Системы искусственного интеллекта способны на многое — с некоторыми задачами они справляются даже лучше людей. Относительно недавно я рассказывал про нейронные сети, которые умеют рисовать по словам. Людям всего лишь необходимо ввести текстовое описание будущей картины и компьютер быстро выдает уникальный результат — на такую быстроту и фантазию не способны даже самые гениальные художники мира. Или вот другой пример: в 2020 году искусственный интеллект сыграл против человека внутри авиационного симулятора FlightGear и оказался быстрее и точнее, из чего можно сделать вывод, что компьютер разбирается в военной тактике лучше людей. Однако, каждый искусственный интеллект хорош только в определенной сфере — одни хорошо рисуют, другие пишут музыку и так далее. А так, компьютерный разум сегодня не достиг даже уровня ребенка. Но работа по обучению нейросетей идет, и недавно был представлен искусственный интеллект, который развит почти так же, как человеческий младенец.
Что умеют новорожденные дети?
На что способен ребенок, который только что родился? В первые дни своей жизни он может разве что дышать и плакать — для выживания ему нужна помощь. Но спустя несколько месяцев младенец начинает инстинктивно понимать наш мир. Например, ему становится ясно, что люди не способны просто исчезать на ровном месте. Во время игры с ребенком, взрослые внезапно прячутся или просто закрывают ладонями лицо — это вызывает у детей удивление и последующий смех.
Вам будет интересно: Могут ли дети плакать, находясь в утробе матери?
Обучение искусственного интеллекта
Для искусственного интеллекта такие явления непонятны, поэтому ученые решили создать систему, которая хотя бы немного осознает правила реального мира. Он получил название PLATO, что можно расшифровать как «Обучение физике с помощью автоматического кодирования и отслеживания объектов». Для тренировки системы были использованы видеоролики, в которых демонстрируются пять ключевых понятий, которые дети осваивают в первые недели своей жизни:
- постоянство — объекты не могут внезапно исчезать;
- твердость — твердые объекты не могут проходить сквозь друг друга;
- непрерывность — объекты последовательно перемещаются в пространстве и времени;
- неизменяемость — объекты не могут просто так менять такие свойства, как форма;
- направленная инерция — объекты движутся в соответствии с принципами инерции.
Стоит подчеркнуть, что некоторые объекты все же способны исчезать и менять свою форму — например, мыльные пузыри и так далее. Но младенцы этого не понимают, потому что это следующая ступень их развития. Все перечисленные выше концепции были объяснены искусственному интеллекту PLATO при помощи видео с мячами, которые падают на пол, отскакивают друг от друга и так далее.
После процесса обучения, исследователи проверили, правильно ли искусственный интеллект освоил все уроки. Оказалось, что да — когда ему показали ролики с невозможными явлениями вроде проходящих сквозь друг друга твердых объектов, он сразу же заметил это. Система распознала нарушения законов физики и на видео, в которых демонстрировались отличающиеся от мячей объекты. Таким образом, авторы научной работы убедились, что созданный ими искусственный интеллект способен учиться и расширять свои базовые учебные знания. Однако, как ответили ученые, работы еще много — разработанная ими система имеет множество недочетов. Например, он не «удивляется», когда ему показывают видео, в которых нет ни одного объекта.
Что будет, когда Искусственный интеллект достигнет пика своего развития? Ответ тут.
Зачем ученые создают искусственный интеллект?
Но зачем исследователи вообще хотят создать искусственный интеллект с разумом младенца? Во-первых, это просто научный интерес — ученые уже давно хотят создать компьютер, наделенный собственным интеллектом. Во-вторых, такие исследования могут многое рассказать о развитии интеллекта у людей. Например, авторы научной работы отметили, что их работа продемонстрировала, как основные концепции физики могут быть усвоены посредством визуального обучения. Также стало ясно, что даже врожденные знания о физике объектов могут быть искажены, если детям показать видео с нарушениями законов физики.
До создания полноценного искусственного интеллекта еще далеко. Но нейросети уже сейчас способны на многое, вот вам три примера:
Что вы думаете о результатах данной научной работы? Своим мнением делитесь в комментариях или нашем Telegram-чате.