия Fable (2004-2014)
В играх серии Fable вы можете путешествовать по фэнтезийному миру в компании верного пса. Причем в зависимости от того, какие поступки совершает главный герой, собака будет постепенно менять свой внешний вид и повадки. Интересно то, что в какой-то момент путешествия пес может отстать от своего хозяина и внезапно пропасть с экрана.
Разработчики добавили скрытую механику телепортации для собаки. Если моделька верного напарника где-то застрянет, а такое случается в огромном количестве игр, то он телепортируется недалеко от игрока, но не попадет в зону видимости. Через пару секунд пес догонит главного героя, и вы увидите его, как будто ничего и не случилось. Эта механика помогает вам вообще не думать о том, чем занимается собака, пока вы занимаетесь сбором каких-то предметов по заданию или сражаетесь с врагами. Плохо, что до этого не додумались разработчики Fallout 4…
Half-Life 2 (2004)
Это еще одна из тех игр, в которых есть несколько скрытых механик, и их добавили специально, чтобы повысить комфорт во время прохождения. Начнем с того, что когда вы встречаете целую толпу врагов, то атаковать вас всегда будут лишь двое. Все остальные начнут разбегаться в разные стороны и делать вид, что они перестраиваются, занимают более выгодную позицию или заходят с тыла. На самом деле они реально убегают, и как только один из двух активных противников будет убит, то его место займет другой.
Многие помнят, как красиво мертвые противники летят с уступов или через перила прямиком в самый низ здания. Это заслуга не только реалистичной физики Half-Life 2, но еще и скрытой механики. Дело в том, что перила, уступы и подобные места специально оснастили невидимыми «магнитами». Когда противник умирает, его начинает тянуть к этим предметам, и затем моделька совершает запоминающийся кульбит. И напоследок стоит отметить, что когда враги промахиваются, то их пули начинают рикошетить гораздо чаще, причем иногда очень интересным образом, что вообще не поддается законам физики.
Почему Valve прекратила разработку Half-Life 3 и Left 4 Dead 3, прогулка по офису Valve и секреты отмененных за 10 лет проектов
Alien: Isolation (2014)
Наверняка многим было интересно, а как это Чужой постоянно меня находит и лезет со своими обнимашками? На самом деле здесь есть несколько скрытых механик, которые специально делают игру сложнее. Прежде всего, у каждого ксеноморфа в игре есть 2 мозга (речь идет о программном интеллекте, созданном разработчиками). Один постоянно определяет точное местоположение игрока и дает подсказки второму. Второй же только управляет телом. В результате получается так, что Чужой с небольшой задержкой добирается до точки, где находится игрок. То есть вариант, при котором ксеноморф вообще не сможет вас найти, невозможен.
Помимо того, что Чужой прекрасно знает, где вы, он еще и постепенно адаптируется к вашим действиям. Например, если игрок часто прячется от кровожадной твари в шкафчиках, которые разбросаны по локациям, то в какой-то момент ксеноморф будет более тщательно их обыскивать. В итоге все закончится тем, что, используя шкафчик, вы уже не сможете спасти свою шкуру. Это применимо в игре и к любым другим действиям игрока, которые постоянно повторяются.
Серия Gears of War (2006-2019)
О скрытых механиках в кампании Gears of War ничего не известно, потому что разработчики никогда не комментировали этот момент. Тем не менее многие из создателей серии неоднократно упоминали об интересных вещах в многопользовательских режимах. После выхода первой части, мультиплеер Gears of War стал мегапопулярным на консоли от Microsoft. Естественно, создатели проекта начали следить за тем, как пользователи играют и ведут себя в мультиплеере.
В итоге еще в первой части появилась скрытая механика, которая осталась в игре аж до Gears 5. По ходу сбора статистики об игроках разработчики пришли к тому, что 90% пользователей выходят из многопользовательского режима, если не убьют хотя бы одного противника в первом раунде. В связи с этим они сделали так, что в самом начале у каждого есть мощный бонус к урону, который дает возможность в первом раунде сделать сразу несколько убийств. Также разработчики специально увеличили урон последнего выстрела перед тем, как у вас закончатся пули и придется делать перезарядку.
Вот такие скрытые механики встречаются в видеоиграх. Одни помогают нам более комфортно пройти игру, другие, наоборот, делают ее только сложнее.
А как вы относитесь к подобным вещам, и про какие скрытые механики вы, возможно, слышали в других проектах? Как всегда, пишите об этом в комментариях.