Ищем корень проблемы равнодушия, стимулируем точку G(amer) и признаемся в игровой ориентации.
Мы не психологи, не тренеры личностного роста, не инфоцыгане. Мы не рассказываем безумные историй про дофамин, серотонин, рост нейронов в клетках ДНК и программирование реальности на счастье. Мы просто геймеры, то есть люди любящие видеоигры.
Но в какой-то момент жизни даже мы замечаем проблему с играми. После сборки или покупки ПК тонкая настройка вольтажа и выбор блока для файла подкачки оказывается куда более интересным занятием, чем погружение в новые виртуальные миры.
Это неизбежная яма гейминга, путь из которой придется найти всем, кто хочет вернуть настоящую радость именно от видеоигр, а не от душных взрослых занятий около них. И мы найдем рабочий способ это сделать, заодно рассказав пару интересных штук про гейминг вообще.
The G Stands for Gamer
Само существование культуры «геймеры» под вопросом. В среде поклонников видеоигр нет достаточного количества авторитетов для разрешения споров, а научные исследования остаются забавами для студентов и узкой тусовки журналистов.
Серьезные работы остаются чтивом для узких кругов малоизвестных форумов и геймдизайнеров, которые не ленятся открывать книжки вроде Rules of Play.
Упоминание фактов из гиковских книжек в публичных местах зачастую приводит к оскорблениям, издевкам и недоверию со стороны: а) равнодушных циников, любящих критиковать современные гуманитарные изыскания в околотехнических областях; б) консервативных игроков, излишне сакрализирующих свои детские впечатления об играх и боящихся их препарировать.
Раз уж суть этого текста предполагает, что признание существования «геймеров» в какой-то мере допустимо, придется спросить – а кто эти геймеры вообще такие? Попробуем спросить у самих геймеров.
Глубокомысленно. Точного ответа нет. Даже поиск в академической среде привели к неутешительному заключению: единственным традиционным признаком существования геймерской культуры является RGB-приборы, а любовь к играм через боль является слишком неочевидным критерием.
Если судить здраво, то даже на отрезке в 40-50 лет сфера геймера постоянно расширяется. Например, для изначальных «геймеров» – старых ролевиков, настольщиков и других – причастие к их культуре девайсов с кислотной подсветкой просто оскорбительно. Еще появились люди, идентифицирующие себя девушками-геймерами. Однако, общее отношение геймеров практически любого возраста к описанию своей породы очень похоже.
Решим так. Если вместо кальянчика, рыбалки, сириков, похода в клуб, чила с тянкой и роллами на диване, бега по парку, починки машины, прополки огорода и других важных дел вы предпочтете занять освободившийся час играми, чтением материалов про игры или подобной активностью, то вы точно геймер.
Даже если сильнейшее проявление геймерства – упертый в ярылки рабочего стола взгляд или в меню игры, которую вы собрались пройти еще полгода назад и теперь не помните ни сюжет, ни героев – мы все равно готовы вас принять к себе.
Мы – геймеры
Возможно, среди нас есть даже взрослые. Мы покупаем игровую систему за 40, 100, 200, 400 тысяч рублей, любовно собираем по гайдам систему охлаждения, прикручиваем кулеры, аккуратно разгоняем смазанный ровным слоем термопасты процессор, копаемся в BIOS, устанавливаем планки и стараемся достигнуть совпадения портов с возможностями панелей корпуса.
А дальше – как отрубило. Новые игры? А что с ними делать? Систему гудит, экран светится, но терабайтный жесткий диск остается пустым. (Ведь ОС мы поставили на отдельный SSD, правда же?). И нет причин его к заполнению.
Топы игр не внушают радости. Рекомендации игровых сервисов вызывают зевоту. Игровые презентации – скуку и сон. Трейлеры – злость и критику. Ресурс сил и внимания тратится на серфинг по пабликам с картинками или на другие пустые занятия. Это та самая импотенция, дорогие мои господа и дамы.
Побочные явления
Игровая импотенция принимает разные формы. Совсем не обязательно полностью терять вкус к играм, ведь что-то геймерское в душе остается. Просто все новое теряет цвет, а старое не вызывает радость, а съедает время.
Кто-то из жертв этой болезни души играет в интересные старые инди. Кто-то запускает старые любимые игрушки и прячется в воспоминаниях, если позволяет конфигурация системы и сборка игры. Узнать, что скорость любимой игры привязана к FPS – реальное горе.
Другие пострадавшие врубают все цвета RGB-подсветки и возвращаются в родные устаревшие ММО, как и год, как и пять лет назад. Новых игр для них как будто бы нет.
Игры стали хуже?
Может, хороших игр стало меньше? Никак нет – согласно статистике, только в Steam выходит от 7 до 9 тысяч игр ежегодно. ААА-тайтлы вылупляются десятками, просто крупные проекты – сотнями. Индустрия видеоигр растет и развивается, ширится и растет армия геймдизайнеров, а мы как будто остались вне игрового пространства.
Может, игры стали слишком короткими? Тоже нет. Наоборот, приблизительно с 2015 года вернулась мода на создание игровых миров, способных поглотить от 70 до 100 часов вашего времени за счет не всегда гуманных механик.
Значит, проблем с играми нет. Если проблема в чем-то между стулом и экраном.
Психологи?
Итак, ничего не помогает? В привычной позе креветки все еще лениво гоняете одним пальцем в Dota 2, Osu, Hearthstone и другие сессионки? Знаете, это хорошо. Это нормально – люди, которые клеят танки, красят миньки, футболом увлекаются во дворе и тоже не распыляются на все подряд, а фокусируются на основном хобби.
Возможно, вам надо просто найти в жизни что-то еще, что могло бы контрастировать с вашими игровыми сессиями. И не страшитесь просто смотреть на игры, геймер-наблюдатель вполне себе часть игровой культуры, рефлексивен по отношению к зрителям спортивных забав, танцев или подобных активностей.
Действительно, оставим поверхностное рассмотрение сложнейших процессов псевдоаунчным коучам, а сами остановимся на чем-то бытовом: игры должны удовлетворять психические потребности.
Потребностей немало: контроль происходящего (можем ли мы назвать контроль жизни истинной свободой воли?), достижение желаемых результатов без лишних усилий и связь с людьми. Или хотя бы с кроганами. Все вместе это может вызывать состояние потока или погружения. Как контролировать удовлетворения потребностей в видеоиграх? Никто не знает.
Animal Crossing и Plants vs. Zombies признаны полезными для здоровья играми
Когда-то медики завершат последние кормления беременных женщин витаминами и начнут изучать проблемы медиа-потребителей. Лет этак через 400. Но и сейчас некоторые психологи предполагают, что человек со временем должен заряжаться энергией перед играми – с возрастом игровые взаимодействия утомляют все сильнее, эмоции бледнеют, а привычное из детства состояние геймерского потока тяжелее нащупать.
Последний рубеж
Одно из проявлений сложностей с играми – неспособность сосредоточится на игре в одиночном режиме и длинные игры. Некоторые сомнительные специалисты считают это одним из проявлений синдром дефицита внимания и ассоциируют с расстройством интернет-серферов. Люди не могут читать длинные статьи (ой, но вы ведь дочитали?), не хотят организоваться, зачастую агрессивны.
Возможно, у вас есть именно эта проблема. Тогда вам нужно избавиться от различных фоновых активностей, чаще гулять, пытаться положительно общаться с людьми, не дергаться по пустякам и вообще заняться информационным детоксом.
Как бороться с игровой зависимостью?
Но современные одиночные игры действительно наводят тоску из-за грязных приемов разработчиков, которые собирают о вас статистику и оперируют только по ней.
Попытаемся найти конкретные решения, но уже во второй части статьи.