На данный момент вокруг нашей планеты летают более тысячи искусственных спутников. Каждый из них выполняет свою работу — например, одни аппараты помогают метеорологам составлять прогноз погоды, а другие раздают интернет. Небольшие компании, которые обеспечивают нас спутниковой связью, часто выводят на орбиту новые аппараты. Как правило, эти небольшие спутники отправляются в космос вместе с более важными грузами — например, с продовольствием для членов Международной космической станции. У такого подхода есть несколько серьезных минусов, но компания SpaceX придумала, как их устранить.
Казалось бы, что плохого в том, что компактные спутники отправляются заодно с большими аппаратами? Возможно, благодаря такому подходу спутниковые операторы даже могут сэкономить деньги. Все не так хорошо, как кажется, потому что компании никогда не могут точно знать, сколько именно аппаратов они смогут поместить в грузовую капсулу. Также есть вторая проблема — они не могут заставить ракету вывести спутник на строго определенной высоте. Для SpaceX и других компаний, которые занимаются запуском ракет, главный груз всегда превыше всего.
Как запускаются спутники связи?
Чтобы дать небольшим компаниям больше возможностей, SpaceX запустила программу SmallSat Rideshare. В ее рамках компания будет регулярно выводить на орбиту Земли исключительно небольшие спутники весом от 150 до 300 килограмм. Стоимость запуска будет зависеть от количества и массы аппаратов и составит от 2,25 до 6 миллионов долларов. По меркам космической индустрии это вполне приемлемая цена за такую «маршрутку» для небольших спутников.
На орбите Земли действительно много искусственных спутников
Помимо SpaceX, выводом небольших спутников на орбиту занимается компания Rocket Lab. Однако, за один запуск она просит от 5 миллионов долларов. В связи с этим, большинство операторов спутниковой связи наверняка будут обращаться за помощью к SpaceX, потому что помимо предоставления низкой цены она позволяет запланировать запуск на полгода вперед и даже переносить даты старта. Разумеется, за такие капризы заказчикам придется заплатить дополнительную сумму.
Преимущества SpaceX
У компании SpaceX есть огромный опыт по выводу на орбиту небольших спутников. В мае 2019 года она за один раз запустила в небо сразу 60 интернет-спутников Starlink, каждый из которых весит 227 килограммов. Компании было важно, чтобы аппараты вышли на 440 километровую орбиту, и это требование было выполнено. Возможно, о такой точности операторы связи на данный момент могут только мечтать. В будущем компания намерена запустить еще 12 000 таких же устройств, так что ее опыт в этом непростом деле будет только расти.
Кстати, некоторые спутники Starlink уже сломались
Помимо операторов связи, новой услугой SpaceX могут заинтересоваться и другие компании. Например, в мире уже есть как минимум два стартапа, которые хотят запустить на орбиту сотни ярких спутников и складывать из них рекламные баннеры. Звучит как страшная фантастика, но такая идея действительно есть — российская компания StartRocket уже готова рекламировать газировку «Пепси». Спутники нужно будет расположить на высоте 400-500 километров — кажется, Илон Маск вполне способен помочь с этим.
Что вы думаете о новой программе SpaceX? Своим мнением делитесь в комментариях, или же в нашем Telegram-чате.