Люби меня, люби! Жарким огнем, топором и хлыстом, кровь проливая.
Total War: Warhammer – одна из важнейших серий в современной истории видеоигр. Она спасает многовековую любовь молодых людей к похвальному околовоенному увлечению – к сбору оловянных солдатиков. И свинцовых. Даже пластиковых тоже кто-то любит.
Вместо полок и столов, мы выводим разукрашенный армии человечков и монстров на цифровые поля сражений. Но они оторваны от реальности, наши современники уже не воображают себя карлами, цезарями и наполеонами. Несмотря на внешнюю привлекательность, новые миры вызывают вопросы и требуют изучения. Здесь мы попытаемся кратко ответить на пару из них.
1. Warhammer – пародия в классическом смысле
Да, вся вселенная Warhammer пародийна. Если кратко, то история Warhammer Fantasy (Battles) началась с попытки выпустить в Британии аналог D&D, отобрав у американского продукта внимание подсевших на боевые сказки английских подростков. В дело пошли всевозможные клише, самые приторные штампы, самые избитые идеи.
Но разработка оказалась сложной. На основу оригинального мира, созданного легендарным Майклом Муркоком, легли вторичные наработки авторов Games Workshop с примесью актуальной политики под либеральным уклоном. Но кое-что отличает Warhammer от всего прочего, ведь под шелухой подсмотренного у вторичных графоманов материала проглядывает оккультная глубина концепций Муркока, переосмысленных авторами Workshop.
Получился сеттинг бесконечного и бессмысленного насилия, сверхплотного оккультизма зачарованной реальности, где плохие парни обреченно сражаются с абсолютным злом, а вокруг них самая вселенная стонет в предвкушении апокалипсиса. Он увлек целое поколение ценителей фэнтези своей абсурдной нелогичностью, за которой читалась тонкая издевка над обществом. Вот характерная черта: все стороны конфликта купаются в крови, несут страшнейшие потери, но всегда успевают восстановиться до следующего конфликта.
Даже «вымирающих» эльфов, гномов и драконов всегда ровно столько, сколько нужно по сюжету для эпического размаха. А на другом плане бытия многочисленные приземленные языческие божки сражаются против невыразимых психических сущностей. Гиперболизировано, утрировано, пошло, вкусно, как современные деконструкции комиксов вроде «Пацанов» или «Миротворца». Warhammer – вывернутое и освежеванное раблезианство от мира фэнтези, фаршированное символизмом и педантичным вниманием к бытовым деталям.
2. Вселенная Warhammer FB официально умерла
Культурный рассвет Warhammer Fantasy пришелся на середину 90х. В то время вышла знаменитая 5 редакция, а вместе с ней – военные тактические игры Warhammer: Shadow of the Horned Rat и Warhammer: Dark Omen. Проекты веховые, именно они определили стиль всей серии Total War. Крепкий сюжет, детализированная графика, глубокое внимание к деталям – вот за что фанаты до сих пор ценят их.
Продолжался расцвет недолго. Несмотря на все попытки энтузиастов, вселенная выдыхалась, устаревала, отставала от мировых трендов – что можно почувствовать по литературе или по Warhammer: Mark of Chaos. К примеру, Петер Фехервари, выдающийся британский фантаст, считал Warhammer FB «всего лишь очередным заурядным фэнтези-сеттингом», предпочитая 40k.
Основные авторы увлеклись мраком будущего, вышли законы против использования свинца, упали продажи фигурок – основного средства существования старомодной Games Workshop. Заодно начались проблемы с владельцами прав на орков, эльфов и прочих тварей.
В 2018 году Games Workshop прекратила мучения Старого Мира, объявив Конец Времен. В борьбе жабы и гадюки проиграли все, включая немногочисленных фанатов оригинала. Они получили Age of Sigmar, многоконцептуальную вселенную со множеством миров и размахом восточной мифологии. И юридически чистую от любых проблем с авторскими правами.
3. Почему Creative Assembly?
Как вы уже поняли, Games Workshop – британская игровая кампания (с массой причуд). И главные фанаты – именно британцы. Не совпадение, что и Creative Assembly – еще одна британская игровая компания, тоже с причудами.
Games Workshop умудрилась прожить почти полвека за счет продажи миниатюр и правил к ним. Причем эти миниатюры надо купить, зачистить, загрунтовать, покрасить, собрать, повторить процесс к n штук, собрать для них поле, выучить правила, придумать (или прочитать) историю и так далее.
Creative Assembly тоже выдающийся кандидат на звание самого упертого разработчика в мире. Компания уже больше 30 лет выпускает стратегические игры, практически одинаковые с точки зрения любого стороннего наблюдателя. Не удивительно, что они сошлись между собой.
Немалую роль также сыграло то, что некоторые сотрудники обеих компаний пересекались в журнале о варгеймах White Dwarf. И работали в обеих. Возможно, такие сотрудники сыграли ключевую роль, но очевидно, что судьба их вела друг к другу. К примеру, Blizzard получила от ворот поворот – пришлось лепить Warcraft.
4. Агония и возрождение
Games Workshop выдавливала из Fantasy Battles все соки, раздавая направо и налево лицензии. Комплекты в Dota 2, мусорные экшены, тонны второсортной литературы. В примортальном хаосе Creative Assembly смогла урвать себе право разработать стратегию по мотивам сеттинга с максимально размытыми условиями использования. Некоторые разработчики ждали этого момента 15, 20, а то и 30 лет. С тех времён, как детишками бегали в магазины GW глазеть на полки с фигурками.
Разработчики грамотно подошли к процессу разработки. Первая часть стала пробой пера, оставшись в пределах ранее освоенного материала. Берем Dark Omen, наваливаем к ней Mark Of Chaos, утрамбовываем в форму Total War. Затем добавляем миллиарды DLC.
Total War Warhammer оказалась неровной, но примечательной. На успех повлияли сразу несколько факторов: тоска фанатов фэнтези по ААА-стратегиям в жанре; армия латентных фанатов Warhammer в СМИ; многочисленные независимые с контентом про Warhammer.
Games Workshop будто сделал милость, разрешив Creative Assembly выпустить игру с каноничным сюжетом, где силы Хаоса уничтожают мир, закрывая история сеттинга. Но на деле загнала себя в ловушку, столкнувшись с армией разъяренных новичков. Пришлось даже анонсировать Warhammer The Old World, проект по углублению старого сеттинга от Forge World, подрядчика по выпуску литературы, миниатюр и всего прочего.
5. Creative Assembly отвечает за судьбу Warhammer Fantasy
В Total War Warhammer Creative Assembly устроила рискованную выходку, превратившись из хронистов в авторов. Разработчики выпустили фракцию, применив все описанные ранее приемы – надрали образов из массовой культуры, выложили их на готовый сеттинг, скрепили пафосом, шутками и пренебрежением к реализму. Получились вампиры-пираты.
Фанаты пиратов приняли. А Creative Assembly получила запас доверия – теперь она не только переносит проработанные частицы лора Warhammer на игровую карту, но также достает забытые куски старых историй, дорогих сообществу. Бережно и аккуратно, как японский мастер кинцуги, скрепляет их в новое целое.
Основная проблема – сложности с балансом. Обе части Total War Warhammer очень запутанны, и каждый следующий герой становится новой переменной в клубке, который не под силу распустить разработчикам без серьезных усилий. Но для того и нужна третья часть, чтобы не превращать картину в мазню.
6. Total War Warhammer III – новая история
Total War Warhammer III разрабатывается уже с оглядкой не на варгейм, а на немногочисленные статьи в журналах и фанатское творчество. Поэтому Creative Assembly превратила анонс проекта в растянутое на несколько месяцев шоу, выпуская ролики с представлением доступных фракций, каждый из которых бил прямо в нервы фанатов.
Вместе со сценаристом Энди Холлом, Creative Assembly отправится в новые страны и к новым героям, раскроет новые сюжеты. Хотя, конечно, все они обречены на смерть, а мир – на уничтожение. Таков Warhammer.
7. Кто появится в Total War Warhammer III?
В Warhammer десятки фракций. Их станет еще больше благодаря усилиям Creative Assembly, раскопавшим совсем удивительных существ на просторах Старого Мира – внутриигрового аналога Европы и Азии.
Именно в квази-Азию мы отправимся – она в два раза больше карты из Warhammer II. Населена плотнее. Первыми при путешествии на восток нас встретит Кислев – любопытная смесь народов, в которой угадываются черты славянских и тюркских племен. Кислевиты гоняют на медведях, обожают снег, а правит ими очень злая и опасная Снегурочка. Главная забота в их жизни – битва против неистощимого потока армий из Пустошей Хаоса, северного региона, где реальность искажена под властью четверки богов Хаоса.
Сами боги – вторая основная фракция. Представлена демонами и культистами. Суть их в максимализме. Яростные консерваторы служат Кхорну, жизнелюбивые и задумчивые стоики нашли приют у Нургла, амбициозные бунтари и искатели знания попали под крыло Тзинча, а высокомерные мастеры-гедонисты обратились к Слаанеш.
Третьей фракцией станет Катай – загадочный край, стилизованный под Древний Китай. Им правят драконы-аристократы, но вот с единством у страны проблемы. В ней процветают различные культы, отклонения, извращения, но простой народ и высокие технологии как-то удерживают древнюю империю от развала под давлением со всех сторон.
Всего 7 фракций. Кого забыли? Владельцы предзаказа получат DLC с Королевствами Огров – племенами уродливых гигантов, увлеченными обжорством и гастромантией. В качестве пушечного мяса огры используют собственных выродившихся отпрыском, титанических зверюшек и порабощенных гоблинов.
8. Какие герои будут доступны?
Каждая фракция получит по 2 лордов, кроме Хаоса. У демонов по именному демону на каждого бога – Ку’гат, Скарбанд, Кайрос и Н’Кари – а также настраиваемый игроком вручную демонический полководец Хаоса Неделимого.
Кислевитов ведут царица Катарина и патриарх Косталтын. Катай представят Мяо Ин и Чжао Мин. Огров – архитиран Гризус Златозуб и пророк Великой Пасти по имени Скраг Мясник.
В тренировочной кампании игроки познакомятся с Юрием Коваленко (Кто? Не суть). Прохождение сюжетной кампании откроет доступ к некоторым бонусным лордам, включая Красного Царя, Бориса Боху.
9. Большая карта
Очень большая карта. Игроки смогут пройтись огнем и мечом по гигантским территориям, захватить огромное количество регионов. Если в первой игре доступны 63 провинции, то в третий их уже 72, не считая опасные царства Хаоса.
Также разработчики обещают отдельный режим, объединяющий все три игры. Это более 220 провинций и несколько сотен поселений, включая проработанные регионы и ранее неизвестные области.
Только представьте, как войска Архаона, Владыки Конца Времен, прокладывают путь через все страны, питая злодея силами многочисленных поверженных героев! Безжалостное и неотвратимое уничтожение мира и всего его населения, без оправданий или переворота ситуации. С этикой уровня Plague Inc.
10. Что мы ждем от дополнений?
Разработчики Total War Warhammer III ничего не рассказали про реализацию Инда, Ниппона, Альбиона и Арабии. Суть регионов ясна из названий, но на представленной ранее карте нет места для столь крупных единиц.
Поэтому более вероятные претенденты появление: гномы хаоса, хобгоблины, северные гномы, фракции наемников и авантюристов, змеелюди из Кхуреша, отдельные племена кочевников и развитие существующих фракций. Расползется это дело до привычных 20+ фракций и подфракций.
Тактика выпуска дополнений прежняя и милосердная – каждый платный релиз сопровождается бесплатным обновлением с новым контентом. Контент DLC становится частью игрового мира, но платные герои и фракции недоступны для выбора игроком, как и сюжетные миссии.
11. Основные нововведения
Разработчики пересмотрели многие механики, улучшили осады и добавили различные приятные школы магии. Но главным изменением станет упор на сюжетную составляющую и на глобальные стратегические решения. Так уж сложилось, что равновесие между RTS и TBS сместилось в сторону второй из-за большего пространства для развития.
В основном режиме игрокам предстоит пройти полноценную кампанию с выборами, решениями, заданиями и сражением против финального босса – одного несносного поганца, ставшего занозой для всего мира. Да что там мира, он умудрился довести до бешенства даже богов!
Также игроки получат развитый кооперативный режим. Стандартая кампания поддерживает 8 игроков. Второй доступной кампанией станет сюжет о Великом Катае, тоже на 8 игроков. Также разработчики добавят кампанию о Кислеве на 3 человек.
Другой новинкой станет режим выживания с цепочкой квестов. Игроки получат большую развитую карту поля битвы, а не обычное плоское недоразумение с лесочками и пригорками. На нем можно строить баррикады, по нему придется брести от одной важной точки к другой, отбиваясь от набегающих противников.
12. Когда выйдет и где играть
Total War Warhammer III выходит 17 февраля 2022 года только на ПК. Заказать игру можно в Steam, EGS, Microsoft Store или получить через подписку PC Game Pass.
Предварительная загрузка откроется 15 февраля в 18:00 по МСК для всех сервисов, кроме EGS. Для игры понадобится процессор уровня AMD Ryzen 5 или Intel Core i5, 120 гигабайт места на диске, также рекомендована система с Windows 10 или 11. Также приготовьте место для установки прошлых игр – у вас ведь есть свободный SSD на 500 гигабайт?
Total War – линейка традиционно процессорозависимых игр, но стратегическая серия Warhammer предъявляет все больше требований к графическому ускорителю. Впрочем, для минимального комфортного геймплея хватит даже серии GTX 900, особенно при разрешении до 1080p.
13. Как подготовиться к релизу?
Любого неофита Warhammer волнует главный вопрос – а что читать? Вопрос возникает из убежденности большинства поклонников фантастики, что ее обязательно необходимо читать.
Впрочем, так и есть. Основные игры уже перечислены, остаются книги правил, статьи Forge World и выпуски White Dwarf. Главная книжная серия – Warhammer Chronicles, см. основную сюжетную линию Готрека и Феликса. Ее герои соприкасаются практически с каждым аспектом Старого Мира.
Также Chronicles раскрывает жизнь замечательных персонажей, перекочивавших в AoS: терзания Архаона, коварство Нагаша, интриги семейства Карштайнов, становление Тириона и Теклиса. Тем, кому интересны кислевиты, подойдут приключения Конрада. Также ценителей чернухи может заинтересовать серия Blackhearts, история Малуса Темного Клинка и хроника вражды Азурмена с Малекитом.
Отдельным источником информации можно принять Liber Chaotica – стилизованное под научную книгу описание сил Хаоса. Она будет актуальна также для поклонников других сеттингов Warhammer.
История Warhammer – история фанатичной любви ценителей фэнтези, создавших мир концентрированного пафоса, спрессовав в него все наследие жанра.
Сейчас в жанре небольшой кризис, заметный по настроению сериалов: «Колесо Времени», «Кольца Власти», «Ведьмак», «Хроники Шаннары». Тяжеловесные, злые, утрированные истории с черно-белой логикой не котируются создателями контента. Авторы Total War понимают это не хуже нас, и ради нас же рискнули выпустить стратегию, насыщенную новыми историями.